«Лед и снег». Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познание»

Оксана Таипова
«Лед и снег». Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познание»

Конспект НОД в области познание «Лед и снег».

Цель: Наглядно познакомить детей со свойствами воды.

Задачи:

1. Познакомить детей с качествами и свойствами льда и снега

(лед – холодный, прозрачный, твердый, скользкий, тает;

снег – холодный, белый, рыхлый тает).

2. Способствовать появлению самостоятельной познавательной активности детей.

3. На основе полученных представлений сформировать правила безопасности:

• Лед и снег нельзя брать в рот;

• Льдом нельзя бросаться;

• Аккуратно ходи по улицам, смотри под ноги. Если видишь лед – ступай осторожно, а лучше обойди!

• Нельзя ходить по льду на реках.

4. Воспитывать у детей интерес и любовь к неживой природе, ее явлениям.

Ввести в активный словарь детей понятия: холодный, прозрачный, твердый, рыхлый, скользкий.

Индивидуальная работа:

Приобщать к ответам на вопросы, загадки.

Предшествующая работа:

Наблюдение за явлениями неживой природы – морозы, метели, снегопады, вьюги, замерзание воды.

Планируемый результат: дети знают о свойствах льда и снега, различают их и умеют описывать, знают правила безопасного поведения со льдом и снегом.

Пространственно-временной ресурс: группа, 30 мин.

Методическое обеспечение:

• Кукла – Матушка – Водица;

• Кубики льда (по количеству детей);

• Мисочки со снегом (по количеству детей);

• Формы для льда (по количеству детей);

• Небольшая емкость с водой;

• Поднос;

• Карточки с изображением дождя, снега, льда, росы, снежинки;

• Карточки с изображением опытов:

- лед попадает в тепло – вода;

- снег попадает в тепло – вода;

- вода замерзает – лед.

Мотивационная часть

В: - Ребята, вы слышите, к нам кто-то постучал. Соберите игрушки, а я посмотрю, кто к нам пришел в гости.

Д: Заинтересовываются, собирают игрушки.

В: - Это Матушка – Водица пришла к нам и принесла фотоальбом с изображением своей семьи. Давайте посмотрим с вами, садитесь удобно.

Д: Садятся на стульчики.

Основная часть

В: - У Матушки – Водицы большая семья: сыновья Дождь, Снег и Лед, дочери Роса и Снежинка. У всех детей разные характеры, все они любили разные времена года. Кто весну, кто лето, кто осень, кто зиму. А какое время года сейчас?

Д: Отвечают. (Предполагается зима).

В: - Правильно, зима. Это холодное, суровое время года. Чтобы выстоять в зимнюю пору, нужно быть сильным и крепким. Дети Матушки Водицы, любящие зиму, тоже стойкие и крепкие. Как вы думаете, кого из сыновей Матушка – Водица привела к нам в гости? Послушайте загадку и отгадайте:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как положишь на ладонь.

Д: Отвечают.

Воспитатель выносит мисочки со снегом, достаточно по одной широкой миске на каждый стол.

Д: Следят за таянием.

В: - Ребята, какой снег?

- Он твердый или рыхлый?

- Какого он цвета?

Показывает карточку с изображением опыта

Д: Рассматривают карточку, отвечают.

- Что происходит со снегом в тепле?

В: - Молодцы, ребята. Вы все правильно поняли. А сейчас Матушка – Водица познакомит нас со вторым своим сыном. Как вы думаете, кто это?

Д: Отвечают.

В: Вносит кубики льда и раздает детям

В: - Ребята, какой лед?

Д: Отвечают, называют прилагательные.

В: - Правильно, лед холодный и прозрачный, а если его толкнуть, что произойдет?

Д: Пробуют толкнуть лед по столу, он катится. Отвечают.

В: - Правильно, лед скользит по столу и в руках, значит, мы можем сказать, что лед скользкий. А можем ли мы сказать, что лед рыхлый, как снег?

Д: Отвечают.

В: - Правильно, лед твердый. Ребята, а что происходит со льдом, когда мы держим его в теплых руках? (Показывает карточку с опытом).

Д: Держат лед в руках, он тает. Отвечают.

В: - Правильно, лед тает и превращается в воду, значит лед тоже сын Матушки – Водицы. Ребята, а если мы можем получить воду изо льда, значит можно получить лед из воды. Кто знает, как это сделать? (Показывает карточку с опытом).

Д: Думают, отвечают.

В: - Конечно, можно заморозить лед в холодильнике, или на улице. Если бы поверхность рек не покрывалась слоем льда, то все живое в реках замерзло бы и погибло. Лед – это своеобразное одеяло, под таким толстым и прочным покровом подводным жителям не страшен никакой мороз. Сейчас мы представим себя рыбками и погреемся.

Физкультминутка «Рыбки».

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

Приседаем столько раз,

Сколько рыбок здесь у нас.

Сколько чаек здесь у нас,

Столько мы подпрыгнем раз.

Д: Изображают названные действия.

В: - Молодцы, ребята. Какие веселые рыбки и чайки у нас получились. Садитесь.

Д: Садятся.

В: - Рыбкам очень хорошо подо льдом, а вот людям надо осторожно обходиться со льдом. Давайте подумаем, почему?

(Показывает иллюстрации с изображением безопасного поведения людей на льду).

- Лед и снег нельзя брать в рот, почему?

- Льдом нельзя бросаться, почему?

- Нужно аккуратно ходить по улицам, смотреть под ноги. Если видишь лед – ступай осторожно, а лучше обойди. Почему?

- Нельзя ходить по льду на реках, почему?

- Правильно, лед может таять и тогда он теряет свою прочность, можно провалиться под лед.

Д: Рассматривают иллюстрации, отвечают.

Отвечают (холодный, твердый, скользкий, хрупкий)

Заключительная часть

В: - Ребята, а вы бы хотели сами сделать лед? А как можно это сделать?

Д: Предполагают.

В: - Вот вам задание на дом. Налейте воду в формочку и поставьте ее в холодильник, в эту же формочку положите петельку из нитки и завтра принесите то, что у вас получится.

Д: Запоминают задание.

В: - Вот и Матушке – Водице пора с нами проститься. Ее ждет большая семья, но она к нам обязательно вернется с другими сыновьями и дочерьми. До свидания, Матушка – Водица!

(Уносит куклу).

Д: Прощаются.

В: - А мы с вами хорошо потрудились, пора и нам отдохнуть.

На следующий день украшаем участок льдинками.

Публикации по теме:

Разработка занятия для детей группы предшкольной подготовки. «Зимние явления. Снег и лёд» Занятие в группе детей предшкольной подготовки «Зимние явления. Снег и лёд»Образовательная область: познание Виды детской деятельности:.

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ у детей разных возрастных группОпытно-экспериментальная деятельность в ДОУ у детей разных возрастных групп то я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю» (Конфуций Занятие «Откуда берутся облака?». Экспериментальная.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
Автор публикации:
«Лед и снег». Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познание»
Опубликовано: 27 января 2014 в 15:43
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...