Папки-передвижки

Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Волшебный мир камней»

Лилия Долгий
Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Волшебный мир камней»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Волшебный мир камней» Долгий Лилия Михайловна, воспитатель 1 квалификационной категории.

Цели и задачи:

- Создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников. - Расширять знания детей о многообразии камней, их свойствах. - Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. - Развивать мыслительные операции, уметь выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей. - Познакомить детей с ролью камней в жизни человека. - Воспитывать бережное отношение к неживой природе. - Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам. - Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти. - Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества. - Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе. - Воспитывать любознательность, познавательный интерес. - Активизация словаря: Твердый, прочный, тяжелый, гладкий, неровный, блестящий, тусклый, холодный, теплый, тонет;

Публикация «Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе „Волшебный мир камней“» размещена в разделах

Виды деятельности: Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, продуктивная.

Материалы и оборудование: Интерактивная доска, проектор, ноутбук, набор камней, схемы-карточки с описанием свойств камней.

Материал для опытно-исследовательской работы: стаканы с водой, лупы, камни на каждого ребенка, весы, подставки для карандашей, ювелирные изделия.

С драгоценными и полудрагоценными камнями, шкатулка с драгоценностями, иллюстрации, синяя, зеленая ткань, музыка (кадры из сказки «Хозяйка медной горы», слайды с изображением каменных гор.

Предполагаемый результат:

*У детей сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека.

*Имеют представления о возникновении камней и о том как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия.

* Проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

*Воплощают идеи в творческой деятельности.

Ход экспериментальной детальности

Дети входят в группу и их встречает сама Хозяйка медной горы. (1 слайд в приложении)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я хозяйка медной горы.

Вы видите, у меня в руках шкатулка. А что в ней находится, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли у дороги ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать.

Тяжелый, большой - одному не поднять. Кто дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень)

Воспитатель открывает шкатулку

Смотрите, в шкатулке камень. Ребята расскажите мне, камни – какие они?

(2 слайд в приложении)

Как известно, камень очень прочен, и жизнь его долгая, но всё же не вечная. Камень может появиться на свет с огромной скалой, горой. Но время, вода и ветер за долгие годы разрушают его, превращая сначала в обломки скалы, затем в более маленькие камни, камешки, щебёнку.

Хотите узнать ещё больше о свойстве камней? Тогда я приглашаю Вас к себе в гости в сказочные подземные кладовые.

Воспитатель вместе с детьми заходит в первую кладовую.

Дети определяют цвет, форму и размер камней.

- Ребята, внимательно осмотрите все камни, какого они цвета?

Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы у них камни.

Воспитатель: А Вы знаете как называется этот камень? (Воспитатель показывает и называет камни).

Воспитатель спрашивает: «Все камни одинакового размера».

Дети: нет, камни бывают разных размеров.

Воспитатель: Дети, а следующая кладовая на нашем пути это не просто кладовая, а научная лаборатория. Здесь мы с Вами будем изучать камни с помощью научных приборов.

Дети взвешивают камни на разных весах

Воспитатель: Предлагаю вам провести очень сложный опыт: посмотреть и определить с помощью глаз какой камень тяжелый а какой легче? Возьмите камни в ладошки и определите самый тяжелый и самый легкий камень.

Теперь давайте сделаем это с помощью научных приборов-весов взвесим камни и узнаем точный результат.

Вывод: камни по весу бывают разные легкие и тяжелые, чем больше камень, тем больше его вес.

Дети изучают поверхность камней

Воспитатель: Чтобы еще лучше увидеть красоту камней и ее поверхность мы рассмотрим их с помощью научных приборов- лупы.

Воспитатель: Что интересного вы увидели? (углубления, узоры, ямочки и т. д.)

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите перед вами лежат гвозди, давайте попробуем, что ни будь нацарапать на камне. Теперь рассмотрим, что произошло с поверхностью камня? (Остались следы от гвоздя)

Так мы можем сделать вывод, что камни могут меняться под воздействием окружающей среды. (3 слайд в приложении)

Дорогие ребята, а теперь приглашаю вас в кладовую «Подводный мир».

Дети определяют поверхность камней гладкий - шероховатый

Теперь я предлагаю взять в руки по одному камешку и по очереди обследовать их с помощью пальчиков. Поверхность у камней одинаковая или разная?

Чем различаются поверхность камня на пальчиках правой руки и пальчиках левой руки? (Дети делятся своими мыслями).

Воспитатель просит показать гладкий камень. Это галька.

-Возьмите гальку в руку, расскажите мне какой этот камень? (гладкий, ровный)

Воспитатель: А почему у этих камней нет острых углов? Как вы думаете?

(Рассуждения детей).

Морские камни гладкие, разной формы – овальные и круглые, твёрдые и холодные, красивые, разного цвета. Гладкими их сделали морские волны. Педагог предлагает найти речные камешки и сравнить их с морскими, а речные камешки – шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.

Вы слышали такую поговорку «Вода- камень точит». (4 слайд в приложении)

-Камень галька гладкий потому, что находится в воде, в реке, в море

Просмотр видео «Шум моря» на интерактивной доске

Вода двигает камни, ударяет друг о друга, трутся они и о песок - острые углы постепенно сглаживаются, камни становятся округлыми.

-Возьмите два маленьких камешка в ладошки и потрите их.

-Вы слышите шум моря в ваших ладошках, вот так и в море или в реке волна ударяет их друг о друга двигает камни, и постепенно острые углы стираются, и камни становятся гладкими.

И так давайте сделаем вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Воспитатель: Ребята, а что мы свами узнали в этой кладовой?

(Рассуждения детей).

Давайте проведем пятый опыт: Плавучесть.

Воспитатель: Возьмите любой камень и осторожно опустите в воду.

(Дети берут камень и осторожно опускают камень в воду, наблюдают).

Что произошло? (утонул).

Воспитатель, Камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

(Воспитатель обращает внимание детей на карточку-схему).

Я хочу познакомить вас с пористым камешком. Кто его знает? Ответы детей (пемза). 5 СЛАЙД

Пемза родом из кратера вулкана. Она так и называется – вулканическая порода. Возникла она во время извержения вулкана. Проснувшийся вулкан выбрасывает в воздух куски затвердевшей лавы и раскалённых газов. Лава застывает почти мгновенно после выброса. А газы, которыми она была перемешена, делают её пористой. Отсюда в пемзе столько много «дырочек». Ребята, как вы думаете, пемза тонет или нет? Ответы детей.

Теперь давайте опустим в воду пемзу и проверим, что с ней произойдёт? (не тонет). Почему пемза не тонет? «Дырявость», пористой пемзы делает её «непотопляемой». Дети вытирают рук.

А, какие ещё изменения произошли с камне после того как он попал в воду? (намок и стал ярче). Теперь давайте выловим любой камень из воды с помощью сачка и сравним его с сухим камнем. Вытрем его салфеткой.

Что вы видите? Какие изменения?

Мокрый камень всегда выглядит ярче, чем когда высыхает и становится сухим и тусклым.

А сейчас ребята мы с вами проведем интересный, очень сложный шестой опыт: определим температуру камней.

Потрогайте камень, который вы выловили из определите какая у них температура? (Воспитатель просит детей показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Как вы думаете? Что будете делать?

Дыхательная гимнастика: Дети берут все камни, кладут на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой. (3-4 раза)

Что мы можем сказать про температуру камней? Какой сделать вывод?

Вывод: камни могут быть теплые и холодные. Температура меняется под воздействием окружающей температуры воздуха.

А теперь я пришло время провести Вас в самую красивую кладовую:

6 СЛАЙД В этой кладовой я храню драгоценные камни и украшения.

Воспитатель: Посмотрите сколько здесь различных украшений из драгоценных и полудрагоценных камней. Они все очень красивые, яркие. Эти украшения из камней очень любят надевать девушки, женщины, мамы и бабушки.

Расскажите мне ребята, где люди могут использоваться камни? (Ответы детей).

СЛАЙДЫ 7-16

(В строительство домов, в производстве мебели, в оформлении интерьера и декоративно – прикладном искусстве, сувениры, памятники, украшения).

Рассматривание картин из камня, показ на слайде мест применений камня человеком.

Давайте пройдем к следующему столу.

А каким камнем, ребята, мы пользуемся каждый день?

Как он называется? Он вам ничего не напоминает?

Это, ребята, графит.

Давайте попробуем им нарисовать что-нибудь.

Воспитатель на листочке проводит линию.

А теперь посмотрите на наши карандаши, в них тоже есть стержень, который сделан из графита.

А теперь скажите мне, есть ли съедобные камни? (Предположение детей)

Есть ребята камень, который мы с вами используем в пище каждый день. Вот предлагаю вам его попробовать, и вы сразу его узнаете. 17 СЛАЙД

(Это соль, её добывают под землёй в соляных шахтах в виде больших камней, воспитатель показывает детям небольшой кусок каменной соли, затем ее мелко дробят и она попадает нам на стол в виде пищевой добавки).

Вот, ребята, и подошло к концу наше с вами путешествие. Давайте вспомним и расскажем, что же мы узнали о камнях.

В течении всего путешествия мы свами собирали информацию о камнях, проводили опыты, наблюдали и чтобы вам легче было составить доклад вам помогут карточки-схемы, которые мы собирали в течение всей экскурсии. Они находятся у меня в сундуке знаний. Давайте их достанем.

Дети достают карточки и по выбору составляют доклад, выкладывая их на мольберте. Если Вы захотите найти дополнительную информацию о камнях, то вы сможете ее найти в интернете, спросить у родителей, или прочитать в книге. 18 СЛАЙД

Вы такие молодцы. Мне очень приятно было с вами работать. И на о нашей встрече у меня для вас ещё один сюрприз. (Воспитатель достает из сундучка красивый мешочек с камнями). Посмотрите, что у меня давайте каждый из вас просунет руку в мешочек и достанет подарок. (Дети достают из мешочка красивые камешки, на которых изображены различные животные). Вы будете смотреть на них и вспоминать о нашей встрече.

До свидания, ребята! (Воспитатель достает из сундучка красивый мешочек с камнями). Посмотрите, что у меня давайте каждый из вас просунет руку в мешочек и достанет подарок. Вы будете смотреть на них и вспоминать о нашей встрече. До свидания!

Приложение

Презентация «Волшебный мир камней»

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе «Природа осенью» Задачи: Расширить и систематизировать знания детей об изменениях в природе осенью. Формировать навыки самостоятельной опытно-экспериментальной.

Конспект НОД по познавательному развитию c элементами экспериментирования в средней группе «Воздух-невидимка» Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования. Задачи: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах,.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Как мир научился считать» Цель: знакомство с историей возникновения счета (цифр); Задачи: 1) познакомить с древними способами счёта у различных народов; показать,.

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования «Вода в природе» для подготовительной группы. Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования «Вода в природе» для подготовительной группы. Цель: систематизировать и уточнить.

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Помощь жителям страны Почемучек» в старшей группе .

Конспект НОД с элементами экспериментирования в средней группе «Магнит и его свойства» Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи: Образовательные: формирование у детей.

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну Волшебной бумаги» с элементами экспериментирования Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге. Задачи: Познакомить детей со способами письма до момента.

Конспект проведения НОД на тему: «Волшебный мир — подводное царство» в подготовительной группеКонспект проведения НОД на тему: «Волшебный мир — подводное царство» в подготовительной группе Цель: создавать условия для развития творческих способностей и кругозора детей через изобразительное творчество. Задачи: Воспитывать эстетическое.

Лэпбук «Волшебный мир бисера» для кружковой работы с детьми подготовительной к школе группыЛэпбук «Волшебный мир бисера» для кружковой работы с детьми подготовительной к школе группы Уважаемые коллеги хочу представить Вам свой лепбук на тему "Волшебный мир бисера" для кружковой работы с детьми подготовительной к школе.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир камней». Организация проектной деятельности детей в старшей группе по теме: Волшебный мир камней. Авторы конспекта проекта: Королева Анна Александровна,.

Автор публикации:
Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Волшебный мир камней»
Опубликовано: 8 августа 2017 в 22:32
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД