Получи документы

Конспект НОД в подготовительной группе «Природный материал — камень»

Екатерина Гора
Конспект НОД в подготовительной группе «Природный материал — камень»

Цель:

• Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

• Расширять знания детей о профессии геолога.

• Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.

• Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства и используя условные обозначения составлять схему.

• Активизировать и обогащать словарь словами, обозначающими свойства камней: твёрдый, лёгкий, прочный, тяжёлый, разноцветный.

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Природный материал — камень“» размещена в разделах

Развивающие:

• Закрепить знания о неживой природе, полученные в ходе проведения опытов.

• Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.

• Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение к природе.

• Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

• Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной деятельности.

Материалы и оборудование : мультимедиа, рюкзак, коллекция камней, иллюстрации с изображением геологов, компас на каждого ребенка, лупы на каждого ребенка, камни на каждого ребенка, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, стакан с водой на каждого ребенка. Макеты: «гора», «скала»; карта-схема, фонограмма «звуки леса», гуашь, кисточки.

Предварительная работа: беседы: «Что такое горы», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни»; чтение художественной литературы: сказка И. Рыжова «О чем шептались камешки»; сказы П. Бажова «Малахитовая шкатулка», Огневушка-поскакушка», «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце».

Ход ЗАНЯТИЯ.

Дети играют. Воспитатель подходит к столу и начинает собирать рюкзак. Дети начинают подходить к воспитателю, задавая вопросы: Что вы делаете?

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть любимое дело, которым он занимается в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение, называется коллекционирование. Вы, знаете, что это такое?

Ответы детей: Коллекционирование – это собирание, каких – либо предметов.

Воспитатель: Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.

Его в горах полным - полно.

Он часто падает на дно

Ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают.

Ответы детей: Камень.

Воспитатель достает и показывает камни в мешочке.

Воспитатель: Да, это действительно камень. А кто знает, как по-другому называют камни?

Ответы детей: Полезные ископаемые.

Воспитатель: Вы правы, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»?

Ответы детей: Потому что они приносят пользу людям.

Воспитатель: Ребята, а какую же пользу приносят камни людям?

Ответы детей: Из камней делают украшения и строят дома.

Воспитатель: Правильно, ребята, камень используется в строительстве домов, мостов, из щебня строят дороги, разноцветные камни используются в ландшафном дизайне для украшения клумб, газонов, создания альпийских горок.

Воспитатель: А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?

Ответы детей: Геологи.

(На доске иллюстрации с изображением геологов).

Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная и они должны быть сильными и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. Ребята, вы хотите стать настоящими геологами и отправиться в экспедицию на поиски камней?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Хорошо. Но раз мы хотим отправиться в горы, то должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах?

Ответы детей: Не шуметь, быть внимательным, тушить костер, не мусорить.

Воспитатель: Почему нельзя шуметь, быть внимательным, не мусорить и тушить костер?

Ответы детей: Если шуметь в горах может произойти обвал и засыплет камнями. Быть внимательным, потому что может быть обрыв. Не мусорить и тушить костер, чтобы не было пожара.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все знаете! Поэтому мы отправляемся в путешествие. Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.

Дидактическая игра «Собери рюкзак».

Материал : рюкзак, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка. Воспитатель предлагает детям надеть компасы на руку.

Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь?

Ответ детей: Да.

Воспитатель: А куда же нам идти? О чем мы забыли? Что нам подскажет направление нашего маршрута?

Ответы детей: Нам поможет карта.

Воспитатель показывает карту маршрута.

Воспитатель: У меня есть вот такая карта, которая нам покажет направление пути. Давайте ее посмотрим.

Дети рассматривают план-схему, определяющую направление маршрута и определяют направление.

Воспитатель: Молодцы. Теперь мы с вами знаем направление маршрута нашей экспедиции и можем отправиться в путь. Будьте внимательны, на нашем пути встретятся препятствия, которые необходимо преодолеть.

Движение по плану-схеме под фонограмму «Звуки леса».

1. Перешагнуть через упавшее дерево.

2. На пути пригорок – подняться и спуститься с него.

3. Проползти через пещеру (арка).

4. Перейти горную реку по камням.

Воспитатель и дети отправляются в музыкальный зал (несколько столов оформлены в виде гор, скал, на которых находятся камни разных пород).

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли, и теперь, юные геологи, наша задача добыть камни.

Дети находят камни и показывают воспитателю.

Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые?

Ответы детей: Камни разные.

Воспитатель: Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.

Дети садятся на ковер.

Воспитатель: В природе камней много, есть природные : кварц, графит, пемза, каменный уголь, гранит, гравий, мрамор, щебень, мел, гипс и многие другие, а есть искусственные: керамзит, кусочки кирпича, бетона, пенобетона и газобетона. Все камни отличаются друг от друга по цвету, по весу, по прочности, а также по происхождению. Нередко встречаются камни удивительной формы, напоминающие фигуры животных или человека. Камень красив от природы.

(Просмотр презентации.)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и исследовать камни. (Воспитатель и дети проходят в экологическую комнату, подходят к столам, где приготовлено оборудование).

Исследовательская деятельность.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Воспитатель: Я вам предлагаю взять камень и внимательно посмотреть на него. Определите, какого он цвета?

Ответы дети: Серый, коричневый, белый, красный, синий камни.

Воспитатель: Ребята, какой можно сделать вывод?

Ответы дети: Камни по цвету и форме бывают разные.

Опыт № 2. Рассматривание камней через лупу.

Воспитатель: Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают камни.)

Воспитатель: Что интересного вы увидели ребята?

Ответы дети: Мы увидели в камнях дорожки, углубления, ямочки, узоры.

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательные. Какой вывод мы можем сделать?

Ответы дети: Камни бывают гладкие и шероховатые.

Опыт № 3. Определение твердости-мягкости.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой камень, я нашла, он называется глина. Давайте пальцем надавим на камень, а теперь то - же самое проделаем с глиной. Что-нибудь изменилось?

Ответы дети: На глине от пальца остаются вмятины-ямки.

Воспитатель: Покатаем в руках камни, а теперь покатаем в руках глину. Какой вывод мы можем сделать?

Ответы дети: Глина мягкая и может принимать разную форму, её можно разделить на части руками, а камень нельзя.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши юные геологи? Давайте отойдем от своих лабораторных столов и пройдём в центр комнаты.

Физкультурная минутка.

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места:

Раз - присели, два – привстали

Руки к верху все подняли.

Сели, встали, сели, встали –

Ванькой – встанькой словно встали.

А потом пустились вскачь.

Опыт № 4. Камни тонут в воде.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)

Воспитатель предлагает детям в стакан с водой осторожно положить камень. Наблюдают. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Ответы дети: Камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.

Воспитатель: Ребята, вы были настоящими исследователями! Что нового вы сегодня узнали?

Ответы детей: Камни по цвету, форме бывают разные, твердые, тонут в воде. Они гладкие и шероховатые.

Воспитатель: А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.

Дети убирают рабочие место, складывают в рюкзак компасы, лупы и т. д.

Воспитатель и дети возвращаются в группу.

Воспитатель: Вот мы и вернулись из экспедиции. Сегодня нам открылись многие тайны камней. Скажите, а вам понравилась наша экспедиция? А что понравилось больше всего (Ответы детей). Ребята, мы знаем, что камни не живые, но в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения. Давайте и мы оживим свои камешки.

Рефлексия «Камешки настроения».

Воспитатель: Если вы считаете, что справились с заданием, вам легко было их выполнять - вы свой камень раскрасьте в красный цвет. Если затруднялись – раскрасьте зеленой краской.

Дети выбирают цвет и раскрашивают под музыку камни. Воспитатель уточняет у детей, которые раскрасили камни в зеленый цвет, в чем они затруднялись.

Публикации по теме:

Беседа «Природный и бросовый материал» Цель: Дать представление о природном и бросовом материале. Задачи: 1. Учить отличать природный материал от бросового. 2. Развивать образное.

Дидактический материал по лексическим темам в подготовительной группе с нарушением зрения Дидактический материал по лексическим темам в подготовительной группе с нарушением зрения Подготовила учитель – дефектолог Косенок Е. А.

Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по окружающему миру «Природные материалы: камень, глина, песок» Тема: " Природные материалы: камень, глина, песок". Задачи: Образовательные: Расширять знания детей об окружающем мире, знакомить с особенностями.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Волшебный камень магнит» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Волшебный камень магнит» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: развитие.

Конспект НОД (Природный мир). Рыбы (средняя логопедическая группа).Конспект НОД (Природный мир). Рыбы (средняя логопедическая группа). Цели: • Продолжать учить детей отгадывать загадку, работать в тетради по экологии; • Уточнить знания детей о рыбах, их среде обитания; •.

Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Волшебный камень-магнит»Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Волшебный камень-магнит» Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи: • Знакомство с понятием "магнит".

Конспект регламентированной образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир) в старшей группе Беседа «Дом под крышей голубой» ЦЕЛЬ: Дать воспитанникам понять, что природа – это наш общий дом. Способствовать формированию умения различать.

Консультация для родителей «Природный материал и его польза для развития ребёнка» Консультация для родителей:  «Природный материал, и его польза в развитии ребёнка» При работе с ребёнком, наряду с различными видами конструктивной.

НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Драгоценный камень — вода» МБДОУ ДС ОВ № 35 «Ручеёк» г. Туапсе План – конспект НОД по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе «Драгоценный.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебный камень — магнит» (старшая группа)НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебный камень — магнит» (старшая группа) НОД "Волшебный камень-магнит"(познавательно-исследовательская деятельность).Старшая группа. Осваиваемые образовательные области: познавательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Природный материал — камень»
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 14:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД