Лучший педагог года

Конспект НОД «Страна Шифровандия. Звуки [С] и [С]»

Кузнецова Любовь
Конспект НОД «Страна Шифровандия. Звуки [С] и [С]»

Конспект НОД

Тема: Страна Шифровандия. Звуки "С" и "Сь"

Дети: подготовительная к школе группа (ФФН)

Форма проведения: Подгрупповая.

Цель: Дифференциация звуков С - Сь на уровне слога, слова и предложения.

Задачи:

1. Продолжать закреплять правильное произношение звуков "С" и "Сь";

2. Продолжать работу по развитию фонематических процессов, используя дидактические игры "Звуковая мозаика", "Телеграмма", "Четвертый лиш-ний";

Публикация «Конспект НОД „Страна Шифровандия, Звуки [С] и [С]“» размещена в разделах

3. Развивать координацию движений, через игру с мячом и работу с магнит-ной удочкой;

4. Упражнять в умении составлять предложения, используя игру "Придумай пароль";

5. Закрепить словарь по теме "Зима";

6. Тренировать навык звукобуквенного анализа;

7. Закрепить образ буквы "С";

8. Воспитывать желание помогать близким;

Раздаточный материал: Д/игра "Звуковая мозаика"; схемы слов, наборы для анализа слов; шнурки; счетные палочки.

Дидактический материал: телефон; магнитна удочка; массажные мячи.

Технические средства: ноутбук, проектор, экран для проектора.

Предварительная работа:

1. Изучение лексической темы "Признаки зимы", "Зимние забавы", "Зимую-щие птицы".

2. Изучение звука "С", закрепление артикуляции и основных характеристик.

Задания для работы с родителями:

1. Нарисовать или наклеить тетрадь изображения предметов, в названии которых есть звуки "С" и "Сь" (в два столбика).

2. "Назови ласково". Сравнить, что стало со звуком «С» после изменения слова (твердый превратился в мягкий). Нос, пес, лиса, усы, колесо, коса.

3. Прописать в тетради букву "С".

4. Выучить загадку, нарисовать отгадку.

И. Захарова

Непоседа, озорница

Крутится, играется,

А потом, словно певица

Песней заливается.

Ярко-желтую жилетку

Носит эта птица.

И в скворечнике на ветке

Первый гость (Синица).

План занятия:

I. Вводная часть

1. Организационный момент (1 минута)

2. Введение в тему. Характеристика звуков (3 минуты).

II. Основная часть.

1. Дидактическая игра "Звуковая мозаика" (3 минуты);

2. Дидактическая игра "Телеграмма" (3 минуты);

3. Динамическая пауза (2 минуты);

4. Дидактическая игра "Четвертый лишний" (3 минуты);

5. Игра "Придумай пароль" (3 минуты);

6. Игра "Разгадай шифр" (3 минуты).

7. Игра "Поймай слова" (3 минуты);

8. Буква "С" (3 минуты);

III. Заключительная часть.

1. Расскажем Башмачку о наших приключениях (2 минуты)

2. Дашина оценка (1 минута)

Ход НОД:

I. Вводная часть:

1. Организационный момент

Л: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, какой сегодня день недели?

Д: Среда.

Л: Правильно! А какой месяц и время года?

Д: Декабрь, зима.

Л: Правильно. Давайте вспомним, какие признаки зимы, мы уже изучили.

Д: выпадает много снега, на деревьях совсем нет листьев, Появляются со-сульки, можно кататься на санках, коньках и пр.

Л: Правильно, молодцы!

Звонит телефон.

Л: Ребята, с нами на связь хочет выйти Даша-путешественница (на экране появляется изображение Даши, логопед «разговаривает» с ней по телефону). Смотрите, какая она грустная. Что случилось, Даша? Как же так!

Ребята, Даша потеряла своего друга - обезьянку Башмачка. Чтобы его найти, нужно пройти через неизвестную страну Шифровандию. Даша боится, что не справиться сама и просит вас ей помочь. Поможем!

Д: Поможем.

2. Характеристика звуков

Л: Чтобы пройти через эту неизвестную страну, нужно разгадать все шифры, которые встретятся на пути. Сегодня все шифры в Шифровандии связаны со звуками "С" и "Сь", поэтому нам нужно вспомнить, все, что мы знаем про эти звуки. Давайте произнесем С-с-с-с и сь-сь-сь. Где находится язычок?

Д: Лежит на дне ротика.

Л: Что делают губы и зубы?

Д: Губы улыбаются, зубы сближены.

Л: А какой воздух дует из ротика?

Д: Холодный.

Л: Правильно. Когда мы произносим С-С-С напор воздуха сильнее, когда сь-сь-сь – слабее. Поэтому "С" мы обозначим большим насосом, а "Сь" – ма-леньким.

Л: Чтобы войти вам нужно правильно описать звуки "С" и "Сь". Если вы правильно называете признак, он появится на экране (при правильном назы-вании признака на экране появляется соответствующий символ).

Д: С - согласный (не можем спеть, глухой (горлышко не звенит, твердый.

Д: Сь - согласный, глухой, мягкий.

Л: Молодцы! Вы справились с заданием и теперь нас ждут приключения в стране Шифровандии!

II. Основная часть.

1. Дидактическая игра "Звуковая мозаика".

На лайде появляется Даша с улыбкой на лице.

Л: (разговаривает с Дашей по телефону). Ребята, Даша очень рада, что вы справились и мы сможем продолжить путь к Башмачку. А вот и первый шифр.

Логопед предлагает каждому ребенку заготовленный шаблон, разделенный на 9 одинаковых квадратов и набор синих и зеленых квадратов.

Л: Сейчас я буду произносить слова, если услышите звук "С", как вы думае-те, какой квадратик нужно будет поставить?

Д: Синий, потому, что это цвет твердого звука.

Л: Если услышите "СЬ", то поставите?

Д: Зеленый квадратик!

Л: Молодцы! Все начинаем составлять наш шифр с левого верхнего квадра-тика. Слушайте внимательно, я могу назвать слова, где нет этих звуков!

Суп, мак, сено, мост, кассета, дом, гусь, сито, нос, осень, слон

Л: А теперь давайте вместе с Дашей проверим, правильный ли вы подобрали шифр. Я буду передавать ваши ответы по телефону.

Затем логопед вместе с детьми на презентации проверяют правильность вы-полненного задания, если дети выбрали правильный цвет, квадратик на экра-не изменит цвет, если нет, он останется белым. Когда "шифры" совпадают, происходит переход к следующему этапу.

2. Дидактическая игра "Телеграмма"

На следующем слайде изображение телеграфной станции.

Л: Ребята, где же Даша? Я ее не вижу.

Д: Она прячется за домиком.

Л: Какие вы наблюдательные! Даша говорит, что это телеграфная станция (делает вид, что разговаривает с Дашей по телефону). Она говорит, что сей-час вам нужно будет по телефону передавать зашифрованные послания на станцию, чтобы пройти дальше. Все они будут со звуками "С" и "Сь". Я буду произносить шифр, а вы по очереди повторите его по телефону. Если повто-рите правильно, шифр появится на экране. Будьте внимательны, не путайте звуки "С" и "Сь"! Когда повторите, нажимайте кнопку, чтобы шифр ушел.

Са-ся-са! сё-со-со? Сю-су-сю. Сы-си-си. Ся-са-са? Сэ-сэ-се.

Ася-аса-ася! Усу-уся-уса? Иса-исю-ыси. Эса-есе-ёсё? Яся-аса-оса! Иса-иси-уся!

Л: Молодцы! Даша говорит, что все наши шифровки приняты, и мы можем пройти дальше!

3. Динамическая пауза.

Л: Смотрите, что здесь такое нарисовано?

Д: Здесь ребята занимаются физкультурой/ разминаются.

Л: Наверное, это значит, что нам нужно набраться сил и размяться. Давайте сделаем разминку!

Упражнение с массажными мячиками.

С вами мы начнем зарядку,

Расчитаясь по порядку!

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем приседать.

Встанем бойко на носочки,

Словно достаем до лампочки.

Словно мячики поскачем

Все мы сильные, не плачем!

Важно нам зарядку делать,

Чтоб здоровым быть и смелым. Дети катают массажный мячик

между ладонями

Дети приседают, и перекладывают мя-чик из руки в руку, слегка сжимая.

Дети встают на носочки и тянут руки вверх; сжимают мячик обеими руками.

Дети скачут на обеих ногах.

Дети имитируют упражнения с ганте-лями

Дети катают мячики между ладонями.

4. "Четвертый лишний"

Логопед снова беседует с Дашей.

Л: Ребята, Даша очень удивлена, что вы так хорошо справляетесь с задания-ми. Она думает, что после разминки, вы еще лучше справитесь с заданиями. Смотрите, вот появляются какие-то картинки. Даша говорит, нам нужно вы-брать лишнюю. Давайте назовем, что изображено на картинках. Дети назы-вают картинки.

Д: Сорока, синица, сова, клест. Лишняя синица, потому что в остальных сло-вах звук "С", а тут "Сь"

Снеговик, сосулька, снег, снежинка.

Сноуборд, санки, хоккей, снежки. (слово в котором нет звука "С"- "Сь")

Если дети затрудняются в ответе, педагог сам произносит все слова, утриро-ванно произнося звуки "С" и "Сь".

Л: Молодцы! Даша говорит, мы можем идти дальше.

5. Игра "Придумай пароль".

На экране появляется "лишние" картинки из прошлого задания.

Л: А сейчас, чтобы пройти дальше, нужно придумать пароли. Но это будут не простые пароли, а предложения про эти картинки! Старайтесь составить кра-сивый и сложный пароль.

Логопед придумывает свой пароль. Дети составляют предложения с задан-ными картинками.

Л: Даша поражена, какие вы составили сложные пароли, никто не сможет их разгадать.

6. "Разгадай шифр".

Л: Даша как-то загрустила. Она думает, что следующее задание очень слож-ное и нам будет с ним не справиться. Она даже не понимает, что это значит.

На слайде появляются схемы слов, где звуки "С" и "Сь" занимают разное ме-сто.

Л: Посмотрите, дети, здесь какие -то странные шифры. Как вы думаете, что они означают?

Д: Они похожи на схемы слов (Если дети не дают правильного ответа, гово-рит педагог).

Л: Ребята, сейчас вам нужно будет поймать свою схему и придумать по ней слово, чтобы мы смогли пройти дальше. Не забывайте четко произносить звуки "С" и "Сь".

Логопед раскладывает на полу схемы слов (схемой вниз, задача детей и "поймать" свой шифр (используя магнитную удочку).

Дети по очереди "ловят" схемы, и придумывают слова в соответствии с ней.

7. Игра "Поймай слово"

Л: Как вы быстро придумали слова по схемам! Но сейчас вам нужно быть очень внимательными.

На слайде появляется стишок, с пропущенными словами.

Л: А вот и еще одно задание. Смотрите, в стихотворении все нормально?

Д: Нет, тут пропущены слова.

Л: Точно! Чтобы слова появились, вы должны их поймать. Сейчас я буду чи-тать вам стишок, а вы слушайте внимательно и запоминайте слова со звуками "С" и "Сь". Потом вы назовете все слова, которые запомнили. И если мы сможем вспомнить все слова, то пройдем дальше! Вы запомнили, что нужно сделать?

Д: Слушать и запомнить слова со звуками "С" и "Сь".

Л: Правильно, слушайте внимательно!

Наши окна кистью белой

Дед Мороз разрисовал.

снегом полюшко одел он,

Снегом садик закидал!

8. Буква "С"

Л: Даша очень рада, мы прошли уже почти весь путь. И нам осталось вы-полнить последнее задание. Для начала нам с вами нужно вспомнить, как от-личаются звук и буква и выбрать соответствующий символ. Даша не знает правильный ответ и не сможет вам подсказать.

На слайде появляются изображения: ухо, глаз, рот, рука с ручкой. Дети вы-бирают, какие символы подходят букве, какие звуку.

Д: Звук мы слышим и говорим. Ей подойдут ухо и рот. Букву мы пишем и видим, нам подойдут глаз и рука.

Л: Правильно, чтобы открыть последнюю дверь, вам нужно выбрать пра-вильную и изобразить букву "С".

На экране появляется несколько вариантов букв, детям нужно выбрать пра-вильный. Дети выбирают, и буква на экране становится больше.

Л: Даша рада, что вы знаете буквы алфавита! А теперь можете изобразить букву при помощи различных способов: ручки, шнурка, счетных палочек и пр.

Дети изображают букву, по желанию, при помощи любого материала.

III. Заключительный этап.

1. Расскажем Башмачку о наших приключениях.

Л: Ребята, вы разгадали все шифры и пароли и помогли Даше встретиться с Башмачком! Смотрите, как они довольны. Башмачок просит рассказать о том, что нам встретилось. Расскажете?

Л: Давайте вспомним, день каких звуков был в Шифровандии?.

Д: День звуков "С" и "Сь".

Л: Что вы можете рассказать о них?

Д: Звук С – согласный, твердый, глухой, обозначается синим. Звук Сь - со-гласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым.

Л: Какие слова с этими звуками вы можете вспомнить?

Д: Снег, синица, снеговик, санки и пр.

Л: Молодцы! Что вам больше всего понравилось? Что было сложным?

2. Дашина оценка.

Логопед от имени Даши отмечает тех детей, которые хороши занимались, и делает замечания тем, кто плохо себя вел. Просит их заниматься более усердно и прощается с ребятами.

Методические комментарии:

I. Вводная часть.

• Во время вводной части дети стоят полукругом на расстоянии двух метров от экрана.

• В процессе закрепления артикуляции спросить нескольких детей о положении каждого органа артикуляции.

• При работе над характеристикой звуков педагогу следует применить прием неправильного ответа. Предложить детям заведомо непра-вильный ответ (например, что язык при произнесении находиться в верхнем положении) и проследить реакцию детей и их действия.

II. Основная часть.

1. Дидактическая игра "Звуковая мозаика".

• Для проведения этой игры дети рассаживаются за столы (по два че-ловека).

• Следует акцентировать внимание детей на то, откуда начинать "вы-кладывать шифр", чтобы избежать связанных с этим, ошибок в "шиф-ре".

2. Дидактическая игра "Телеграмма".

• Дети продолжают сидеть за столами.

• При передаче зашифрованных посланий педагогу следует переносить телефон к каждому ребенку.

• Необходимо утрированно выделять интонацию послания, чтобы дети могли ее уловить и передать.

• После передачи сообщения можно спросить у других детей, какая была интонации сообщения.

3. Игра "Четвертый лишний"

• После динамической паузы можно рассадить детей полукругом.

• После выполнения задания следует уточнить у детей, в какое время года бывают эти явления, можно заниматься данными видами спор-та.

4. Игра "Разгадай шифр"

• Если нет магнитной удочки, можно предложить детям выбрать из нескольких карточек.

• Карточек должно быть больше, чем детей, чтобы каждый ребенок имел возможность выбрать.

5. Работа с буквой.

• Для работы с буквой детей можно рассадить за столы.

• Так же можно разложить различные материалы на отдельном сто-ле. Для выполнения задания дети подходят к столу и выбирают то, при помощи чего будут выкладывать букву.

Прикреплённые файлы:

nod_u5o1g.pptx | 2147,09 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД по музыке «Звуки осени» Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно эстетическому направлению (Музыкальная деятельность) по теме: «Звуки осени».

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы ДОУ. Тема: «Звуки «Н» и «Н’»» Тема: "Звуки «Н» и «Н'» "Цель: Дифференциация звуков «Н» и «Н'» в слогах, словах и предложениях. Закреплять навыки различения и правильного.

Конспект НОД «Звуки [Т] — [Т’]. Буква Т» Цель: - Закрепить согласные звуки [т] - [т’], познакомить с буквой Т. Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнить и закрепить произношение.

Конспект занятия по здоровьесбережению в подготовительной группе Тема: «Волшебная страна — здоровье». Тема: «Волшебная страна – здоровье». Цель: Учить детей береч свое здоровье и ухаживать за ней правильно. Задачи: о) расширять представления.

Конспект НОД «Веселая страна игрушек» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Наше счастье» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.

НОД по звуковой культуре речи «Звуки природы и звуки речи» цель: познакомить детей с понятием «звук»; какие бывают звуки (громкие, тихие, звонкие, глухие); развивать артикуляционно - речевой аппарат,.

Конспект ОД «Звуки [Х] — [Х’]. Буква Х» Тема: «Звуки Х – Х’. Буква Х.» Цель: Познакомить детей со звуками Х - Х’ буквой Х. Дифференциация звуков Х – Х’, формирование фонематического.

Конспект занятия «Вокруг нас звуки» Тема: Вокруг нас звуки. Цель:Погрузить детей в мир звуков, развивать интерес к ним;привлечь их внимание к звуковой (внешней)стороне речи;.

Конспект занятия «Звуки [М], [М’]. Буква М» Цель: 1. Закрепить знания детей о звуках «м, мь» и букве «М». 2. Закрепить навык четкого произношения звуков «м, мь». 3. Выделять звуки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки речи. Гласные и согласные звуки» Цели занятия: познакомить детей с понятиями «звук», «звуковичок»; рассказать о том, что звуки делятся на гласные и согласные; научить де.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Страна Шифровандия. Звуки [С] и [С]»
Опубликовано: 6 апреля 2016 в 20:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД