Конспект НОД по реализации ОО «Художественное творчество» с детьми с ТНР (заикание) «Веселые матрешки»

Виктория Шабалина
Конспект НОД по реализации ОО «Художественное творчество» с детьми с ТНР (заикание) «Веселые матрешки»

Уважаемые коллеги! Скоро праздник - Первомай! Предлагаю вашему вниманию НОД "Веселые матрешки". Матрешка давно стала сувениром для всех народов мира, как выражение дружбы и любви к людям других стран.

Конспект НОД с детьми с ТНР (заикание) «Веселые матрешки»

(область: художественное творчество)

Программное содержание:

1) учить рисовать растительный узор в стиле полхов-майданской росписи, используя восковые карандаши и акварель.

2) закрепить представления детей о декоративно-прикладном искусстве, об особенностях росписи семеновских матрешек (колорит, композиция, элементы).

3) сравнить семеновскую и полхов-майданскую матрешек, определить различия в росписи.

4) развивать наблюдательность.

5) вызывать интерес к работе народных мастеров, интерес к различным видам росписи.

6) воспитывать у детей желание самим создавать прекрасное.

Пропедевтическая работа:

НОД

Конспект НОД по реализации ОО «Художественное творчество» с детьми с ТНР (заикание) «Веселые матрешки»

(познание, коммуникация, художественное творчество «Семеновская матрешка»); рассматривание и описание семеновских матрешек;

дидактические игры «Опиши матрешку», «Ростом разные подружки»; раскрашивание в книжках-раскрасках;

составление и отгадывание загадок о матрешке; посещение художественно-творческой мастерской;

хороводная игра «Мы – матрешки»; подвижные игры с матрешкой;

использование матрешки в самостоятельно организованной деятельности детей.

Рассказ воспитателя об истории семеновской матрешки:

В начале XX века в Нижегородской губернии Семеновского района наладилось производство матрешек. В Семенове издавна существовал токарный промысел. Вытачивали токари из дерева игрушки, потом расписывали их красками и покрывали лаком.

Как-то один мастер привез с Нижегородской ярмарки деревянную куклу – матрешку. И решил такую же куклу сделать сам. Выточил он из липы куклу, нарисовал круглолицую румяную девушку в цветастом платке, в сарафане и переднике, в блузке с вышивкой на рукавах, с букетом цветов в руке. Получилась самая настоящая деревенская Матрена, а ласково – матрешка. Изготовлению и раскрашиванию матрешек мастер научил соседей и всех жителей окрестных деревень. Вскоре этим народным промыслом начали заниматься и в городе Семенове. Здесь матрешек изготовляют и сейчас.

Семеновские мастера сделали на матрешке своеобразную роспись и придали ей несколько иную форму. Семеновская матрешка – стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. На удлиненном лице – высоко поставленные глаза, дугообразные брови, рот "бантиком", малиновый румянец. Колорит семеновской росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, васильковый, лиловый, зеленый. В ее правой руке всегда букет ярчайших цветов и трав, который служит украшением передника. Семеновские мастера изображали матрешек нарядными, веселыми, задорными, бойкими девушками в ярких платках.

Материал и оборудование:

семеновские матрешки, образцы матрешек Полхов-Майдана,

иллюстрации с изображением матрешек;

на каждого ребенка –

шаблон матрешки (детям из 2 подгруппы – лист-раскраска с изображением матрешки Полхов-Майана, простой карандаш, ластик, восковой карандаш черного цвета, акварель, кисти, палитра, фломастеры, емкость для воды, салфетки для работы.

Музыкальное сопровождение:

аудиозапись русских народных мелодий.

Ход НОД.

– Отгадайте загадку, дети.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

– Что это? (ответы детей).

– Правильно, это матрешка.

Воспитатель выставляет на стол семеновских матрешек из одного набора:

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

На столе у нас живут -

Всех матрешками зовут.

Эта игрушка с сюрпризом.

Посмотрите-ка, ребята,

Чем матрешечка богата?

У матрешки-невелички

Есть веселые сестрички.

– Около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькую игрушку-куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям.

А через некоторое время появились и у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки, кокошники. Этих кукол назвали Матренами, ласково – матрешками. Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева на токарных станках и расписывать. Их делают до сих пор: и под Москвой – в Сергиевом Посаде (городе Загорске, и около Нижнего Новгорода – в городе Семенове, и недалеко от города Мурома – в Полхов-Майдане.

У каждого мастера матрешки имеют свое лицо, свой наряд и свой характер.

– Где сделаны эти матрешки? Как вы догадались?

(выслушиваются ответы детей о семеновской матрешке: по форме, композиции, колориту)

Словно репка она круглобока,

И под ярким платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

– Вы правильно узнали, все верно сказали.

Музыкальная разминка.

Дети выполняют движения, соответствующие тексту.

Мы – матрешки, вот какие крошки,

Посмотрите – у нас чистые ладошки.

Мы – матрешки, вот какие крошки,

Посмотрите – у нас новые сапожки.

Мы – матрешки, вот какие крошки,

Посмотрите – у нас вот как пляшут ножки!

Воспитатель выставляет полхов-майданские матрешки.

– Сегодня мы с вами поближе познакомимся с полхов-майданскими матрешками. Недалеко от города Мурома, в селе Полхов Майдан издавна точили удлиненные маломестные или даже совсем неразъемные матрешки с маленькой длинной головой (более похожие на кегли). Лицо полхов-майданской матрешки несколько скорбно. Полхов-майданские мастера не изображают рук, цветы располагают просто в передней части игрушки. На голове у них – яркие шали и кокошник-полуцветок, поверх сарафана – фартучек, да не простой. Передняя часть сарафана украшена цветами, которые нередко чередуются с красными точками ягод. Размер цветов более крупный, чем у семеновских матрешек. Цвета необыкновенно декоративны и своеобразны, в окраске одежды господствуют малиновая и фиолетовая краски. Посмотрите, каким узором украсили матрешек художники Полхов-Майдана?

Дети: Цветы, листочки, ягоды, бутоны.

– Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод. Эти матрешки похожи на букеты цветов, из которых выглядывают лица. Есть у мастеров Полхов-Майдана секрет – сначала рисуют они контуры цветов, листьев, ягод черной тушью, красиво располагая их по всему фартучку матрешки – в цент-ре крупные цветы, а вокруг веточки с бутонами, ягодами и листочками. И только после этого начинают работать прозрачными яркими красками – алой, лиловой, зеленой, желтой и оранжевой, заливая контуры рисунка цветом.

В последнюю очередь подрисовывают травинки, стебельки, усики.

Яркие получаются матрешки, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс.

Пальчиковая гимнастика.

Мы матрешки, мы сестрички, энергичное сжимание в кулак

Мы толстушки-невелички, и выпрямление пальцев обеих рук.

Как пойдем плясать и петь, последовательное соединение пальцев

Вам за нами не успеть. обеих рук с большим пальцем.

– Сегодня вы станете мастерами-художниками и сами распишете матрешек! (воспитатель раздает шаблоны матрешек и листы-раскраски).

– Сначала нарисуйте все детали узора простым карандашом, обведите их восковым карандашом, а затем разведите на палитре необходимые акварельные краски и сделайте матрешек цветными, яркими. Чем вы будете прорисовывать мелкие детали после высыхания красок?

Дети: Фломастерами.

(Воспитатель показывает прием рисования Полхов-Майданских маков и роз.)

Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе.

Во время рисования обращать внимание детей на колорит и композиционное построение узора на фартучках матрешек.

По окончании работы оформляется выставка матрешек.

Анализ работ.

– Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые.

А вам нравятся ваши работы?

Какая матрешка вам больше всего понравилась? Почему?

Расскажи, чем тебе понравилась работа. (Ответы 2-3 детей).

– Молодцы, ребята. Матрешка давно стала сувениром для всех народов мира. Как выражение дружбы и любви к людям других стран везде гостит российская матрешка. Сегодня мы еще раз встретились с нашей любимой матрешкой, побывали полхов-майданскими мастерами, вы замечательно справились со своей работой.

Список использованной и рекомендуемой литературы.

1. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. // Москва: ТЦ «Сфера», 2007.

2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Назарова В. И. и др. // Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

3. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности. Учебное пособие. Потаповская О. М. // Москва: Школьная пресса, 2009.

4. Фольклор и родное слово. Грехнева Г. М., Корепова К. Е. // Нижний Новгород, 1994.

5. Дидактические игры в детском саду. Бондаренко А. К. // Москва, 1991.

6. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. Казакова Т. // Москва, 1996.

7. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Комарова Т. С. // Москва, 1991.

8. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа. Швайко Г. С. // Москва, 2000.

9. Раскраска «Матрешки». ООО «Хатбер пресс»//Москва, 2006.

Публикации по теме:

«Веселые матрешки» — многофункциональное дидактическое пособие из ткани.«Веселые матрешки» — многофункциональное дидактическое пособие из ткани. "Веселые матрешки" выполнены также, как и книжка "Репка", из ткани и оформлены аппликацией. Пособие состоит из 7 плоских кукол разной.

Проект «Веселая матрешка»Проект «Веселая матрешка» я писала проект, но не успеваю его завершить. Проект "Веселая матрешка". МДОУ № 118 город: Участники проекта: воспитанники группы № 5 «Красная.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект НОД по реализации ОО «Художественное творчество» с детьми с ТНР (заикание) «Веселые матрешки»
Опубликовано: 23 апреля 2013 в 10:27
+102Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 149.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Музей «Паровозы России» Фоторепортаж
Сегодня я хочу рассказать о музее под открытым небом «Паровозы России». В музее собраны локомотивы от мала до велика — начиная с небольших паровозиков,...
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Летний пейзаж»
Задачи: учить детей рисовать летний пейзаж в смешанной технике: фон – в технике монотипия, деревья – в технике кляксография с трубочкой, а также...
Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных...
Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком. Память –...
Рисование красками «Заборчик для зайчика» (младший дошкольный возраст)
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одно занятие по сказке "Заячья избушка". Ранее в моем блоге вы могли оценить занятие "Домик для...
Краткосрочная образовательная практика «Шарики — липучки-забавные игрушки»
Краткосрочная образовательная практика «Шарики-липучки - забавные игрушки» ( Конструктор «Репейник») Актуальность: Полноценное развитие ребенка зависит...