Конспект НОД по ОО «Социализация» в подготовительной к школе группе «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами»

Александра Баранова
Конспект НОД по ОО «Социализация» в подготовительной к школе группе «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами»

МБДОУ детский сад № 38

«Лесная поляна»

воспитатель Баранова А. Г.

апрель 2010г.

г. Чайковский

Конспект НОД ОО «Социализация» в подготовительной к школе группе.

Тема: «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами (гончарное ремесло)».

Интеграция с образовательными областями:

- чтение художественной литературы;

- физическая культура;

- познания;

- социализация;

- художественное творчество.

Цель: Знакомство с народными ремеслами (гончарное) и воспитание интереса и уважения к русским народным обычаям и традициям.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с гончарным ремеслом, особенностями работы гончара.

2. Показать макет гончарного круга и способа работы на нем.

3. Закреплять умение излагать свои мысли последовательно.

Развивающие:

1. Формировать навыки работы с глиной.

2. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

3. Расширять у детей познавательный интерес к истории родного края.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.

2. Формировать уважение и чувство гордости за историю своего народа и его умельцев.

3. Воспитывать уважение к людям разных профессий и результатам их труда.

Оборудование: Старинная посуда из глины (горшки, плошки, крынки, кувшины); картинки с изображением посуды из глины; иллюстрации с гнездом ласточки, хаты-мазанки, тоненьких глиняных табличек; картинки с изображением гончара, гончарной мастерской и печки горна; макет гончарного круга; кусочки глины, дощечки, вода, современная посуда из керамики. Изделия из глины: керамическая плитка, косметическая глина в коробочке, лечебная глина в коробочке, конфеты коричневого цвета похожие на глину.

Предварительная работа:

- беседы о народном прикладном искусстве;

- посещение мини-музея русская изба;

- лепка из глины посуды;

- посещение городского краеведческого музея;

- чтение и рассматривание детских книг, энциклопедий о быте и традициях русского народа от древности до наших дней.

Ход занятия:

Дети входят в русскую избу, их встречает хозяйка в русско-народном сарафане (воспитатель Татьяна Васильевна Пономарева).

Хозяйка: - Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь!

Вы любите отгадывать загадки?

Дети: - Да!

Хозяйка: - Из горячего колодца

Через нос водица льется.

Дети: - Чайник.

Хозяйка: - Купили новенькое, такое кругленькое

Качают в руках, а оно в дырках.

Дети: - Сито.

Хозяйка: - Смастерили из досок и надели поясок

И хранит посуда эта с грядки собранное лето.

Дети: - Бочка.

Хозяйка: - Если я пуста бываю про тебя не забываю,

Но когда несу еду мимо рта я не пройду.

Дети: - Ложка.

Хозяйка: - Она бывает глубока, она бывает мелка,

Однако это не река, ведь из нее едят всегда.

Дети: - Тарелка.

Хозяйка: - Большое брюхо, на брюхе ухо.

А в брюхе чаинки.

Дети: - Чайник.

Хозяйка: - Молодцы, отгадали все загадки. Вы пока посидите рядком, поговорите ладком, а я по хозяйству похлопочу (уходит).

Вопросы воспитателя детям:

Для чего нужна посуда?

Дети: Чтобы из нее пить и кушать.

Какую посуду вы знаете?

Дети: Тарелки, чашки, кастрюли, сковородки и т. д.

Из чего ее делают?

Дети: Дерево, металл, чугун, пластмасса.

Из чего раньше на Руси изготовляли посуду?

Дети: Из глины, из дерева, из бересты.

Рассматривание выставки старинной глиняной посуды.

Рассказ воспитателя о глине:

Используют глину-матушку люди давно. Когда-то давным-давно древние люди обнаружили, что после дождя в глине остаются отпечатки следов, и когда они высыхают, становятся твердыми.

Помните, как водной русской народной сказке «Не пей из копытца…» - в какой сказке? («Сестрица Аленушка»)

То место, где было много глины, называлось глинище. Приносили домой, хорошо месили, чтобы глина стала мягкой и послушной, как тесто для пирогов. Из готовой глины люди лепили разные полезные вещи: кувшины, горшки, чашки, кружки (показ картин). Удобна ли такая посуда? Почему?

Однажды древние люди, наблюдая затем, как ласточка строит гнездо и кроме былинок в дело идет глина. Размягчая специальными железами ласточка как заправский мастер комочек за комочком лепит глубокую чашу и высыхая она становится такой прочной, что упав с высоты гнездо не разобьется.

Такие наблюдения навели человека на мысль использовать глину для жилища (хаты-мазанки, показ картинки, делали глиняные полы, а чтобы они были более прочными, поливали соленой водой.

Даже в наш современный век 1/3 населения земного шара обитает в глинобитных жилищах. сейчас многие из вас тоже живут в глиняных домах, т. к. они сделаны из кирпичей. А кирпичи из чего делают? (из глины)

А в Месопотамии, около 5 тыс. лет назад первую бумагу стали делать из глины (это тоненькие глиняные таблички, на них писали книги, документы.

Вопрос воспитателя к детям:

Удобна ли была такая бумага из глины? Почему?

Дети: - Нет, она тяжелая, ломается, плохо писать.

А в наше время кстати глина входит в состав бумаги.

Шло время, и как-то однажды, разгребая золу угасшего костра, древние люди не раз замечали, что почва, где горел костер, становится твердой, как камень и не размывается дождями. Возможно, это наблюдение и надоумило человека обжигать глиняную посуду на костре. Затем с развитием техники, высушенные глиняные изделия стали обжигать в специальных печах, называются горнами. И людей-мастеров, которые занимались этим делом называли горнчарами, но со временем слово упростилось и теперь мы говорим гончар. (показ картин) А обожженную в печах глину стали называть – керамикой. В руках талантливых и умелых гончаров глиняные изделия превращаются в произведения искусства. Из мастерских выходили блюда, кувшины, кубышки, рукомои, печные горшки и даже кувшины-календари. А некоторые сосуды для воды и вина достигали высоты 2 метра.

Ручное изготовление разных изделий называется ремеслом. Людей с такими умными руками называли умельцами и ремесленниками. Ремесло – это рукодельное мастерство, ему учились с детства. Бабушки и дедушки передавали секреты мастерства своим детям и внукам, которые потом, став взрослыми учили ремеслу уже своих детей и внуков.

И так дошли до наших дней многие секреты замечательного народного мастерства. О людях, которые могут превращать самый обыкновенный материал в полезные и красивые вещи, говорят, что у них золотые руки.

Воспитатель: - А как это понять? Они из золота сделаны?

Дети: - Нет, просто человек может многое делать своими руками.

Воспитатель: - А вы знаете пословицы об умелых руках?

Дети:

1. Умелые руки не знают скуки.

2. Рука косит, спина переносит.

3. Люди пахать, а ты руками махать.

4. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

5. Одной рукой узла не завязать.

6. У работающего в руках дело огнем горит.

7. Рабочие руки не знают скуки.

8. Говорить легко, делать трудно.

Воспитатель: В помощи себе люди придумали гончарный круг (показать). Ребята, а вы хотите научиться создавать красоту своими руками? Что бы у вас были умелые и золотые руки? Тогда я вас приглашаю обратиться к нашему мастеру, у которого действительно золотые руки – хозяйке этой избы (Татьяна Васильевна).

Хозяйка: - Когда-то давным-давно люди в ручную начали изготовлять посуду из глины и лепили ее разными способами. А какие способы используете вы?

Дети: - Из целого куска, путем вдавливания ленточным способом.

Хозяйка: - А ровные и красивые получаются изделия?

Дети: - Не всегда, не очень.

Хозяйка: - И вот чтобы посуда получилась ровная красивая, люди изобрели гончарный круг, при помощи которого можно было гораздо больше сделать посуды и получалась она более гладкой ровной и красивой, а делали они так: (Показывает макет гончарного круга)

Хозяйка: - А как называется человек, который работает на гончарном круге?

Дети: - Гончар.

Хозяйка: - А что делают с глиняной посудой, чтобы она была более крепкая и красивая?

Дети: - Обжигают в печах, которые называются горными.

Хозяйка: - Ребята, а давайте мы сегодня с вами поработаем с глиной, сделаем разную посуду, какую вы сами захотите.

(Дети лепят посуду разными способами, хозяйка помогает, в конце готовые изделия ставят сушить).

Татьяна Васильевна:

1. Рассказ о свойствах глины (цвет, вопросы к детям.

2. О приемах лепки посуды.

3. Сравнение обожженной и необожженной посуды.

Вопросы на закрепление слов: гончар, мастер, гончарное ремесло.

Хозяйка:

В старину, когда народные умельцы и гончары изготовят много разной посуды, ее расставляли на лавках и завлекали по всему селу. Собирались взрослые и дети, рассматривали ее, а потом пели песни, плясали, играли в разные веселые игры. А хотите и мы поиграем?

Русско-народная игра «Горшки»

(Прощаются с хозяйкой и уходят из русской избы)

Воспитатель:

А теперь я вас приглашаю на современную выставку современной глиняной посуды. А как называется современная обожженная глина?

Дети: - керамика, значит посуда - керамическая.

Рассматривание современной посуды, комментарии воспитателя и рассказ:

Но из глины делают не только посуду, но и разные другие предметы. В современном жилище глина присутствует в виде керамической плитки.

А еще глину используют, как косметическое средство, на ее основе делают маски для лица.

В лечебных целях – употребляют внутрь для лечения желудка и кишечника.

А жители севера чукчи и коряки употребляют белую глину в пищу, называя ее «земляной жир». Ее ели вместе с оленьим молоком и добавляли в мясной бульон.

А в Европе из глины готовили лакомство наподобие конфет.

Вот какое природное чудо-богатство есть у нас на земле.

Литература:

1. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»

2.«Лепка в детском саду» Халезова Н. Б., Москва, Просвещение, 1978

3.«Послушная глина» Г. Федотов, Москва, Аст-пресс, 1997г.

4. Журнал «Цветной мир» №1, 2010г.

Публикации по теме:

План работы ДОУ по осуществлению преемственности со школой План пишется, как приложение к годовому плану ДОУ в 4 столбца: №, мероприятие, срок выполнения, ответственные (можно отметка о выполнении).

Презентация «Народные промыслы» В старшем возрасте детей рекомендуют знакомить с народными промыслами России. Чтобы облегчить труд я создала презентацию по данной теме. Используя.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект НОД по ОО «Социализация» в подготовительной к школе группе «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами»
Опубликовано: 14 января 2014 в 20:07
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...