«Ребенок и окружающий мир». НОД по образовательной области «Познание» «Самобытность кубанских казаков. Кубанская хата»

Елена Ломакина
«Ребенок и окружающий мир». НОД по образовательной области «Познание» «Самобытность кубанских казаков. Кубанская хата»

Тема: «Самобытность кубанских казаков. Кубанская хата» (старшая группа)

Задачи приоритетной образовательной области «Познание» Ребенок и окружающий мир:

1. Воспитывать у детей любовь к своей малой Родине – Кубани.

2. Расширять представление детей о быте, об укладе жизни кубанских казаков.

3. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Интеграция с образовательными областями:

"Социализация", "Коммуникация", "Художественное творчество", "Здоровье", «Музыка»

Задачи образовательных областей:

Обогащать словарь детей словами: коромысло, чугунок, ухват, рушник, уклад жизни, мудрость, кривить душой, гостинец. Активизировать в речи детей слова: щедрость, бережливость, трудолюбие, аккуратность, наблюдательность, вежливость, гостеприимство, смелость, честность, доброта, уважение, приветливость, вольнолюбие, независимость, гордость ("Коммуникация");

Через здоровьесберегающие технологии укреплять физическое здоровье детей, формировать нравственно-волевые качества, знакомить детей с кубанским подвижными играми, в которые играли маленькие казачата, вызывать желание принимать в них участие. ("Здоровье");

Знакомить детей с жанрами литературного фольклора, со стихотворными произведениями про казаков, Кубань. Развивать у детей желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественных произведений авторов Кубани ("Художественное творчество").

Приобщать к музыкальному искусству, воспитывать любовь к музыкальной культуре казаков, донести до детей красоту казачьей песни. («Музыка»).

Предварительная работа:

Рассматривание старых кубанских фотографий, чтение стихотворений В. Бакалдин «Моя Кубань», К. Обойщиков «Земля родная», И. Бойко Гимн хате (в сокращении, просмотр презентации Казачий быт; просмотр, прослушивание и разучивание казачьих песен с пояснением непонятных слов в исполнении Государственного академического Кубанского казачьего хора: Гимн Кубани «Ты Кубань, ты, наша Родина», «Роспрягайтэ, хлопци, конэй», «Ой мий мылый варэничкив хоче»; разучивание казачьих подвижных игр «Ящерица», «Звонок», «Жмурки», «Бобер», хороводных «Мак», «Золото».

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть

Звучит гимн Кубани «Ой, Кубань – ты наша Родина»

(в исполнении Кубанского казачьего хора)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отправиться в прошлое, когда жили наши далёкие предки.

Но прежде, чем мы отправимся в гости, скажите: «Где мы с вами живем?»

Дети: в России, в Краснодарском крае.

Воспитатель: Правильно, а как еще называют наш край?

Дети: Кубань.

Воспитатель: (зачитывает отрывок из стихотворения В. Д. Нестеренко «Кубань»)

Степные просторы,

Высокие горы,

Два ласковых моря –

Все это Кубань.

Родная станица,

Открытые лица,

Густая пшеница –

Все это Кубань.

И хутор, и город,

Живут без раздоров,

Имеют свой говор –

Все это Кубань,

Не смотрят здесь хмуро,

Не ходят понуро.

Своею культурой

Гордится Кубань.

Народ – православный.

А путь его – славный.

Здесь мыслят о главном

И любят Кубань.

Воспитатель: Вы хотите узнать, как жили наши прапрабабушки и прапрадедушки. А знаете, как их называли? Кубанские казаки и казачки. Сейчас мы с вами познакомимся с их бытом.

А для этого мы с вами отправимся в гости к гостеприимным хозяевам.

Дети отправляются в «стилизованную хату», расположенную в музейном уголке в д/с №10 «Светлячок».

2. Основная часть

Воспитатель: Казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые и трудолюбивые. Казаки, первые переселились на Кубань, умели храбро воевать и жить честно. Они были смелые и бесстрашные. Семьи у казаков были большие, в семье было много детей и все жили в дружбе и любви. Раньше на Кубани казаки строили жилища из соломы и глины.

Ребята, а может, вы, знаете, как казаки называли свои жилища?

Дети: Хаты.

Воспитатель: (зачитывает отрывок из стихотворения Владимир Дорошенко Казацкие хаты)

Казацкие хаты,

Стоят, как «старушки»

Годами богаты,

На вид, как игрушки…

… Ах, хаты казачьи,

Уходят, уходят…

И быт наших предков

Всё дальше уносят.

Воспитатель: Посреди хаты стояла русская печь, которая отапливала её и на которой казачки готовили еду. Рано утром казачка - мать вставала, пока ещё все в доме спали, приносила воду из колодца, растапливала печь, пекла хлеб и варила в чугунке вкусную кашу. Чтобы горячий чугунок не обжёг её руки, она пользовалась ухватом (воспитатель показывает ухват, чугунок, коромысло).

Ели в семье прямо из чугунка, у каждого члена семьи была своя деревянная ложка. Первым начинал, есть отец, потом мать, а затем старший ребёнок, средний и так до самого младшего все по ложке. А за младшим снова отец и так по кругу.

Посуда была глиняная. Её делали гончары. Особенное место среди глиняной посуды занимал кувшин. Если в сильную жару в кувшине вода оставалась прохладной, значит кувшин дышал. Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое усилие и навык. Настоящих гончаров ценили и уважали среди казаков (воспитатель показывает кувшин).

Уважением среди казаков пользовались трудолюбивые, честные, смелые люди.

Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет. К отцу и матери обращались только на Вы. При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Во время приёма гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находится в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними.

Воспитатель: А сейчас предлагаю сыграть в одну из старинных казачьих игр «Ящерица».

Учавствуют в этой игре одни девочки. Играющие образуют круг, одна из них, войдя в круг, берет от всех платои и надевает себе на плечи. Играющие поют:

Ящере, ящере, гороховое мисто,

Май сиби дивку, як короливку.

Должен тебе, обдерем,

Вси подарки заберем,

Вси подарки заберем.

Стоящая в кругу, повязанная платками, вырывается из круга; все бегут за ней и разбирают свои платки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а какая мебель была у казаков в хате?

Дети: Столы, лавки, полочки, табуреты, сундуки.

Воспитатель: Правильно, ребята, мебель была простая и делали её из дерева.

Воспитатель:

На Кубани, как на всей земле русской

Все делали руками.

К хорошей хозяйке в хату войдешь

Будто в сказку попадешь!

-А где же хозяева?

Появляется «Хозяйка» казачьем наряде.

Воспитатель и дети здороваются: Утро доброе, хозяюшка!

Бабушка: Здравствуйте, детушки милые!

Внучата, румяные и улыбчатые!

Проходите, садитесь.

Красному гостю, красное место!

Милости прошу!

Где потеснее, там веселее.

Хата кубанская всем богата!

Здесь казаки живут.

Они прославляют жилища родные

Кубанские песни поют!

Звучит песня в исполнении Кубанского хора «Распрягайте, хлопцы кони.» (дети подпевают)

Хозяйка: Я вот вам загадки загадаю, а вы попробуйте отгадайте.

Загадывает загадки:

Что из хаты не вытащишь?

Кривой конь лезет в огонь? (кочерга)

Рогат, но не бык, хватает, но не сыт? (ухват)

Нет такого мудреца, как Ивана хитреца…

Сел на конь, да поехал в огонь (Чугун на ухвате)

Четыре братца под одной крышей стоят? (стол)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая? (Ложка)

Какое место больше всего любят старики и малые деточки? (Русская печка)

Хозяйка: Казаки всегда были очень хлебосольные, гостеприимные. Они любили угощать своих гостей пирогами с чаем из трав. А знаете ли, вы, в чем они готовили чай?

Сверху дыра, снизу дыра,

А посредине – огонь, да вода.

Дети. Самовар

Хозяйка:А испеченные пироги, да хлеб выкладывали на полотенце. Кто-нибудь может мне сказать, как оно называлось у казаков?

Дети: Рушник.

Хозяйка: Правильно! Молодцы. (показывает вышитый рушник).

На рушнике вышивали птиц, цветы, животных. В основном красным и чёрным цветом. Казачки вышивали то, что видели рядом с собой, в природе и в быту. Вышитым рушником украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. Красивый рушник дарили дорогому гостю.

Хозяйка: Разнообразную пищу готовили казаки. (Просмотр презентации «Блюда казачьей кухни»)

В особом почете были у казаков варенечки.

(Просмотр видео выступления Государственного академического Кубанского казачьего хора песня «Ой мий мылый варэничкив хоче» Солистка Т. Бочтарёва)

Хозяйка: Да я вот тоже собралась варенечков налепить, но мне помощники нужны. Хотите мне помочь?

Дети: Да, конечно.

Хозяйка: Я вареники леплю-

Всех на свете накормлю!

Налетайте с вилкой, с ложкой

На вареники с картошкой!

Хозяйка: Вот так молодцы, вот так помощники, посмотрите, сколько варенечков слепили! Теперь и дома сможете маме помочь.

3. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята я очень рада, тому, что сейчас возрождаются станицы, хутора с казачьими традициями, обычаями и бытом.

Вот и закончилось наше путешествие. Что вам запомнилось? Что понравилось? Захотите ли вы рассказать о своем путешествии маме, папе? Друзьям? (ответы детей)

Хозяйка: Разрешите напоследок дать вам напутствие.

И хорошо, чтоб в наши дни

Традиции с тобой мы берегли,

В чудесном крае, где живем мы у Кубань - реки,

Где жили здесь когда-то наши предки казаки!

Использованные материалы:

1. Формирование духовной культуры через знакомство с историей Кубани, родного города Анапа, с казачеством, кубанским фольклором у детей 5-7 лет» автор опыта Лилейкина Н. И.

2. Обойщиков К. Имя твое в небесах пронесу: стихи о Краснодаре и краснодарцах / К. Обойщиков. Краснодар: Раритеты Кубани, 2003. - 132 с.

3. Нестеренко В. Д. Наша родина – Кубань / В. Д. Нестеренко. – Краснодар: Кн. изд - во, «Традиция», 2007. – 48 с.: ил.

Использованные Интернет-ресурсы:

1.http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/byt-kubanskikh-kazakov Быт кубанских казаков

2. http://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=songs&id=338755&pg=2 Казачьи песни

3. http://horsefarme.ucoz.ru/forum/38-303-1 фото Казачий курень.

4. http://www.tamanland.ru/history/pg/?aid=16&view=1&from=0&st= фото Казачий быт в ст. Старотиторовская, Темрюкского района

5. http://chamlyk22.ucoz.ru/index/kazachij_byt/0-29 фото Казачий быт Школьный музей "Казачья хата".

6. http://www.stihi.ru/2013/07/28/7327 Казацкие хаты. Владимир Дорошенко

7. http://www.youtube.com/watch?v=3liN2a30EoA Видео. В исполнении Государственного академического Кубанского казачьего хора Гимн Кубани «Ты Кубань, ты, наша Родина» Солист А. Лизвинский.

8. http://www.youtube.com/watch?v=MCuqR4Jz9DU Видео. В исполнении Государственного академического Кубанского казачьего хора песня «Роспрягайтэ, хлопци, конэй». Солист В. Турченко.

9. http://www.youtube.com/watch?v=M0clDoTwBXM Видео. В исполнении Государственного академического Кубанского казачьего хора песня «Ой мий мылый варэничкив хоче» Солистка Т. Бочтарёва

10. http://www.baby-news.net/verses/%CC/61/1217.html стихотворение Ю. Мориц Я вареники леплю

Публикации по теме:

Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей группе Перспективный план работы По ознакомлению с родным краем в старшей группе. Сентябрь «Растительный мир Краснодарского края». Познавательные.

Электронное пособие для детей старшей группы «Наша область — Еврейская Автономия» Нравственно-патриотическое воспитание невозможно без формирования знаний традиций своей малой Родине. Особую актуальность приобретает.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
«Ребенок и окружающий мир». НОД по образовательной области «Познание» «Самобытность кубанских казаков. Кубанская хата»
Опубликовано: 12 января 2014 в 14:40
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...