Конспект НОД в подготовительной группе. «Моя республика — Татарстан».

лилия хамидуллина
Конспект НОД в подготовительной группе. «Моя республика — Татарстан».

Занятие в подготовительной к школе группе на тему: "Моя республика- Татарстан ".

Воспитатель по обучению детей татарскому языку:Хамидуллина Лилия Шавкатовна.

МБДОУ детский сад №8 г. Чистополь республики Татарстан

Цель:Расширить и систематизировать знания детей о Республике Татарстан, традициях и культуре татарского народа. Познакомить с историей возникновения республики, ее символикой.

Материал и оборудование:женский национальный татарский костюм и обувь (платье, ичиги, камзул, калфак, украшения. Музыкальный инструмент кубыз. Карты России и Татарстана. Иллюстрации с изображением герба и флага Татарстана.

Предварительная работа:Чтение народных сказок, рассказов и стихотворений татарских писателей и поэтов. Заучивание пословиц, загадок. Рассматривание картин, иллюстраций, альбомов по теме. Прослушивание народных песен. Экскурссии в уездный музей и по городу. позновательные занятия: «Герб и флаг РТ», «Мой любимый город Чистополь».

Ход занятия:

Входит девочка в татарской национальной одежде.

Девочка: «Исэнмесез!».Здравствуйте ребята, меня зовут Айгуль. Очень люблю свой родной край –Татарстан. Изучаю и в садике и дома жизнь коренных народов нашей республики, их обычаи, праздники, песни и танцы. (Обращает внимание детей на свою одежду) .Я одета в татарский национальный костюм. Давайте рассмотрим его. Сначала платье. Какого оно цвета? Чем украшено (ответы деитей на татарском языке) .Да, это светло-зеленое атласное платье, широкое, по краю подола оборки. На платье одета бархатная безрукавка, которая называется камзол. Камзол расшит национальным орнаментом-узором состоящим из цветков и листочков. А какой на мне головной убор (калфак) .Да, татарские девушки надевали на голову калфак, расшитый бисером или жемчугом, а иногда по особому повязывали платок. Вспомните, как называется татарская обувь (ичиги-читеклэр) .Верно. Ичиги очень легкая, удобная, мягкая обувь из кожи, расшитые узорами из цветной кожи.

Татарские девушки и женщины очень любят украшения-серьги, бусы, браслеты. Посмотрите, какие на мне украшения. Из чего они сделаны (воротниковые подвески-яка чылбыры, перевязь-хаситэ, которая надевается через плечо, нагрудное украшение на тканевой основе-изю, серьги, бусы-из серебра, золота, металлических пластин, разноцветные камни) .

А это накосники (чулпы) .Их носили с детских лет и до проклонного возраста. Они вплетались отдельно в обе косы, распологаясь, как правило, намного ниже талии. Так наряжаются на праздники.

Какие национальные праздники вы знаете( «Гусиное перо»-«Каз омэсе», «Навруз»-«Нэуруз», «Грачиная каша»-«Карга боткасы», «Сабантуй»-«Сабантуе») .

Что вы знаете о празднике «Сабантуй»? (ответы детей) .Когда его отмечают? (Сабантуй проводят после завершения полевых работ) .Какие соревнования устраивают во время праздника (национальная борьба, скачки, бег в мешках) .Какие народные игры проводятся (перетяни канат, кислое молоко, тышаулы атлар) .На празднике весело:люди побт, танцуют. А какой танец исполняют на сабантуе (танец с коромыслами) .Давайте мы тоже станцуем.

«Танец с коромыслами».

Девочка:Я не случайно пришла в гости к вам. Мне рассказывали, что вы многое знаете о Татарстане.

Воспитатель:Да. И сейчас ты в этом убедишься. Ребята, предлагаю ответить на вопрос викторины «Знай и люби свой край».

1. В какой республике мы живем республике Татарстан) .

2. Кто призидент нашей республике (Рустам Минниханов) .

3. Как называется столица нашей республики (г. Казань) .

4. Назовите крупные города республики Татарстан (Набережные Челны, Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск, Чистополь, Бугульма, Елабуга, Лениногорск)

5. Каким полезным ископаемом богат Татарстан (нефть) .

6. Назовите самую большую реку Татарстана (Волга) .

7. Какими искусными мастерами славится татарский народ (резчики по камню и дереву, мастера кожной мозаики, ювелиры, мастера керамики, ковроделия, узорного ткачества, вышивки тамбуром и золотое платье) .

8. Назовите предмет бытового назначения и кем он производился (сундук, мастер –медник «бакырчы») .Что в нем хранили (одежду) .

Теперь предлагаю разгадать кроссворд. Если правильно отгадаете слова написанные в клетках по горизонтали, то в синих клетках по вертикали вы прочитаете слово, обозначающее татарский музыкальный инструмент.

с у н д у к

ч у л п ы

б р а с

л е т

х а с и т э

й о з е к

1. Предмет бытового назначения для хранения одежды (сундук) .

2. Как называется на татарском языке «накосник» (Чулпы) .

3. Ювелирное украшение (браслет) .

4. Украшение перевязь, которая надевалась через плесо (хаситэ) .

5. Назови перстень на татарском языке (йозек) .

Какое слово получилось? .Это музыкальный инструмент татарского народа.

Девочка:Сейчас я расскажу немного об этом инструменте и сыграю на нем. Курай-это древний татарский музыкальный инструмент. Его длина 20-30 см, в виде узкой трубочки. курай зажимают между губами. Звучание курая нежное.

Воспитатель:татарский народ сложил мудрые пословицы, поговорки, сказки. Со многими вы уже знакомы. Вспомните их (ответы детей) .

Какие татарские сказки вы знаете( «Гороховое войско», «Камыр батыр», «Гульчечек», «Три дочери», «Хитрость против хитрости») .

Каких писателей, поэтов вы знаете (А. Алиш, Г. Тукай, М. Джалиль, Ш. Галеев) .

Ребенок рассказывает стихотворение.

Казань, Казань-начало всех дорог,

Дом детства, юности нашей пора,

Слагаю песни поэты тебе,

Мой город древний и молодой.

Воспитатель6ребята, встречая гостей в Татарстане подносят чак-чак (показывает детям чак-чак) .Это угощение приготовленное в меду, как бы хлеб-соль по-татарски. Татарский народ радушны и гостеприимны. Давайте мы тоже угостим нашу гостью чак-чак.

В конце девочка благодарит детей за хорошие знания татарской национальной культуры и за угощение.

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе «Флаг» Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: "Флаг ". Воспитатель по обучению детей татарскому языку:Хамидуллина Лилия Шавкатовна.

Занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Моя республика — Татарстан». Воспитатель по обучению детей татарскому языку:Хамидуллина Лилия Шавкатовна. МБДОУ детский сад №8 г. Чистополь республики Татарстан Цель:Расширить.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе. «Моя республика — Татарстан».
Опубликовано: 24 октября 2012 в 17:18
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...