«Ребенок и окружающий мир». НОД по образовательной области «Познание» «Самобытность кубанских казаков. Кубанская хата»

Елена Ломакина
«Ребенок и окружающий мир». НОД по образовательной области «Познание» «Самобытность кубанских казаков. Кубанская хата»

Тема: «Самобытность кубанских казаков. Кубанская хата» (старшая группа)

Задачи приоритетной образовательной области «Познание» Ребенок и окружающий мир:

1. Воспитывать у детей любовь к своей малой Родине – Кубани.

2. Расширять представление детей о быте, об укладе жизни кубанских казаков.

3. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Интеграция с образовательными областями:

"Социализация", "Коммуникация", "Художественное творчество", "Здоровье", «Музыка»

Задачи образовательных областей:

Обогащать словарь детей словами: коромысло, чугунок, ухват, рушник, уклад жизни, мудрость, кривить душой, гостинец. Активизировать в речи детей слова: щедрость, бережливость, трудолюбие, аккуратность, наблюдательность, вежливость, гостеприимство, смелость, честность, доброта, уважение, приветливость, вольнолюбие, независимость, гордость ("Коммуникация");

Через здоровьесберегающие технологии укреплять физическое здоровье детей, формировать нравственно-волевые качества, знакомить детей с кубанским подвижными играми, в которые играли маленькие казачата, вызывать желание принимать в них участие. ("Здоровье");

Знакомить детей с жанрами литературного фольклора, со стихотворными произведениями про казаков, Кубань. Развивать у детей желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественных произведений авторов Кубани ("Художественное творчество").

Приобщать к музыкальному искусству, воспитывать любовь к музыкальной культуре казаков, донести до детей красоту казачьей песни. («Музыка»).

Предварительная работа:

Рассматривание старых кубанских фотографий, чтение стихотворений В. Бакалдин «Моя Кубань», К. Обойщиков «Земля родная», И. Бойко Гимн хате (в сокращении, просмотр презентации Казачий быт; просмотр, прослушивание и разучивание казачьих песен с пояснением непонятных слов в исполнении Государственного академического Кубанского казачьего хора: Гимн Кубани «Ты Кубань, ты, наша Родина», «Роспрягайтэ, хлопци, конэй», «Ой мий мылый варэничкив хоче»; разучивание казачьих подвижных игр «Ящерица», «Звонок», «Жмурки», «Бобер», хороводных «Мак», «Золото».

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть

Звучит гимн Кубани «Ой, Кубань – ты наша Родина»

(в исполнении Кубанского казачьего хора)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отправиться в прошлое, когда жили наши далёкие предки.

Но прежде, чем мы отправимся в гости, скажите: «Где мы с вами живем?»

Дети: в России, в Краснодарском крае.

Воспитатель: Правильно, а как еще называют наш край?

Дети: Кубань.

Воспитатель: (зачитывает отрывок из стихотворения В. Д. Нестеренко «Кубань»)

Степные просторы,

Высокие горы,

Два ласковых моря –

Все это Кубань.

Родная станица,

Открытые лица,

Густая пшеница –

Все это Кубань.

И хутор, и город,

Живут без раздоров,

Имеют свой говор –

Все это Кубань,

Не смотрят здесь хмуро,

Не ходят понуро.

Своею культурой

Гордится Кубань.

Народ – православный.

А путь его – славный.

Здесь мыслят о главном

И любят Кубань.

Воспитатель: Вы хотите узнать, как жили наши прапрабабушки и прапрадедушки. А знаете, как их называли? Кубанские казаки и казачки. Сейчас мы с вами познакомимся с их бытом.

А для этого мы с вами отправимся в гости к гостеприимным хозяевам.

Дети отправляются в «стилизованную хату», расположенную в музейном уголке в д/с №10 «Светлячок».

2. Основная часть

Воспитатель: Казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые и трудолюбивые. Казаки, первые переселились на Кубань, умели храбро воевать и жить честно. Они были смелые и бесстрашные. Семьи у казаков были большие, в семье было много детей и все жили в дружбе и любви. Раньше на Кубани казаки строили жилища из соломы и глины.

Ребята, а может, вы, знаете, как казаки называли свои жилища?

Дети: Хаты.

Воспитатель: (зачитывает отрывок из стихотворения Владимир Дорошенко Казацкие хаты)

Казацкие хаты,

Стоят, как «старушки»

Годами богаты,

На вид, как игрушки…

… Ах, хаты казачьи,

Уходят, уходят…

И быт наших предков

Всё дальше уносят.

Воспитатель: Посреди хаты стояла русская печь, которая отапливала её и на которой казачки готовили еду. Рано утром казачка - мать вставала, пока ещё все в доме спали, приносила воду из колодца, растапливала печь, пекла хлеб и варила в чугунке вкусную кашу. Чтобы горячий чугунок не обжёг её руки, она пользовалась ухватом (воспитатель показывает ухват, чугунок, коромысло).

Ели в семье прямо из чугунка, у каждого члена семьи была своя деревянная ложка. Первым начинал, есть отец, потом мать, а затем старший ребёнок, средний и так до самого младшего все по ложке. А за младшим снова отец и так по кругу.

Посуда была глиняная. Её делали гончары. Особенное место среди глиняной посуды занимал кувшин. Если в сильную жару в кувшине вода оставалась прохладной, значит кувшин дышал. Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое усилие и навык. Настоящих гончаров ценили и уважали среди казаков (воспитатель показывает кувшин).

Уважением среди казаков пользовались трудолюбивые, честные, смелые люди.

Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет. К отцу и матери обращались только на Вы. При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Во время приёма гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находится в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними.

Воспитатель: А сейчас предлагаю сыграть в одну из старинных казачьих игр «Ящерица».

Учавствуют в этой игре одни девочки. Играющие образуют круг, одна из них, войдя в круг, берет от всех платои и надевает себе на плечи. Играющие поют:

Ящере, ящере, гороховое мисто,

Май сиби дивку, як короливку.

Должен тебе, обдерем,

Вси подарки заберем,

Вси подарки заберем.

Стоящая в кругу, повязанная платками, вырывается из круга; все бегут за ней и разбирают свои платки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а какая мебель была у казаков в хате?

Дети: Столы, лавки, полочки, табуреты, сундуки.

Воспитатель: Правильно, ребята, мебель была простая и делали её из дерева.

Воспитатель:

На Кубани, как на всей земле русской

Все делали руками.

К хорошей хозяйке в хату войдешь

Будто в сказку попадешь!

-А где же хозяева?

Появляется «Хозяйка» казачьем наряде.

Воспитатель и дети здороваются: Утро доброе, хозяюшка!

Бабушка: Здравствуйте, детушки милые!

Внучата, румяные и улыбчатые!

Проходите, садитесь.

Красному гостю, красное место!

Милости прошу!

Где потеснее, там веселее.

Хата кубанская всем богата!

Здесь казаки живут.

Они прославляют жилища родные

Кубанские песни поют!

Звучит песня в исполнении Кубанского хора «Распрягайте, хлопцы кони.» (дети подпевают)

Хозяйка: Я вот вам загадки загадаю, а вы попробуйте отгадайте.

Загадывает загадки:

Что из хаты не вытащишь?

Кривой конь лезет в огонь? (кочерга)

Рогат, но не бык, хватает, но не сыт? (ухват)

Нет такого мудреца, как Ивана хитреца…

Сел на конь, да поехал в огонь (Чугун на ухвате)

Четыре братца под одной крышей стоят? (стол)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая? (Ложка)

Какое место больше всего любят старики и малые деточки? (Русская печка)

Хозяйка: Казаки всегда были очень хлебосольные, гостеприимные. Они любили угощать своих гостей пирогами с чаем из трав. А знаете ли, вы, в чем они готовили чай?

Сверху дыра, снизу дыра,

А посредине – огонь, да вода.

Дети. Самовар

Хозяйка:А испеченные пироги, да хлеб выкладывали на полотенце. Кто-нибудь может мне сказать, как оно называлось у казаков?

Дети: Рушник.

Хозяйка: Правильно! Молодцы. (показывает вышитый рушник).

На рушнике вышивали птиц, цветы, животных. В основном красным и чёрным цветом. Казачки вышивали то, что видели рядом с собой, в природе и в быту. Вышитым рушником украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. Красивый рушник дарили дорогому гостю.

Хозяйка: Разнообразную пищу готовили казаки. (Просмотр презентации «Блюда казачьей кухни»)

В особом почете были у казаков варенечки.

(Просмотр видео выступления Государственного академического Кубанского казачьего хора песня «Ой мий мылый варэничкив хоче» Солистка Т. Бочтарёва)

Хозяйка: Да я вот тоже собралась варенечков налепить, но мне помощники нужны. Хотите мне помочь?

Дети: Да, конечно.

Хозяйка: Я вареники леплю-

Всех на свете накормлю!

Налетайте с вилкой, с ложкой

На вареники с картошкой!

Хозяйка: Вот так молодцы, вот так помощники, посмотрите, сколько варенечков слепили! Теперь и дома сможете маме помочь.

3. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята я очень рада, тому, что сейчас возрождаются станицы, хутора с казачьими традициями, обычаями и бытом.

Вот и закончилось наше путешествие. Что вам запомнилось? Что понравилось? Захотите ли вы рассказать о своем путешествии маме, папе? Друзьям? (ответы детей)

Хозяйка: Разрешите напоследок дать вам напутствие.

И хорошо, чтоб в наши дни

Традиции с тобой мы берегли,

В чудесном крае, где живем мы у Кубань - реки,

Где жили здесь когда-то наши предки казаки!

Использованные материалы:

1. Формирование духовной культуры через знакомство с историей Кубани, родного города Анапа, с казачеством, кубанским фольклором у детей 5-7 лет» автор опыта Лилейкина Н. И.

2. Обойщиков К. Имя твое в небесах пронесу: стихи о Краснодаре и краснодарцах / К. Обойщиков. Краснодар: Раритеты Кубани, 2003. - 132 с.

3. Нестеренко В. Д. Наша родина – Кубань / В. Д. Нестеренко. – Краснодар: Кн. изд - во, «Традиция», 2007. – 48 с.: ил.

Использованные Интернет-ресурсы:

1.http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/byt-kubanskikh-kazakov Быт кубанских казаков

2. http://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=songs&id=338755&pg=2 Казачьи песни

3. http://horsefarme.ucoz.ru/forum/38-303-1 фото Казачий курень.

4. http://www.tamanland.ru/history/pg/?aid=16&view=1&from=0&st= фото Казачий быт в ст. Старотиторовская, Темрюкского района

5. http://chamlyk22.ucoz.ru/index/kazachij_byt/0-29 фото Казачий быт Школьный музей "Казачья хата".

6. http://www.stihi.ru/2013/07/28/7327 Казацкие хаты. Владимир Дорошенко

7. http://www.youtube.com/watch?v=3liN2a30EoA Видео. В исполнении Государственного академического Кубанского казачьего хора Гимн Кубани «Ты Кубань, ты, наша Родина» Солист А. Лизвинский.

8. http://www.youtube.com/watch?v=MCuqR4Jz9DU Видео. В исполнении Государственного академического Кубанского казачьего хора песня «Роспрягайтэ, хлопци, конэй». Солист В. Турченко.

9. http://www.youtube.com/watch?v=M0clDoTwBXM Видео. В исполнении Государственного академического Кубанского казачьего хора песня «Ой мий мылый варэничкив хоче» Солистка Т. Бочтарёва

10. http://www.baby-news.net/verses/%CC/61/1217.html стихотворение Ю. Мориц Я вареники леплю

Публикации по теме:

Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей группе Перспективный план работы По ознакомлению с родным краем в старшей группе. Сентябрь «Растительный мир Краснодарского края». Познавательные.

Электронное пособие для детей старшей группы «Наша область — Еврейская Автономия» Нравственно-патриотическое воспитание невозможно без формирования знаний традиций своей малой Родине. Особую актуальность приобретает.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
«Ребенок и окружающий мир». НОД по образовательной области «Познание» «Самобытность кубанских казаков. Кубанская хата»
Опубликовано: 12 января 2014 в 14:40
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...