«Царица — водица». Конспект НОД по реализации образовательной области «Познание»

Екатерина Дорофеева
«Царица — водица». Конспект НОД по реализации образовательной области «Познание»

"Царица - водица"

Программное содержание.

Цель: расширять знания детей о воде, ее свойствах, состояниях, роли в жизни человека.

Задачи:

1. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Уточнить и расширить знания детей о воде (твёрдая, жидкая, парообразная). Дать первоначальное представление о круговороте воды в природе. Воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности.

2. Пополнять и активизировать словарный запас детей об окружающем мире, его экологической системе. Формировать умение правильно строить предложения, учить анализировать, сравнивать. Совершенствовать диалогическую речь.

3. Воспитывать бережное отношение к воде. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «активный, любознательный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший необходимыми умениями и навыками», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту».

Оборудование: глобус, схема «Круговорот воды в природе», оборудование для проведения опытов, материал для моделирования реки, иллюстрации, изображающие использование воды человеком.

Содержание организованной деятельности:

I. Организационный момент.

С детьми проводится игра «Ручеек», раздается стук, в группу входит Незнайка (в его руках глобус)

Незнайка: здравствуйте, ребята!

(дети здороваются)

Незнайка: Ребята, посмотрите, что мне Знайка подарил! Вот только что это такое я не знаю… Вы не могли бы мне подсказать.

Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно. Давайте расскажем Незнайке, что это такое.

Дети: это глобус – модель Земного шара. Так из космоса выглядит наша планета Земля.

Незнайка: Так вот это что! Какой он пестрый! Интересно, что обозначают эти цвета?

Воспитатель: ребята, какие цвета вы видите на глобусе?

Дети: зеленый, коричневый, желтый, белый, голубой.

Воспитатель: Что обозначено этими цветами?

Дети: Леса, горы, реки, моря, пустыни и т. д.

Воспитатель: Совершенно верно, ребята. Ну что, Незнайка, теперь ты узнал, что это такое?

Незнайка: Да, спасибо вам большое, ребята. А почему голубого цвета больше?

Дети: Это значит, что на нашей планете больше воды.

Воспитатель: Правильно, ребята. В древности люди назвали свою планету Землей. Потом, когда они научились строить большие корабли и ходить на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем воды.

Незнайка: как интересно! А я вот этого ничего не знал (огорченно).

Воспитатель: Незнайка, а ты оставайся с нами и узнаешь еще много интересного.

Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

«Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?

Без чего мы скажем прямо человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели

Чтобы не было беды, жить нельзя нам без… «воды».

Загадку вы отгадали правильно. Сегодня речь у нас с вами пойдет о воде. А чтобы нам побольше узнать о воде, я предлагаю немного поэкспериментировать (дети подходят к столу, где находится оборудование для экспериментов).

II. Экспериментальная часть.

Воспитатель проводит опыты.

1. Посмотрите, на столе стоит сосуд, какую он имеет форму (цилиндра, а сейчас я наливаю в него воду. Какую форму приняла вода? (цилиндра). А теперь какую форму приняла вода? (Шара). А почему? (Сосуд имеет форму шара). А теперь посмотрите, этот сосуд какой формы? Он имеет форму куба. А какую форму принимает вода, налитая в него? (Тоже форму куба). А теперь какую форму приняла вода? Вода выливается в поднос (вода похожа на лужицу). Так какую же форму имеет вода?

(Вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в котором находится).

2. Посмотрите - это молоко, какого оно цвета? (Белого). Опускает в молоко привязанное на нитке колечко. Вы колечко видите? (Нет). Тоже самое колечко опустить в воду. А теперь видите? (Да). Почему колечко не видно в молоке? Оно не прозрачное. А вода? Она прозрачная, бесцветная, поэтому колечко видно.

3. Верно, ребята. Но прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем понемногу краску в стакан с водой, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Вода окрашивается, это говорит о том, что вода является растворителем.

Незнайка: Здорово! А я где-то слышал, что вода может находиться в в разных состояниях. Это как?

Воспитатель: Верно, вода имеет три агрегатных состояния: твердое, жидкое и газообразное. Ребята об этом уже слышали не раз, а вот как они это запомнили, я сейчас и проверю, загадав загадки.

III. Загадки

1. Меня ждали,

Меня звали,

Показался – убежали (дождь)

2. С неба – звездой,

В ладошку – водой (снежинка)

3. Рыбам жить зимой тепло,

Крыша – толстое стекло (лед)

4. Много этого добра возле нашего двора,

А рукою не возьмешь и домой не принесешь (туман)

5. На всех садится, никого не боится (снег)

6. Растет она вниз головою,

Не лотом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет (сосулька)

7. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем (роса)

8. Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет (иней)

Воспитатель: Молодцы! Хорошо с заданием справились, а теперь давайте с вами немного отдохнем.

IV. Физминутка

(звучит музыка)

Синяя вода (волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

Поле без следа,

Без конца и края (кружимся на месте)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда? (присели, обхватили плечи руками)

К морю синему,

Там, где волны сильные (волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

К морю синему

Поскорей неси меня (кружимся на месте)

Поскорей неси меня,

Синяя вода (присели, обхватили плечи руками).

V. Беседа: «Использование воды человеком»

(работа с иллюстрациями)

Незнайка: Ребят, что-то я уже забыл, что такое вода? Какая она?

Дети: Вода – это жидкость; она не имеет формы, она прозрачная…

Воспитатель: Все верно, ребята. А нужна ли вода человеку?

Дети: Нужна.

Воспитатель: для чего вода необходима человеку?

Дети: для приготовления пищи; для ухода за растениями и животными; в быту и промышленности.

Воспитатель: А откуда мы с вами берем воду?

Дети: Из крана, из колодца.

Воспитатель: Верно. А как вода попадает в кран?

Дети: Из реки.

Воспитатель: Правильно, ребята. А как рождается речка хотите узнать?

VI. Моделирование «Как рождается речка?»

(дети подходят к столу, на котором лежит широкая длинная полоска синего цвета)

Воспитатель: на земле много разных рек – они большие и маленькие, и все куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручьев. Хотите сделать свою большую речку?

Дети: Да.

(детям раздаются маленькие узкие полоски синего материала – ручейки)

Воспитатель: Вот эта полоса – главная река, широкая, длинная. А какие ручейки?

Дети: Узкие, короткие.

Воспитатель: Правильно, ребята, а теперь давайте расположим свои ручейки так, чтобы они впадали в нашу большую реку.

(дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы! Вот какая красивая большая река у нас получилась.

Незнайка: Ребята, а откуда в ручейках берется вода?

Дети: Из дождя.

Воспитатель: Верно. Прежде чем попасть в реки и ручьи, она проходит длительный путь. Этот путь называется «Круговорот воды в природе».

VII. Круговорот воды в природе.

(дети подходят к схеме «Круговорот воды в природе»; работа по схеме)

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда.

То в снег превратиться, то в лёд,

Растает и снова в поход.

По горным вершинам,

Широким равнинам,

Вдруг в небо взовьётся,

Дождями вернётся.

Вас окружает везде и всегда

Ваша спутница- чудо вода.

Воспитатель: Ребята, капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. А чтобы вам было лучше это представить, вы ненадолго превратитесь в маленькие капельки и сами пройдете этот путь. Давайте произнесём волшебные слова: «Вправо, влево повернись, в капельку превратись».

VIII. Игра «Ходят Капельки по кругу»

(звучит музыка)

Воспитатель: Теперь я – мама Тучка, а вы – мои детки, капельки. Вам пора отправляться в путь.

(звучит музыка)

Капельки прыгают, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели Капельки на землю…попрыгаем, поиграем. Скучно стало им по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (Капельки составляют ручей, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).

Плавали- плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими и потянулись вверх (присевшие дети поднимаются и вытягивают руки вверх).

Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она по вам соскучилась. Ну что ж, давайте произнесём волшебные слова: «Вправо, влево повернитесь, в детей обратно превратитесь».

IX. Итог.

Воспитатель: ну что, незнайка, много ли ты узнал о воде? Понравилось тебе?

Незнайка: Мне очень понравилось. Я столько интересного узнал. Мне эти знания пригодятся в школе. Спасибо вам, ребята, я побежал рассказывать своим друзьям о том, что узнал. До свидания!

Воспитатель: ребята, вы молодцы! Вам понравилось? Вы очень помогли Незнайке. Так что же такое вода? Может ли человек прожить без воды? (нет)

Все мы знаем о воде.

Она повсюду и везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране…

Как сосулька – замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить,

Без нее нам не прожить.

Вот такая вот она – Царица – водица!

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению со свойствами воды в средней группе «Путешествие к Царице Водице»Занятие по ознакомлению со свойствами воды в средней группе «Путешествие к Царице Водице» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по ознакомлению с окружающим в средней группе «Путешествие к Царице Водице» Программное содержание: познакомить.

Сказка о том, как поспорили Воздух, Земля и Вода.Сказка о том, как поспорили Воздух, Земля и Вода. Цель этой познавательной сказки:дать детям знания о значении воды,воздуха,солнца и почвы в жизни на Земле;о взаимосвязях в живой и неживой.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Царица — водица». Конспект НОД по реализации образовательной области «Познание»
Опубликовано: 23 апреля 2013 в 10:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....