Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Невидимка воздух»

Татьяна Калиниченко
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Невидимка воздух»

Цель: Вызвать у детей интерес к познавательной деятельности и желание исследовать всеми доступными способами.

Задачи:

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

- наблюдения за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

- изготовление корабликов с парусами, вееров.

Оборудование:

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);

- мыльные пузыри (по количеству детей);

- 2 подноса;

- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;

- сосуд – «море» для корабликов;

-салфетки бумажные (по количеству детей);

-веера (по количеству детей);

- чеснок, чеснокодавилка;

-воздушные шары (по количеству детей);

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, а кто-нибудь из вас его видел?

Дети: Нет.

Воспитатель: Посмотрите вокруг, кто-нибудь сейчас видит воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Воздух окружает нас повсюду, но мы не видим его, если мы его не видим, значит, воздух какой?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Но воздух можно поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные, а ученые проводят свои опыты в лаборатории, поэтому представьте) что наша группа превратилась в маленькую лабораторию.

Опыт 1 «С полиэтиленовым пакетом»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Дети, мы назвали воздух невидимкой, но на самом деле воздух можно увидеть! Занимайте места в лаборатории.

Но сначала я напомню вам правила безопасного поведения во время проведения опытов:

- Засучите рукава, чтобы не намочить, потому что сегодня в наших опытах мы будем использовать воду.

- Не толкайте соседа во время работы.

- Сначала посмотрите, что показываю я, а потом повторите.

- Когда опыт закончился, положите все на место.

Опыт 2 «Намокнет ли салфетка?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что в этом стакане?

Дети: Салфетка.

Воспитатель: А кроме салфетки еще что-нибудь есть?

Дети: Нет.

Воспитатель: А как вы думаете намокнет ли салфетка, если я опущу стакан вверх дном в подкрашенную воду?

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас мы это проверим. Я возьму стакан, на дне стакана лежит сложенная салфетка, переверну стакан вверх дном и буду медленно опускать его в подкрашенную воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя и опускать медленно. Опускаю стакан до самого дна. Вынимаю стакан из воды, вынимаю салфетку и что мы видим?

Дети: Салфетка сухая.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете почему не намокла салфетка? Что помешало воде проникнуть в стакан и намочить салфетку?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот мы с вами и выяснили, что в стакане кроме салфетки был воздух. Вот он то и не пускал воду в стакан, поэтому салфетка осталась сухой.

А теперь вы возьмите стаканчики и проведите этот опыт на своих местах.

Опыт 3 «Где спрятался воздух

Воспитатель: Ребята, а можно ли увидеть, где спрятался воздух?

Ответы детей:

Воспитатель: Можно! Для этого повторяем опыт, но салфетку убираем из стакана. Опускаем прямо перевернутый стакан в воду, а затем осторожно наклоняем стакан так, чтобы пузырьки воздуха выходили постепенно, уступая свое место воде.

Поэтому можно сделать вывод: при опускании стакана в воду, вода начинает вытеснять воздух, занимая его место, и поэтому появляются пузырьки. Это выходит воздух из стакана. Вот мы и увидели, где же спрятался воздух?

Дети: Воздух спрятался в стакане.

Давайте отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, проводить нам опыты пора. (Дети садятся).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете внутри нас есть воздух?

Ответы детей:

Воспитатель: давайте проведем опыт и проверим?

Опыт 4 «Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.»

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

Пускают мыльные пузырьки под музыку.

Воспитатель: А как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?

Ответы детей:

Воспитатель: Внутри каждого пузыря находится воздух. Это мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Легкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Воспитатель: Вы выдыхаете воздух. Но как он к вам попадает?

Дети: Через нос.

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Опыт 5 «С салфеткой».

Воспитатель: А с салфеткой видно?

Дети: Да, видно.

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Дети: Да.

Давайте поиграем. Игра «Кораблики»

Воспитатель: Ребята, подуйте на кораблики, они плывут. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Опыт 6 «С веером».

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Опыт 7 «С чесноком».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух пахнет? Понюхайте.

Ответы детей:

Воспитатель: А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Дети садятся на ковер кругом, закрывают глаза. В центр круга воспитатель ставит тарелку со свеже-выдавленным чесноком.

Воспитатель: Вдохните поглубже, ребята, что вы чувствуете? Чем пахнет?

Ответы детей:

Воспитатель: Вот мы и убедились, что воздух может переносить запахи.

Воспитатель: А для чего нужен воздух человеку?

Дети: Воздух нужен человеку, чтобы дышать.

Воспитатель: Ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать.

Опыт 8 «Не дышу»

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель: Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут. Но не только человеку нужен воздух. Как вы думаете, кому еще нужен воздух каждую минуту?

Дети: Воздух нужен животным, рыбам, птицам, растениям.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы много сегодня узнали о воздухе?

Ответы детей:

Воспитатель: Вот вам в подарок воздушные шары. Чем наполнен воздушный шар.

Дети: Воздухом.

Воспитатель: Конечно воздухом, поэтому он и называется воздушным. А нам пришла пора возвращаться из лаборатории в группу. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!

Публикации по теме:

НОД «Наблюдение за воздухом (Невидимка-воздух)» Цели: -подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас Задачи: -дать представление о том, что он занимает место и обладает.

Содержание совместной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух. Какой он?» в средней группе Программное содержание: Познание: дать представление о воздухе, развивать познавательно-исследовательскую деятельность (способствовать овладению.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Невидимка воздух»
Опубликовано: 5 апреля 2013 в 21:22
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Содержание Введение 1. Оснащение предметно развивающего пространства по...