МААМ-картинки

Конспект НОД «Традиции и быт кубанского казачества»

Татьяна Бирюкова
Конспект НОД «Традиции и быт кубанского казачества»

Конспект интегрированного занятия

(подготовительная группа)

Тема: «Традиции и быт Кубанского казачества»

Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представление о жизни Кубанского казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды.

Публикация «Конспект НОД „Традиции и быт кубанского казачества“» размещена в разделах

Развивающие: Развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, мелкую моторику рук, цветовое восприятие.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: глэчик, макитра, рубель, коромысло, папаха.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории Кубанского казачества, любознательность.

Демонстрационный материал: Экран с проектором и ноутбук, бумажная форма макитры, трафареты листьев калины, карточки с последовательностью рисования веточки калины, краски, салфетки, кисти, тампоны, стаканы с водой, шапки - кубанки

Раздаточный материал: бумажные формы макитры, трафареты листьев калины, краски, кисти, салфетки, тампоны, стаканы с водой.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, показ слайд-шоу, физкультминутка «Танец Кубанских казаков», рассматривание предметов быта казаков, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, шапка - Кубанка, рушник, настольник, гончар.

Ход НОД:

Под фонограмму народной песни «Распрягайте, хлопцы, кони…» дети заходят в группу, садятся.

Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?

Дети: Казаки.

Воспитатель: Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки, первыми поселившиеся на Кубани, умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Ребята у всех вас есть мамы, папы, бабушки и дедушки. Вы всех их очень любите, они для вас самые близкие и родные. Скажите! А как можно назвать близких вам людей одним словом?

Дети: родственники, родичи, предки.

Воспитатель: Молодцы! Близкие предки - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть некоторые из предметов быта, которыми пользовались наши далекие предки.

Наденем на голову шапку - кубанку, повернемся вокруг себя три раза и скажем: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!». Дети надевают шапки-Кубанки, кружатся и повторяют слова, потом присаживаются на стульчики, где педагог обращает внимание на слайд-презентацию. (Показ слайд-шоу).

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.

Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове папаха, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.

Его жена, казачка, занимается дома по - хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду, приготовить пищу.

А белье гладили вот этим предметом, называется он – рубель. Он ребристый. На каталку наматывают мятое полотенце и с силой проводят по нему рубелем несколько раз. Белье получается гладким, и пахучим. Повторите, как называется такой утюг?

Дети: рубель!

Воспитатель: Зимними вечерами казачки занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. Всё это они делали зимой, потому что летом, весной и осенью у них было много другой работы.

Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб, это занимало все их время. А зимой такой работы нет.

Воспитатель: (Показываю скатерть, рушник). Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть! Её старинное название – настольник, потому что ее клали на стол.

Воспитатель: А вы знаете как на Кубани называли полотенце? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой).

Дети: Рушник.

Воспитатель: Посмотрите,какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы. Они вышивали птиц, цветы, животных.

Воспитатель: Посмотрите какие цвета они использовали?

Дети: Красный и черный.

Воспитатель: Вышитыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. Казаки очень любят украшать свою одежду и дом вышивкой и кружевом.

Воспитатель: Ещё одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Вы знаете, что делали из глины?

Дети: Из глины делали посуду.

Из глины делали детские игрушки.

Из глины изготавливали кирпич.

Воспитатель: Правильно! Я вам предлагаю рассмотреть глиняную посуду.

Молоко казаки хранили в глиняной посуде, которая называется – глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто казачки замешивали в макитре - большом, глиняном горшке. А ещё гончары для детей из глины изготавливали игрушки, дудочки, свистульки. Вся посуда обжигалась в горячей печи, а потом украшалась красивыми узорами.

Запомнили название посуды? (повторите).

Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в Армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша. Давайте послушаем казачьи песни.

Физкультурная минутка (танцевальные движения под кубанскую казачью песню)

А теперь ребята я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и расписать макитру узором.

Помните, что казачки замешивали в макитре? (тесто).

На Кубани очень распространено такое растение как калина. Вот я и предлагаю расписать нашу посуду «ветками калины».

Листики мы изобразим с помощью трафаретов, а ягодки нарисуем пальчиком.

Подведение итогов:

- Ребята что нового вы сегодня узнали?

- Что делали из глины?

- Какие новые слова вы сегодня узнали?

- понравилось ли вам рисовать разными приемами (примакивание, рисование кисточкой, пальчиком?

- Расскажите ли вы своим родителям, чем мы сегодня занимались?

Молодцы, ребята! Вы прямо-таки, как настоящие казачата! Такую посуду не стыдно будет хранить в казачьей хате!

Выставка детских работ.

Публикации по теме:

Фотоотчет о муниципальном празднике «Возрождение казачества — это не ребячество»Фотоотчет о муниципальном празднике «Возрождение казачества — это не ребячество» Фотоотчет с муниципального праздника «Возрождение казачества — это не ребячество» города Губкина Белгородской области. В нашем городе работает.

Использование культурно-исторических традиций казачества Работая по теме «Приобщение старших дошкольников к культурно – историческим традициям казачества», наш коллектив старается создать стройную.

Конспект образовательной деятельности по творчеству кубанского писателя В. Нестеренко. Чтение стихотворения «Муравей» Цель: расширение и закрепление знаний детей о жизни и творчестве кубанского поэта В. Нестеренко. Задачи: 1. Прививать интерес к чтению.

Конспект занятия «Традиции и быт кубанского казачества» Программные задачи: 1. Продолжать знакомить детей с жизнью, бытом, традициям и культурой Кубанского казачества. 2. Развивать познавательный.

Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт кубанского казачества» Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества» Цель занятия: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей.

Оформление кубанского уголкаОформление кубанского уголка Данный материал можно использовать для ознакомления детей с традициями,культурой, бытом своего родного края. Наглядно показать, как жили.

Оформление кубанского уголка в группеОформление кубанского уголка в группе Предлагаю Вашему вниманию оформление Кубанского уголка в нашей группе, который был создан благодаря совместному творчеству родителей и педагогов.

Использование Кубанского фольклора в пальчиковой гимнастике Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания. Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать.

Конспект занятия «Традиции и быт Кубанского казачества» подготовительная группа Тема: «Традиции и быт Кубанского казачества» подготовительная группа Цель: 1. Воспитывать любовь к малой Родине; 2. Знакомить детей с.

Знакомство с Петриковской росписью как с частью быта Кубанского казачества. Рисование «Виноград» Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Знакомство с Петриковской росписью,как с частью быта Кубанского казачества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Традиции и быт кубанского казачества»
Опубликовано: 10 мая 2016 в 11:05
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД