Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Невидимка воздух»

Татьяна Калиниченко
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Невидимка воздух»

Цель: Вызвать у детей интерес к познавательной деятельности и желание исследовать всеми доступными способами.

Задачи:

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

- наблюдения за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

- изготовление корабликов с парусами, вееров.

Оборудование:

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);

- мыльные пузыри (по количеству детей);

- 2 подноса;

- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;

- сосуд – «море» для корабликов;

-салфетки бумажные (по количеству детей);

-веера (по количеству детей);

- чеснок, чеснокодавилка;

-воздушные шары (по количеству детей);

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, а кто-нибудь из вас его видел?

Дети: Нет.

Воспитатель: Посмотрите вокруг, кто-нибудь сейчас видит воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Воздух окружает нас повсюду, но мы не видим его, если мы его не видим, значит, воздух какой?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Но воздух можно поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные, а ученые проводят свои опыты в лаборатории, поэтому представьте) что наша группа превратилась в маленькую лабораторию.

Опыт 1 «С полиэтиленовым пакетом»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Дети, мы назвали воздух невидимкой, но на самом деле воздух можно увидеть! Занимайте места в лаборатории.

Но сначала я напомню вам правила безопасного поведения во время проведения опытов:

- Засучите рукава, чтобы не намочить, потому что сегодня в наших опытах мы будем использовать воду.

- Не толкайте соседа во время работы.

- Сначала посмотрите, что показываю я, а потом повторите.

- Когда опыт закончился, положите все на место.

Опыт 2 «Намокнет ли салфетка?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что в этом стакане?

Дети: Салфетка.

Воспитатель: А кроме салфетки еще что-нибудь есть?

Дети: Нет.

Воспитатель: А как вы думаете намокнет ли салфетка, если я опущу стакан вверх дном в подкрашенную воду?

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас мы это проверим. Я возьму стакан, на дне стакана лежит сложенная салфетка, переверну стакан вверх дном и буду медленно опускать его в подкрашенную воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя и опускать медленно. Опускаю стакан до самого дна. Вынимаю стакан из воды, вынимаю салфетку и что мы видим?

Дети: Салфетка сухая.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете почему не намокла салфетка? Что помешало воде проникнуть в стакан и намочить салфетку?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот мы с вами и выяснили, что в стакане кроме салфетки был воздух. Вот он то и не пускал воду в стакан, поэтому салфетка осталась сухой.

А теперь вы возьмите стаканчики и проведите этот опыт на своих местах.

Опыт 3 «Где спрятался воздух

Воспитатель: Ребята, а можно ли увидеть, где спрятался воздух?

Ответы детей:

Воспитатель: Можно! Для этого повторяем опыт, но салфетку убираем из стакана. Опускаем прямо перевернутый стакан в воду, а затем осторожно наклоняем стакан так, чтобы пузырьки воздуха выходили постепенно, уступая свое место воде.

Поэтому можно сделать вывод: при опускании стакана в воду, вода начинает вытеснять воздух, занимая его место, и поэтому появляются пузырьки. Это выходит воздух из стакана. Вот мы и увидели, где же спрятался воздух?

Дети: Воздух спрятался в стакане.

Давайте отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, проводить нам опыты пора. (Дети садятся).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете внутри нас есть воздух?

Ответы детей:

Воспитатель: давайте проведем опыт и проверим?

Опыт 4 «Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.»

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

Пускают мыльные пузырьки под музыку.

Воспитатель: А как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?

Ответы детей:

Воспитатель: Внутри каждого пузыря находится воздух. Это мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Легкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Воспитатель: Вы выдыхаете воздух. Но как он к вам попадает?

Дети: Через нос.

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Опыт 5 «С салфеткой».

Воспитатель: А с салфеткой видно?

Дети: Да, видно.

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Дети: Да.

Давайте поиграем. Игра «Кораблики»

Воспитатель: Ребята, подуйте на кораблики, они плывут. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Опыт 6 «С веером».

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Опыт 7 «С чесноком».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух пахнет? Понюхайте.

Ответы детей:

Воспитатель: А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Дети садятся на ковер кругом, закрывают глаза. В центр круга воспитатель ставит тарелку со свеже-выдавленным чесноком.

Воспитатель: Вдохните поглубже, ребята, что вы чувствуете? Чем пахнет?

Ответы детей:

Воспитатель: Вот мы и убедились, что воздух может переносить запахи.

Воспитатель: А для чего нужен воздух человеку?

Дети: Воздух нужен человеку, чтобы дышать.

Воспитатель: Ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать.

Опыт 8 «Не дышу»

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель: Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут. Но не только человеку нужен воздух. Как вы думаете, кому еще нужен воздух каждую минуту?

Дети: Воздух нужен животным, рыбам, птицам, растениям.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы много сегодня узнали о воздухе?

Ответы детей:

Воспитатель: Вот вам в подарок воздушные шары. Чем наполнен воздушный шар.

Дети: Воздухом.

Воспитатель: Конечно воздухом, поэтому он и называется воздушным. А нам пришла пора возвращаться из лаборатории в группу. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!

Публикации по теме:

НОД «Наблюдение за воздухом (Невидимка-воздух)» Цели: -подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас Задачи: -дать представление о том, что он занимает место и обладает.

Содержание совместной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух. Какой он?» в средней группе Программное содержание: Познание: дать представление о воздухе, развивать познавательно-исследовательскую деятельность (способствовать овладению.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Невидимка воздух»
Опубликовано: 5 апреля 2013 в 21:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД «Наблюдение за примулами». (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....