Конспект НОД «В царстве удивительных камней» для старшего дошкольного возраста

Татьяна Вячеславовна Исакова
Конспект НОД «В царстве удивительных камней» для старшего дошкольного возраста

Конспект НОД познавательной направленности в старшей группе «В царстве удивительных камней»

Цель: Обогащение знаний детей о камнях в познавательно – исследовательской деятельности через выполнение заданий различной направленности.

Обучающие задачи:

- Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.

- Учить классифицировать камни по разным признакам.

- Учить детей пользоваться картой.

-Расширять представления детей о том, как человек использует камни (строительство, памятники, украшения).

-Закрепить правила безопасности при работе с оборудованием: камни, лупы, молоток, гвоздь.

Развивающие задачи:

- Развивать интерес к камням, умение исследовать и называть их свойства.

- Развивать диалогическую и монологическую речь.

- Развивать навык согласования имен прилагательных с именами существительными (драгоценные камни, твердый камень, горные породы, морские камни, каменная соль и т. д)

- Развивать познавательную активность, любознательность.

- Развитие мелкой моторики, ощущений.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать бережное отношение к природным материалам и сделанным

-Из них предметам.

-Формировать навыки сотрудничества на занятии.

Предварительная работа:

- Чтение сказа П. Бажова «Медной горы Хозяйка»

- Создание в группе мини- музея камней разных видов.

- Изучение физической карты России.

- Просмотр презентации «Камни и минералы».

- Разучивание песни экспериментаторов.

- Расписывание камней для выставки «Ожившие камни».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Музыка», «Безопасность"

Материал: чемоданчик профессора Почемушкина, халаты ученых, бейджики, наборы морских и речных камней на подносах, каменная соль на тарелочках, лупы, салфетки, брусок из дерева, гвоздь, молоток, ларец Хозяйки Медной горы с драгоценностями, макет вулкана, материал для опыта (сода, лимон, краска, географическая карта, коллекция «оживших камней» на выставке, презентация «Экспериментаторы, вперед!».

Действующее лицо: Хозяйка Медной горы, юные ученые в белых халатах

ТСО: запись шума моря, ветра, дождя, минус песни «Песенка первоклассника».

Ход деятельности

(Звучит запись "Голоса людей")

Воспитатель: Проходите, коллеги! Сегодня на наш научный симпозиум собрались все самые известные ученые нашего детского сада. Давайте поздороваемся с гостями.

- Коллеги, у меня для вас новость. Всем известный профессор Почемушкин не сможет сегодня присутствовать на симпозиуме, так как ему срочно пришлось отправиться в научную экспедицию на Урал. Но он приготовил для нас сюрприз. Он прислал нам свой чемоданчик и просит к его приезду изучить предмет, который лежит внутри. Если мы справимся со всеми заданиями профессора, то найдем клад. Вы готовы? Экспериментаторы, вперёд!

(Дети встают полукругом вокруг воспитателя. В чемоданчике ощущений внутри лежат камни. Дети по очереди подходят, просовывают руку и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри чемоданчика)

В: Коллеги, кто желает определить предмет на ощупь? Пожалуйста, Сергей Русланович, ваше мнение?

В: Как думаете, что это такое может быть?

Д: Камень

В: Хочется узнать, что скажет по этому поводу Екатерина Алексеевна?

В: Давайте проверим, правильно ли вы угадали? Какие вы, коллеги, молодцы!

В: Коллеги, скажите, а вы когда- нибудь находили камни?

Д: Да, много раз.

В: А что же общего у камней?

Д: Они твердые, как горы.

В: А чем отличаются? Вы помните, какие были ваши камни?

Д: Камни бывают гладкие и шершавые, с острыми краями, угловатые; тяжелые и легкие; холодные и теплые; разные по цвету, форме и размеру.

В: А где чаще всего можно встретить камни?

Д: Чаще камни можно встретить в горах.

В: Правильно. У земли есть каменная одежда, и там, где эта одежда видна на поверхности, где очень много камней, мы видим горы.

Если мы посмотрим на карту, мы увидим коричневый цвет. Этим цветом обозначают горы на земле.

В: Назовите горы России? (Уральские, Кавказские, Гималаи, Саяны)

В: Как называют профессии людей, которые ищут камни? (Геолог)

В: А помогает им в этом природа. Она постепенно разрушает горы, открывая их внутренние кладовые. Давайте покажем, как это происходит.

(Музыкальная игра «Гора и камешки»)

Жила - была большая гора. (Дети образуют гору)

Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее.

Шли годы. Вода проливалась на гору дождями и точила камни, а мороз замораживал воду в трещинах.

А ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности.

Вот покатился с горы один камешек, потом второй, третий, четвертый. Гора становилась все меньше и меньше. Река подхватила камушки и понесла вниз. Вода перекатывала их с одного бока на другой, откалывая маленькие песчинки, а ветер уносил их в разные стороны. Так ветер и вода победили большую гору.

РАБОТА В ЦЕНТРЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:

В. Все камни удивительны и неповторимы. Хотите их изучить? Где можно изучать камни?

Конечно же, в лаборатории и я предлагаю туда всем отправиться.

(дети садятся за столы)

В: Мы получили новые задания от профессора: провести эксперименты и все узнать про камни. (СЛАЙД № 10)

Коллеги, посмотрите, перед вами на столе камни. Давайте рассмотрим их поближе.

Опыт №1: «Узоры камня»

Возьмите лупы, внимательно посмотрите на камни. Может узнаем из чего они сделаны? Что вы видите? (трещинки, ямки, узоры, кристаллы, песок). Посмотрите через лупу на соль. Видите кристаллы? Вот из таких кристаллов состоят многие камни. Кстати, соль тоже камень. Она так и называется - каменная соль.

Опыт №2 «Есть ли у камней голос

Пальчиковая гимнастика: «Веселые камешки».

Посмотрите, вот какие – эти камешки большие.

А шершавые какие! В руки камешки возьми, ими тут же постучи:

«Тук да тук, тук да тук»- вот какой у камня звук! (звонкий, громкий)

В: Предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний». Какой предмет на подносе лишний? Правильно, брусок из дерева.

Опыт №3: «Камень тверже дерева»

Коллеги, как вы думаете, что крепче: камень или дерево?

Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил ли он форму? Нет? Почему? Давайте сожмем брусочек в руке. Изменил он форму? Давайте проверим, что крепче?

Я возьму молоток, гвоздь и брусочек и попробую вбить гвоздь в дерево. Что произошло? (Гвоздь вошел в дерево).

А сейчас попробую вбить гвоздь в камень. (забивает – не получается, предлагает 2-3 детям попробовать сделать то же). Что получается? Гвоздь гнется, не вбивается. Какой вывод можно сделать?

Вывод: Камень крепче и прочнее дерева. Сколько интересного мы узнали сегодня о камнях.

В: А сейчас объявляется минутка отдыха. Ученым надо время от времени отдыхать. Предлагаю поиграть. Послушайте музыку, постарайтесь представить, где мы с вами очутились и движениями что- нибудь изобразите.

-Что вы услышали? (шум моря, волны набегают на берег, выбрасывают камни на песок)

- В кого ты превратился? А вот Кирилл похож на камешек.

-Какие камни можно найти на берегу моря? (морские)

Давайте вернемся за столы и рассмотрим внимательно наши камни.

Сейчас ученый Екатерина Алексеевна расскажет нам о морских камнях.

Катя: Морские камни гладкие. Такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга и о песок, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими, без единого уголка.

В: Найдите на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку.

В: А сейчас выступит ученый Софья Алексеевна. Она подготовила доклад о речных камнях.

Соня: Речные камни образуются вдоль берегов рек и озер. Они гладкие на ощупь, но с острыми углами. Речные камни используются в строительстве. К речным камням относят: известняк, песчаник, галька, щебень, валуны.

В: А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими.

(Звучит музыка. Входит Хозяйка Медной горы, в руках у нее ларец). Выходим встречать)

ХМГ: Здравствуйте, ребята! Слышу, что здесь про камни и горы говорят. А ведь у каждой горы есть хозяйка. Вот я – Хозяйка Медной горы. Слышали, наверное, про меня?

В: Слышали. Так вот ты какая, Хозяйка Медной горы! Давайте, ребята, подойдем и познакомимся поближе.

ХМГ: А откуда вы про меня знаете?

Д: Мы сказку П. Бажова читали «Медной горы Хозяйка»

ХМГ: Тогда скажите: 1. «Из какого камня мое платье (малахит)

2. В кого я превращаюсь в сказке, когда вижу людей? (в ящерку с

человеческой головой)

3. Какие камни добывали в моих горах? (медь, руда, малахит)

ХМГ: Молодцы, ребята. Люблю тех, кто интересуется моими богатствами. Поэтому и пришла к вам в гости. Да не с пустыми руками, а с подарком для вашей коллекции камней. Я вам принесла самые красивые камни, которые у меня есть.

(Показывает драгоценные камни, сама называет и спрашивает детей названия камней)

ХМГ: А откуда вы знаете про драгоценные камни? Вы любите читать? Какие самые интересные книги в вашей лаборатории?

Д: Энциклопедии.

ХМГ: Спасибо, ребята! Порадовали! Мне пора обратно! Нет для меня дороже богатства, чем мои камни. А этот ларец я оставляю вам. До новых встреч!

В: Ой, я случайно запнулась за чемоданчик профессора.

Смотрите из чемоданчика высыпались еще какой-то камень (пемза) и записка.

«Это последнее мое задание. Если узнаете, что это за камень и где можно найти этот камень, найдете клад!»

(в записке рисунок вулкана)

В: Здесь еще рисунок горы, из которой идет дым и течет что-то красное. Что же это за гора такая? Д: Вулкан.

В: Значит, такие же камни можно найти у вулкана? И их называют (вулканические).

Опыт №4: «Вулкан» Сейчас мы разбудим вулкан и узнаем, как из горы появляются камни? Ложку соды кладем в кратер нашего вулкана, смешиваем с красным порошком, выжимаем лимон и …. Получилось!

В: Молодцы, коллеги! Вы справились со всеми заданиями профессора. Что нового вы узнали сегодня о камнях?

Дети: Камни твердые, состоят из кристаллов.

-Камни издают звуки, они разные на ощупь.

- Камни прочные. Из них строят дома, дороги, мосты, делают памятники.

- Чаще всего камни можно встретить в горах. На карте горы обозначены коричневым цветом.

- Камни бывают морские, речные, драгоценные, вулканические.

В: А хотели бы вы узнать еще больше о камнях? Профессор говорил о кладе и спрятал его на книжной полке. Догадались, какой клад имел в виду профессор? (Энциклопедию о камнях).

Почему профессор назвал энциклопедию кладом? (Чтение – вот лучшее учение)

В: В нашей лаборатории работает выставка «Ожившие камни». Мы хотим подарить вам дорогие гости, камешки, которые ребята расписали сами своими руками

Коллеги, а вы помните про сюрприз ХМГ? Пришло время его посмотреть! Да это же малахитовые конфеты! Угощайтесь на здоровье!

В: Наш научный симпозиум завершен. Всем спасибо и научных открытий!

Публикации по теме:

Уголок экспериментирования в детском садуУголок экспериментирования в детском саду Я работаю в старшей группе, и учитывая интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности, создала уголок экспериментирования.

Педагогические условия развития и формирования исследовательского поведения Педагогические условия развития и формирования исследовательского поведения- интеграция различных видов детской деятельности; - формирование.

Автор публикации:
Конспект НОД «В царстве удивительных камней» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 марта 2014 в 11:13
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....