Конспект НОД «Русские посиделки»

Марина Цырульник
Конспект НОД «Русские посиделки»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №68

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОНСПЕКТ

Непрерывной образовательной деятельности

Приобщение детей к истокам народной культуры.

Образовательная область: Познание.

Тема: «Русские посиделки»

С использованием педагогических технологий: информационно-коммуникативных; личностно-ориентированных; проблемно –игровых.

Автор:

воспитатель

1 квалификационной категории

М. В. Цырульник.

Санкт –Петербург

2018г.

Цель: Формировать представления детей старшего дошкольного возраста о быте и некоторых традициях русской деревни.

Задачи:

Образовательная область: «Познавательное развитие»

-вызвать интерес к русской культуре, способствовать развитию познавательной мотивации;

-способствовать расширению представлений детей об основных деталях народного костюма.

- формировать познавательно - исследовательские действия через рассматривание колосьев, зерна, муки; при изготовлении теста;

-развивать воображение, творческую активность.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

-расширять представления о малых народных формах;

-развивать предпосылки ценностно –смыслового восприятия и понимания народных песен;

-поощрять эмоциональный отклик.

Образовательная область: «Речевое развитие»

-развивать связную речь, побуждая детей высказывать свои суждения, делать предположения, отвечать на вопросы полными предложениями; высказывая мысль до конца;

-развивать детское словотворчество;

Образовательная область: «Социально коммуникативное развитие»

-воспитывать чувство гордости за свою Родину, воспитывать желание изучать историю и традиции своего народа;

Образовательная область «Физическое развитие»

-развивать мелкую моторику рук;

-расширять двигательный опыт, координацию движений, мягкие прыжки, плавные повороты;

Предварительная работа:

-познавательные вечера «Лучинушка», «Загадушка-отгадушка»;

-беседы с детьми о труде ;

-чтение стихов о русской деревне, сказок, заучивание пословиц и поговорок;

-знакомство детей с интересными фактами из истории русского костюма;

-рассматривание тематических альбомов, просмотр слайдов и иллюстраций, мультфильмов;

- «Стол удивлений» - проращивание овощных культур;

-мастер классы по работе с тестом к традиционным праздникам;

-совместные выставки работ взрослых и детей на фольклорные темы;

-составление коллажа "Берегите хлеб!"

-разучивание народных игр с движением.

Словарная работа: активизация словаря: лапоть, изба, кокошник;

обогащение словаря: картуз, сруб, ухват.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал старинная одежда и посуда, предметы быта, макеты животных, зеленая изгородь, длинная русская лавка, сапог, самовар, домовенок.

Раздаточный: посуда для замеса-плошки, деревянные ложки, разовые перчатки, ингредиенты для сдобного теста (яйца, мука, дрожжи, молоко, масло).

Методы и приемы:

Словесные: рассказ, чтение стихов, пословиц, загадок, беседа, придумывание рифм.

Наглядные: показ предметов, рассматривание, показ образца, использование картинок, реквизита «старинная изба».

Практические: лепка из соленого теста,, исследование зерен ржи, совместные действия ребенка и взрослого.

Игровые: подвижные игры, игры-забавы, дидактические игры, игровые ситуации.

Интеграция ОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, игровая.

План

1. Часть Начало занятия. Проблемная ситуация.

Хоровод за околицей, появление Марьи, перемещение во времени на 100 лет назад.

2. Основная часть.

Рассматривание улицы русской деревни (диалог –рассуждение о старинном костюме).

Веселое прохождение ворот тетушки Меланьи (пословицы).

Знакомство с убранством старинной горницы –печь, Красный угол, колыбель (загадки, сказка, сюрприз-домовой, детские суждения). Исполнение колыбельных.

3. Практическая часть. Замес теста.

4. Завершение. Рефлексия.

Вынос каравая, народный оркестр.

Ход деятельности

Проблемная ситуация

Появление персонажа Марьи Маревны.

Фонограмма. Собирайся народ в большой хоровод.

Марья –Маревна:

Как в весенний день гости съехались

Да как в теплый день, самый красочный.

(вариант -да в дождливый день, но все ж радостный

Хоть и ветреный, все же радостный)

Сколько песен здесь, сколько шуток здесь,

Сколько радости самой праздничной!

Растворитесь вширь двери светлые,

Разбегитесь ввысь наши лестницы,

Встречи приятней и радостней нет

Всем вам мой низкий поклон и привет!

Я –Марья Маревна из русской деревни, что стояла здесь лет сто назад (10 раз по столько-две руки). Решила научиться печь настоящий каравай, да страшно одной.

Будете моими помощниками?

Тогда надо обернуться красными девицами да добрыми молодцами какие были на Руси давным- давно! Согласны?

Глаза закрывай…

На сто лет назад

в русскую деревню попадай!

Девицы -девицы, а что это на вас надето? (народный костюм)

А что за убор на голове? (кокошник)-…

А почему так называется? На что похоже слово? «Кокоша», значит курица, кокошник по форме похож на куриный гребешок. Удобно в нем работать? Не очень. Кокошник носили женщины по праздникам.

Как называется ваше платье без рукавов? (Сарафан). Блузка? (Рубаха, Руб –это отрез ткани)

Молодцы –молодцы, а вы как нарядились?

Как называется рубаха? (Косоворотка) Почему так называется? (косой, сбоку, а не прямой ворот) А знаете для чего застежка не посередине? (Чтобы крестик нательный не выпадал во время работы).

Посмотрите какая у нас красивая деревня –что мы тут видим?

(колодец с чистой водой,

Мельница (для чего она,

широкая улица, по обе стороны дома всего в 1 этаж. Как дома назывались?

В каких сказках про дома пишут? (заюшкина избушка, терем-теремок) ни одна книжка русских сказок не обходится без рисунка дома. А почему избу срубами, почему?

потому что их рубили топором.

Через дорогу важно переходят гуси и утки, домашние животные во дворах, слышен лай собак а вот и дом тетушки Меланьи, что любит гостей встречать-привечать, да новому научать.

Как нам зайти? Дверного звонка нет (постучать)

Тетушка Меланья: Поклон вам, люди добрые!

Сколько гостей у меня за околицей…И все из нашей деревни?

А ну-ка проверю…наши –то деревенские много пословиц знают

Дети говорят пословицы.

Тетушка Меланья: А теперь я скажу, а вы продолжайте:

ДИ «Закончи пословицу»:

Труд человека кормит, а лень….портит

Вся семья вместе и…душа на месте

Баба с возу…кобыле легче

Работа не волк-…в лес не убежит

Где родился там и ….пригодился

Хлеб – батюшка, вода –…. матушка

Меланья. Таких смышленых я не видывала

Тогда приглашаю в горницу, да я без дела не сижу, помогать будете?

Дети знакомятся с горницей, тетушка Меланья дает поручения:

Не стой и не грусти-пора пол подмести!

Вот дело для мальчишеских плеч-пора уж затопить печь!

И вы, девицы, не зевайте-скорее пыль в избе вытирайте!

Тебе, милая, петь, а не плясать и в люльке дитятку качать!

Меланья: Чисто в горнице, спасибо, помощники!

Потрудились ладкОм, садитесь рядком!

Стук, грохот…

Домовенок из-за печки (МВ)- А знаете кто я? От слова Дом и мое имя-Домовой.

Мне нравится когда дома чисто, когда все живут мирно, не ссорятся –а вы как живете?

А у вас как дома? И одежду аккуратное складываете? А когда – нибудь искали свои вещи? Это я прятал! Я бы с вами поиграл, но я маленький такой…

Марья –не кручинься, Домовой, мы пальчиками с тобой поиграем!

Пальчиковая зарядка «Бояре, мы к вам в гости пришли»

Марья Нравится вам горница? А хотите загадки про то, что здесь видите?

Рогат, а не бодает,

Не ест еду, а хватает.

Схватит – потом отдаёт,

Сам в угол идёт. (Ухват)

Меланья – Работа для ухвата важная –достать еду, да на стол поставить, чтобы хозяйка рук не обожгла. Кто хочет попробовать и ухват в руках подержать?

Действие-1-2 ребенка.

Марья: Прячет бабушка там вещи сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут (Сундук).

Меланья –сундук у меня росписан городецкой росписью –а у вас какая роспись на ваших придуманных сундуках?

Марья У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит,

И как зеркало блестит.

Шипит, кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

Меланья – Само- вар что он делает?. (дети) Сам варит! Правильно –в нем могли быть дрова, керосин, чтобы вода нагревалась и был готов чай на всю семью. Для чего нужен был сапог?

Экспериментирование «Что общего между сапогом и самоваром?»

Физкультминутка Народная игра «Горелки»

Марья: И еще одна загадка!

Наша толстая Федора

Наедается не скоро,

Но зато когда сыта,

У Федоры – теплота. (Печь)

Меланья -Печь была в каждой избе. С печью связан весь быт, вся жизнь людей. Печь обогревала избу, на ней сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку, на ней спали, в ней готовили еду себе и домашним животным. А еще - в ней пекли хлеб!

Марья. Мы совсем забыли! Мы ж с тем и пришли к тебе тетушка Меланья-научиться хлеб печь!

Меланья с детьми заводит тесто.

Примерные вопросы:

Расскажи, что мы берем…

Расскажи, как будешь делать…

Для кого печешь…

О ком думаешь…

Что будет, когда мы сделаем это.

Меланья Какое тесто завели, сколько ему добрых слов наговорили, будет пыщная стряпня!

Все вместе ставят в печь хлеб.

Меланья Будет хлеб – будет и ….песня

Дети поют частушки

Играют на шумовых инструментах.

Меланья –как вкусно пахнет хлебушек, видно испекся уже!

Обносит хлеб, детям дает понюхать.

Марья Хлебушку поклонимся и прославим добрым словом

Ребенок читает стихи о хлебе.

Меланья -Вижу из окна, что гости у порога!

Марья Покружились- покружились

в детский сад воротились.

Пора гостей встречать

Караваем угощать!

Под русскую народную музыку Меланья и дети выносят каравай и угощают гостей.

Рефлексия

Понравились вам стародавние времена?

Что узнали нового?

О чем еще хотели бы услышать?

Чему научиться еще?

Во что поиграть?

Публикации по теме:

Конспект НОД «Ложки русские, музыкальные» Хабибова Н. З. музыкальный руководитель ГБОУ АО «Школа – интернат № 3 для обучающихся с ОВЗ» г. Астрахань «Ложки русские, музыкальные» (конспект.

Конспект интегрированного занятия на тему «Русские мастера» Цель: - обобщить знания о декоративно-прикладном искусстве России; - воспитывать гордость за талант русских мастеров; - закрепить представление.

Конспект НОД по познавательному развитию «Русские традиции» во второй младшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Русские традиции» во второй младшей группе Цель: Формировать знания и представления о гостеприимстве и традиции чаепития. Задачи: Познавательные: Знакомить детей с русским народным.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Русские народные сказки» Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: «Путешествие по русским народным сказкам» Составила:воспитатель 1 квалификационной.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Иллюстрации
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект НОД «Русские посиделки»
Опубликовано: 23 мая 2018 в 02:24
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День памяти и скорби — 22 июня
Конкурс чтецов «Нет войне» Организация конкурса дело сложное, воспитанники старших и подготовительных к школе групп откликнулись на предложение. В конкурсе...
Конспект по рисованию в 1-ой младшей группе по теме «Одуванчики»
Конспект по рисованию в первой младшей группе. Тема занятия : « Одуванчики ». Цели занятия : учить передавать в рисунке красоту цветущего луга, упражнять...
Конспект занятия во второй младшей группе «Однажды хозяйка с базара пришла»
( подгрупповое сюжетное рисование) Цель: знакомство с овощами, предметами круглой и овальной форм. Задачи: продолжать знакомить детей с круглой и...
Подготовка к конкурсу детского рисунка «Звериная семейка»
Доброго времени суток всем, кто в эти минуты гостит в моём блоге! В прошлом году мы участвовали в городском конкурсе детского рисунка, который организовывал...
Фотоотчет «Кукольные театры своими руками»
Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется играя, а в игре он познает мир! ( С. И. Мерзлякова ) Как много значит, он для детского сердца, с каким...