Конспект НОД «Сорока-ворона на припечке сидела», или Гостья из сказки»

Наталья Плахтеева
Конспект НОД «Сорока-ворона на припечке сидела», или Гостья из сказки»

Интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация», «Художественное творчество»

Подготовительная к школе группа

Конспект НОД «Сорока-ворона на припечке сидела», или Гостья из сказки»

Сказка – это огромный, неведомый, чудесный мир, который манит ребёнка необычными приключениями, интересными поворотами событий, и, конечно же, персонажами.

Рассказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети и взрослые. Для детей совсем не важно, кто герой сказки: человек, животное или растение. Важно другое: как он себя ведёт, каков он. Сказка учит ребёнка оценивать главные качества и поступки героя, не оставляет равнодушным слушателем.

Традиционно в сказках о животных нет чёткого разделения персонажей на плохих и хороших. Каждый из них наделён какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете: лиса хитрая, медведь сильный, ворон рассудительный и мудрый и т. д. Сказки богаты весёлыми присказками, это придает сказке лёгкость, веселье, свойства игры. Песенки и прибаутки так выразительны, что живут самостоятельно. Язык сказки ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов. А персонажам сказки даны яркие и интересные прозвища (например, «зайчик-побегайчик», «сорока-ворона» и другие). Услышанная и запомненная в детстве сказка, становятся неотделимой частью детского сознания.

Одно из самых любимых занятий малыша – игра. Ведь большую часть дня он играет. Игра развивает мыслительные способности ребёнка, речь.

Программное содержание.

- Воспитывать в детях любовь к устному народному творчеству.

- Учить детей анализировать поступки главных персонажей сказки и последствия, к которым могут привести те или иные поступки.

- Обогащать первоначальные представления о русской традиционной культуре и сказках, как части национальной культуры.

- Формировать навыки практического применения полученной информации в различных видах деятельности (речевой, изобразительной, конструктивной, коммуникативной, музыкальной).

- Воспитывать интерес к объектам русской традиционной культуры, чувство уважения к результатам труда русских умельцев, в частности, к изготовлению традиционных тряпичных игрушек.

Ход занятия.

Педагог. Ребята, сегодня к нам в гости пришла гостья из волшебной страны, в которой живут сказки. Педагог показывает тряпичную игрушку Каркушу. Знаете, кто это?

Ответы детей.

Если дети затрудняются, Каркуша представляется детям. Она говорит, что она прилетела в гости из сказки. Только вот пока летела, забыла, из какой.

Педагог предлагает детям помочь Каркуше вспомнить, какие сказки или мультфильмы по этим сказкам они уже знают, и в которых есть птица сорока или ворона.

Дети вспоминают. Это «Заяц хваста», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Мешок яблок» и др.

Педагог. Молодцы, ребята!

Сорока (ворона) говорит детям, что в сказках выступает как вестница, помогающая людям узнать об их родных. Она часто даёт советы, рассказывает о лесных новостях, хвастается тем, что много знает. Иногда она всё путает. Тогда она становится смешной и забавной.

Педагог. Ребята, скажите, как Вам кажется, Каркуша добрая или злая?

Дети. Нет, она не злая, просто иногда глупая.

Педагог. В народе сложились крылатые выражения: «считаешь ворон», «проворонил», «ворона в павлиньих перьях». Знаете, что они означают?

Педагог поясняет детям смысл каждого выражения.

Много есть пословиц, потешек, поговорок, игр о сороке и вороне. Педагог предлагает детям вспомнить игры, стихи, поговорки, в которых упоминается сорока или ворона.

Очень известная всем нам игра-забава, дошедшая из глубокой старины: водим пальцем по ладошке ребёнка со словами «этому дала, этому дала» загибаем пальцы, а когда доходит очередь до мизинца, задерживаем его и произносим четыре последних стиха:

Игра "Сорока, сорока. "

Сорока, сорока,

Была белобока,

Кашку варила,

Гостей созывала.

На порог скакала,

Гостей поджидала:

Не едут ли гости?

Не везут ли каши?

Едут гости,

Везут каши:

Кашки немножко,

На красной на ложке.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не досталось:

Он сам мал,

Крупы не брал,

По воду не ходил,

Воды не носил,

Дрова не рубил,

Печки не топил,

Каши не сварил.

Считалочка:

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем мы ворон считать!

Шесть, семь, восемь, миллион!

Ну, так сколько здесь ворон?

Скороговорка

Проворонила ворона воронёнка.

А ещё в сказках встречается птица ворон. Ворон — часто упоминается в народных легендах и сказках, где надо воскресить убитого молодца с помощью мертвой и живой воды. В русской народной традиции ворон считается вещей (умной) птицей: "Старый ворон мимо не каркнет".

Педагог поясняет смысл этой поговорки.

Птичьи дразнилки

Ворон, ворон,

Хвост обломан,

Хвост обломан,

Нос окован.

Присказка

Сидит Ваня на диване,

Сидит ворон на дубу.

Сидит ворон на дубу

И дудит в свою трубу.

Говорит он: Ваня, Ваня,

Что расселся на диване!

Приходи-ка, я тебе

Поиграю на трубе!

В конце этой части занятия педагог предлагает детям охарактеризовать ворону (сороку). Какой они видят её в сказках?

Обобщив ответы детей, педагог вместе с детьми приходит к выводу, что сорока (ворона) добрая, помогает другим, иногда любит хвастать, но потом исправляется.

Наша гостья Каркуша довольная и радостная благодарит детей:

«Молодцы ребята, вы много знаете считалочек, скороговорок, любите играть».

Педагог. Ребята, давайте сделаем нашей гостье Каркуше подружку, что бы ей было с кем и поговорить, и поиграть.

Художественно – творческая часть занятия. Изготовление тряпичной куклы-игрушки «Подружка нашей «Каркуше».

Для того чтобы сделать такую игрушку нам понадобились:

1. Квадратный лоскутик однотонной плотной ткани примерно 20х20 см.

2. Квадратный лоскутик ткани примерно 10х10 см.

3. Небольшой треугольный яркий лоскутик для косыночки на головку.

4. Прямоугольный лоскутик яркой ткани для юбочки.

5. Маленький лоскутик ткани для передничка (по желанию).

6. Нитки для обвязывания.

Вот как мы мастерили подружку для Каркуши.

Плотную ткань скатываем в трубочку и складываем пополам.

Второй лоскутик складываем пополам, затем ещё раз складываем. Получился клювик.

Вкладываем эту заготовочку в тряпичную трубочку, перетягиваем ниткой и формируем шейку Каркуши.

Одеваем на нашу Каркушу юбочку.

Фломастером рисуем точечки-глазки. А теперь повязываем платочек на головку Каркуши.

Мы очень старались.

Посмотрите, какие красивые Каркушины подружки у нас получились!

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование на неделю. Вторая младшая группа. Событие:осень Тема:Птицы и животные осенью. Цель:Дать представление о подготовке животных и птиц с зиме. Литература:Фисенко М. А. "физкультура.

Вести с РМО по ФГТВести с РМО по ФГТ Сегодня наш детский сад встречал гостей - участников РМО. Тема «Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект НОД «Сорока-ворона на припечке сидела», или Гостья из сказки»
Опубликовано: 1 февраля 2013 в 18:05
+112
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 158.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...