Конспект НОД в области коммуникация (звуковая культура речи) в подготовительной логопедической группе

Стелла Яшкина
Конспект НОД в области коммуникация (звуковая культура речи) в подготовительной логопедической группе

Конспект НОД в области коммуникация (звуковая культура речи – комплексная программа, формирование фонетических средств языка – коррекционная программа)

Тема: Ознакомление со звуками Х, Хь

«Научим Хому правильно говорить»

Цели:

Уточнить произношение и артикуляцию звуков [х, хь]. Тренировать в четком произношении звуков изолированно, в слогах и словах.

Тренировать в умении осознанно употреблять термины (гласный, согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий звук).

Продолжать учить проводить звуковой анализ и синтез обратных слогов (ах).

Тренировать в дифференцировании правильного и неправильного произношения знакомых слов.

Учить дифференцировать звуки [х, хь] на слух и в произношении в словах, развивать фонематическое восприятие, слуховую память.

Развивать умение договаривать предложения, употребляя существительные в косвенных падежах в единственном и множественном числе.

Продолжать развивать усидчивость, внимание к речи логопеда. Воспитывать умение внимательно слушать товарищей, желание помочь друг другу.

Планируемые результаты:

развитие интегративных качеств: умеет слушать собеседника, отвечать на вопросы, используя в речи простые распространенные предложения

Оборудование:

индивидуальные зеркала, пеналы на каждого ребенка с фишками синего, зеленого и красного цвета для обозначения звуков в схеме, демонстрационный схемный материал (фишки-магниты, квадраты 10х10см, предметные картинки: хата, мох, духи, петух, петухи, муха, мухи., магнитная доска, опорная картинка (символ звука Х – ребенок согревает руки дыханием, игрушка поросенка, конверт с картинками, на которых изображены 1 и 2 петуха.

Содержание организованной деятельности детей:

I.Организационный момент.

Дети стоят на ковре:

- Ребята, разгадайте загадку и узнаете, кто к нам в гости пришел: «Хвостик у него крючком, а нос пятачком» - это Хома, поросенок. Он хочет вам что- то рассказать, присаживайтесь на ковер.

«Здравствуйте, дети. Меня зовут Ф-Ф-Фома».

- Ребята, правильно поросенок назвал свое имя (дети исправляют поросенка).

А я знаю, что у слона есть ф-ф-обот. Еще я люблю ф-ф-леб. Я был в деревне у бабушки и слышал, как утром громко кричит и всех будит Пету-ф-ф. я видел, как на окне ползала му-ф-ф-а.

- Ребята, а вы догадались, какой звук Хома не умеет произносить? Научим его. Хотите ему помочь? Тогда проходите на свои места.

II.Основная часть.

1.Сообщение темы:

Сегодня мы познакомимся со звуком [Х] и его братиком [Хь], будем учиться правильно говорить эти звуки, не путать их и научим этому Хому.

2.Повторение:

Расскажите, какие гласные звуки мы знаем: У, А, И, О, Э. Почему они гласные? (правило: гласные звуки можно петь и свободно говорить) Каким цветом обозначаем в схеме гласные звуки? (красным цветом) Расскажите Хоме о звуке М (звук М – согласный, твердый, звонкий). Почему он согласный? (его нельзя петь и свободно говорить) Почему он твердый? (губы сильно сжимаются) Почему он звонкий? (горлышко работает – дрожит, звенит) – если дети не затрудняются в характеристике звука, то эти вопросы не задаются.

3.Описание логопедом артикуляции звука [Х].

- Язычок поднимается к нёбу у самого горлышка, на твердый звук Х язык прижимается сильнее, на мягкий – слабее, звуки произносятся без голоса. Закрепление знания о положении языка на кинестетическом уровне (показ положения языка движениями кистей рук: левая кисть показывает нёбо, правая – положение языка, дети показывают вместе с логопедом)

4.Артикуляционная гимнастика:

покашлять в правый и левый кулак 3 раза

5.Характеристика звуков [Х, Хь] с помощью логопеда (опорная картинка)

Конспект НОД в области коммуникация (звуковая культура речи) в подготовительной логопедической группе

(Х - согласный, твердый, глухой, в схеме обозначаем синим цветом, Хь - согласный, мягкий, глухой в схеме обозначаем зеленым цветом). Дети повторяют за логопедом индивидуально и хором.

Игра «Два квадрата»: логопед показывает синий квадрат – дети произносят [Х], зеленый квадрат – [Хь]. (дети отвечают хором или индивидуально по цепочке) – другой вариант игры: педагог называет звук, а дети показывают соответствующий квадрат.

6.Физкультминутка с элементами дыхательной гимнастики.

«Прогулка в лес» (дети двигаются по круг)

Идем по опушке леса, перешагиваем кустики и поваленные деревья. (ходьба с высоким подниманием коленей) Выше поднимаем ноги. Нам тяжело, вдох глубокий носом, выдох ртом – «Ох!». Остановились отдохнуть. Вдох глубокий носом, наклон и выдох ртом –«Ух!». Понюхайте, какой свежий воздух в лесу: вдох глубокий носом, выдох ртом продолжительный – «Ах!»

7.Звуковой анализ слога АХ

•игра «Живые звуки»

(какой первый звук? – [А], какой это звук? – гласный, каким цветом обозначаем в схеме? – красным; один ребенок выходит и выбирает квадрат нужного цвета и отходит в сторону, какой второй звук? – [Х], какой это звук? – согласный, твердый, каким цветом обозначаем в схеме? – синим; так же выходит второй ребенок, потом все вместе мы зовем звуки: АХ! дети-звуки выходят и занимают свои места попорядку)

•самостоятельное составление схемы индивидуально на столах детьми,

чтение схемы (логопед показывает на первую красную фишку на доске, дети делают то же в своей схеме и называет звук [А], показывает на синюю фишку - [Х], проводят пальцем под схемой слева направо и «читают»: АХ)

8.Дифференциация звуков Х, Хь на слух и в произношении в словах:

Игра «Подарки»:

- У нас есть картинки, если мы правильно угадаем, какой в слове спрятался звук – твердый или мягкий, то подарим эти картинки Хоме. Дети определяют звук на слух (хата – [Х], духи – [ХЬ]) – индивидуальные ответы, и произносят слово хором, картинка вывешивается на доске около поросенка.

9.Игра «Закончи предложение»

Хома тоже вам принес картинки с изображением своей любимой птицы. Кто изображен на них? (петух, петухи) Хома хочет с вами поиграть. А вы хотите?

- Я буду произносить предложение, а вы должны закончить его словами «Петух» или «петухи». Будьте внимательны, Хома следит за тем, правильно ли вы говорите:

У хозяина был (петух)

У хозяина были (петухи)

Хозяин кормит своего …

Хозяин кормит своих …

Он ухаживает за одним …

Хозяин ухаживает за своими

Хозяин рассказывает о своем.

Хозяин вспоминает о своих.

III.Рефлексия

Расскажите, дети, с какими же звуками мы сегодня познакомились. - [Х], [Хь]

Хоме понравились ваши ответы.

- Ой, спасибо, ребята. Вы научили меня правильно произносить звуки [Х], [Хь]. Теперь я знаю, что меня зовут Хома.

Публикации по теме:

Анкета для родителей Анкета для родителей. Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного.

Перспективное планирование по программе «Детство», по развитию речи. Перспективное планирование по развитию речи Время прове-дения Тема и цель занятия 1-й недели «Осень разноцветная» Тема и цели занятия 2-й.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Праздники
Автор публикации:
Конспект НОД в области коммуникация (звуковая культура речи) в подготовительной логопедической группе
Опубликовано: 23 октября 2012 в 14:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Если случаются конфликты между детьми в семье»
Конфликты между детьми случаются в семьях, где несколько детей. Причины, по которым может возникнуть такая проблема, разные. Ссоры между детьми могут...
Конспект ОД по познавательному развитию «Вспорхнул и полетел… живой цветок» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному развитию...
Фотоотчет о НОД в старшей группе «Свойства и состояния воды»
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей. Задачи: образовательные: - систематизировать представления детей о свойствах воды;...
Фотоотчет «Аппликация в старшей группе «Скворечник для скворушки»
Уважаемые коллеги! Очень уж хочется нашим деткам, что бы на территории детского сада поселились скворушки. Однако, после строительства нового корпуса...
Конспект занятия во второй младшей группе «Водичка, водичка…»
Конспект занятия во второй младшей группе «Водичка, водичка. » Программное содержание. Формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в...