Конспект НОД с использованием мультимедийной технологии «Блокада. День памяти — 70 лет. Мы должны знать и помнить»

Анна Рыжакина
Конспект НОД с использованием мультимедийной технологии «Блокада. День памяти — 70 лет. Мы должны знать и помнить»

Конспект НОД с использованием мультимедийной технологии

Тема: «Никто не забыт…» (Блокада).

(старший возраст)

Автор Рыжакина А. Н.

Цель:

- закрепить знания детей об истории города, о войне, военном блокадном Ленинграде;

- воспитывать любовь и уважение к городу, культуру общения, развивать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.

Материал:

- иллюстрации с изображениями воинов, военных действий, техники, людей блокадного города, памятники, слайды, рисунки детей.

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций о войне, блокадном городе;

- Чтение и разучивание стихотворений о блокаде;

- беседы с детьми по темам: «Великая Отечественная война», «Жители блокадного города», «Большая Земля», «Люди, жившие в Германии и фашистская партия»;

- рисование на тему: «Что такое война», «Военный город», «Салют над городом».

Оформление группы:

- стол накрытый одноцветной скатертью, на которой разложены: старая военная каска, кусок хлеба, ордена и медали, свеча, красные гвоздики, метроном.

Ход:

-Знаете ли вы, ребята, какой праздник отмечает наш город сегодня, 27 января? (День снятия блокады. 70 лет.).

- Кто из вас может сказать, что такое БЛОКАДА?

Война. Она ворвалась в мирную жизнь ленинградцев. Город наш тогда назывался Ленинградом, а его жители – ленинградцами.

Наступал на нашу землю враг. Это были фашисты. (Подчеркнуть, что именно ФАШИСТЫ. Уточнить, что среди немецкого народа, не все были фашисты).

В первые годы войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ: «Вставай, страна огромная».

Предлагается прослушать песню «Священная война», музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача (грамзапись).

Враг подступал к городу. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт.

На Ленинград, обхватом с трех сторон,

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон.

Не приостановил ни на мгновенье,

Он сердца ленинградского биенье.

И, видя это, разъяренный враг,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.

Слайд № 1, 2, 3.

Жестокие бои на подступах к Ленинграду вели все: пехотинцы, артиллеристы, танкисты, летчики.

Слайд № 4.

На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки.

Ленинградцы рыли окопы для обороны города.

Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали на станках до тех пор. Пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.

Не хватало еды.

Да, мы не скроем – в эти дни

Мы ели клей, потом ремни,

Но, съев похлебку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

И он точи, пока рука

Могла производить движенья.

А если падал - у станка,

Как падает боец в сраженье.

Слайд № 5, 6, 7.

Каждый прожитый день был для Ленинградцев подвигом. Не хватало еды. Ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды.

Город бомбили все чаще и чаще. Люди прятались в бомбоубежищах. Это специальные помещения под землей, где можно было укрыться от бомбежки.

Во тьме казалось: город пуст,

Из громких рупоров – ни слова,

Но неустанно бился пульс,

Знакомый, мерный, вечно новый.

То был не просто метроном,

В часы тревоги учащенный,

Но наше твердое «Живем!»

Не дремлет город осажденный.

Невский проспект – главный проспект нашего города, изменился. Не было толпы прохожих, разрывались снаряды, фугасные бомбы.

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт!»

Чтоб помнили все строчки эти.

Слайд № 8.

Дети помогали взрослым. Они тушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с фашистских самолетов; тушили пожары; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом. Который давали по специальным карточкам. Очень часто случалось так, что голодные изможденные дети умирали.

Слайд № 9.

Блокада – далеко как это слово

От наших с вами мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи вмерзли на пути,

И матери, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

Хлеб давали по карточкам, но его было очень мало, и многие умирали от голода. Но ленинградцы не сдавались. Несмотря на такое тяжелое время, работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

Слайд № 10.

Девчонка руки протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали, уснула,

А оказалось, умерла…

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Свидетельством жизни в блокадном городе служит ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ.

Слайд № 11.

(читаем надписи на слайде)

Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе и ближе. Налеты самолетов становились все чаще. И только одна дорога осталась, по которой можно было вывезти больных, детей, раненых и привезти муку и крупу. Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни».

Слайд № 12, 13, 14, 15, 16.

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

И было так, на всем ходу

Машина задняя осела,

Шофер вскочил, шофер на льду

«Ну, так и есть, – мотор заело».

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта – не угроза, да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет 16000 ленинградцев!

И вот, в бензине руки он смочил.

Поджог их от мотора –

И быстро двинулся ремонт в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони,

Но он доставит хлеб, пригонит к хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей пайки получат на заре –

125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам.

В осажденном городе, как мы уже говорили работали школы, работали заводы. Город жил. И подтверждением этого созданная в осажденном городе СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ Шостаковича.

Слайд № 17, 18, 19, 20.

И вот наконец, зимним утром на фашистов обрушились залпы 14 тысяч орудий, минометов, «катюш». А ведь зимой наступать – трудное дело. Но ненависть к врагу и любовь к Родине вели солдат в бой.

Слайд № 21.

Кружился снег, а город наш бомбили.

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима.

Рядом со взрослыми защищали город и дети.

ПЕСНЯ «Стояли со взрослыми рядом, мальчишки у стен Ленинграда.»

Чтобы люди никогда не забывали о пережитом, чтобы помнили тех, кто защищал родной город поставили памятники.

Это и кольцо славы. Слайд № 22.

это и дневник Тани Савичевой. Слайд № 11.

это и Мемориальное Пискаревское кладбище. Слайд № 23.

Перед картиной с изображением памятника ребенок читает стихотворение.

Черный камень.

Черный камень,

Что ж молчишь ты черный камень?

Разве камни виноваты,

В том, что где-то под землею

Слишком долго спят солдаты

Заколдованы войною.

Улицы, ограды, парапеты,

Толпы… толпы… Шпиль над головой.

Северным сиянием победы

Озарилось небо над Невой.

Гром орудий, но не грохот боя.

Лица… лица. Выраженья глаз.

Счастье, радость… Пережить такое

Сердце в состоянье только раз.

Слава вам, которые в сраженьях

Отстояли берега Невы.

Ленинград, не знавший пораженья,

Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город.

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил!

Не забудем тех героев, что лежат в земле сырой.

Жизнь отдав, на поле боя, за народ, за нас с тобой.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Ребенок читает стихотворение.

Я жить хочу, не умереть.

Хочу не плакать я, а петь.

Хочу я слышать звонкий смех,

Хочу я радости для всех.

Со всеми вместе я хочу

За правду встать плечом к плечу.

Чтоб злая бомба никогда

Не разрушала города.

Чтоб мир царил.

Я жить хочу, не умереть.

Хочу не плакать я,

А петь!

ПЕСНЯ: «Солнечный круг».

Прикреплённые файлы:

prezentaciya-nikto-ne-zabyt-1_nqmn0.ppt | 1580,5 Кб | Скачан: 108
 
Публикации по теме:

Презентация педагогического проекта «Памятные места нашего города» Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных задач нашего времени, включающая в себя воспитание.

Проект «Блокада Ленинграда» Задачи проекта:Закрепить представления детей о героическом прошлом нашего города. Воспитывать любовь к родному городу, его традициям. Познакомить.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Конспект НОД с использованием мультимедийной технологии «Блокада. День памяти — 70 лет. Мы должны знать и помнить»
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 10:55
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...