Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему «Владимир Четверин — священномученик земли Мордовской»

Антонина Мокроусова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему «Владимир Четверин — священномученик земли Мордовской»

МДОУ «Детский сад № 120 общеразвивающего вида»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе на тему

«Владимир Четверин – священномученик

земли Мордовской»

Программное содержание:

1. Дать представление о святом новомученике земли Мордовской Владимире Четверине, его жизни, подвигах, перенесенных страданиях.

2. Вызвать интерес к знакомству со святыми новомучениками земли Мордовской.

3. Расширять представления об истории мордовского народа, окружающем мире.

3. Воспитывать чувство благоговения к святым.

4. Воспитывать духовно-нравственные качества: милосердие, сострадание, умение быть терпимыми.

5. Обогащать словарь детей новыми словами.

Демонстрационный материал: репродукции икон «Священномученик Владимир Четверин», «Преподобный Филарет Ичалковский», «Казанская икона Божией Матери»; репродукции картин «Христорождественская церковь села Барахман-Гарт», «Священнический крест священномученика Владимира Четверина», «Собор Федора Ушакова», «Храм Василия Блаженного», «Храм Пресвятой Троицы»; книги «Детская Библия», «Евангелие для детей», «Новый завет»; грамзапись «Сельский звон» с пластинки «Ростовские звоны», «Мелодия», 1985; карта Мордовии, России, Украины.

Методы и приемы:

словесные: беседа, рассказ воспитателя, чтение стихов;

наглядные: экскурсия по группе, рассматривание репродукций картин и икон;

практические: слушание музыки, игра «Колесо истории», дидактическое упражнение «Объясни слово».

Словарная работа: нимб, хитон, уезд, губерния, нетленные, новомученик, лик, мощи, святой, «Евангелие», безбожники, прихожане.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книге «Священномученик Владимир Четверин. Житие, тропарь, кондак»; икон священномучеников земли Мордовской: «Преподобный Филарет Ичалковский», «Священномученик Владимир Четверин»; посещение храма Федора Ушакова в городе Саранске совместно с родителями; чтение Детской Библии, Евангелие для детей.

В групповом помещении развешены репродукции картин и икон.

Звонят колокола в грамзаписи. Воспитатель читает стихи.

Мордовия моя! Тебе хвала!

И как же нам тобою не гордиться.

Твоей красой, твоей природой,

И славным героическим народом.

Богатый, светлый край родной,

Неразрывен ты со стариной,

С людьми, кто жизнь свою,

Тебе и Богу посвятил,

Добро во благо нас творил.

- Дети о чем говориться в стихотворении?

- О родном крае, о его красоте, о замечательных людях, которые в нем живут.

- А как называется наша республика?

- Мордовия.

- Какие народы проживают в республике Мордовия?

- Мордва, русские, чуваши, татары.

- У каждого народа есть своя вера. А какая вера у людей у народов русской и мордовской национальности?

- Православная, христианская.

- А знаете ли вы, что на земле Мордовской жили люди, которые за веру Христа пошли на испытания и страдания? Это Владимир Четверин, Филарет Ичалковский, Федор Ушаков. Этими именами гордиться наша республика. Эти люди посвятили свою жизнь добрым поступкам, служению народу и Господу Богу. Сегодня я вам расскажу о них.

(Воспитатель предлагает совершить экскурсию по групповой комнате, где выставлены репродукции картин и икон. Рассматривание репродукций сопровождается рассказом воспитателя)

- Во имя какого русского флотоводца воздвигнут храм в г. Саранске?

- Федора Ушакова. (Рассматривание иллюстрации «Храм Ушакова»)

- Что можно увидеть в храме?

- Иконы.

- Кто изображен на иконах? Это лики тех людей, которые посвятили свою жизнь служению Господу Богу в очень далекие и недавние времена. А сегодня мы поговорим о новомучениках земли Мордовской. Новомученики – это люди, которые за веру в Господа Бога приняли мучения и смерть в недавние времена. Вот их имена: священномученик Павел (Ягодинский); преподобномученики: Василий (Эрекаев, Михаил (Жук, Анастасия (Камаева, Елена (Асташкина); мученики: Василий (Александрин, Иоанн

(Ломакин, Иоанн (Милешкин, Иоанн (Сельманов, Мавра (Моисеева, Арефа (Еремкин).

Мы поговорим об одном священномученике Владимире Четверине. В храме Федора Ушакова находятся мощи и икона священномученика Владимира Четверина. Его мощи чудным образом сохранились в сырой земле, также сохранились его крест и Евангелие (книга, рассказывавшая о жизни и учении Христа, вложенная ему в руки.

(Рассматривание иконы священномученика Владимира Четверина.)

- Посмотрите на икону священномученика Владимира. Вокруг его головы светлый круг. Это нимб. Одет он в красный хитон, на груди крест, в руках чаша. Все это символизирует земную (человеческую) и небесную (божественную) природу.

(Дети садятся полукругом. Перед ними выставлены репродукции картин и икон «Священномученик Владимир Четверин», «Казанская икона Божией матери», «Христорождественская церковь села Барахман-Гарт», «Священнеческий крест священномученика Владимира Четверина».

(Рассказ воспитателя)

- Священномученик Владимир Четверин родился более ста (114) лет назад, в селе Барахман-Гарт Ардатовского уезда (района, Симбирской губернии (области) в простой верующей семье. Он верил в Господа Бога и всем сердцем нес людям свет Христовой веры. Он был учителем церковно-приходской школы, где проповедовал учение Христа. Затем он закончил Казанскую Духовную Академию и стал священником в церкви села Сырятино Ардатовского уезда. Он успевал не только служить Господу Богу, но и учил детей в местной церковноприходской школе.

У отца Владимира с матушкой Марией было 9 детей, которых они воспитали достойно. Продолжая путь отца, многие из них стали учителями при церковноприходских школах.

Затем отец Владимир служил в Христоворождественской церкви села Барахман-Гарт. (Рассматривание репродукции церкви и иконы Божией Матери) Самой почитаемой иконой в этой церкви была Казанская икона Божией Матери, перед которой молился Владимир.

Он помогал страждущим и нищим, укреплял их веру, славя Господа Бога за радости и невзгоды.

Наступило время, когда безбожники (люди, не верующие в Господа Бога) разрушали церкви и другое церковное имущество. И вот тогда и пострадал отец Владимир за Христа. Он не нарушил тайну исповеди и не отрекся от Господа Бога.

В то время у людей отбирали хлеб, обрекая их на голодную смерть, поэтому прихожане Христорождественской церкви без сомнения доверили хранение зерна своему любимому батюшке Владимиру. Он к этому поручению отнесся со всей ответственностью. И когда некоторые сельчане

хотели изъять весь хлеб, отец Владимир встал на защиту прихожан, не побоявшись обидчиков.

Тогда, потерявшие стыд и совесть люди потребовали от святого нарушить тайну исповеди. Однако бесстрашный отец Владимир предпочел претерпеть муки, нежели нарушить священническую присягу. И вот тогда обвинили батюшку в разрухе страны, а жителей села обманом вынудили искать себе другого священника.

Невинного священника арестовали и посадили в тюрьму. С этого дня начались его страдания: его изнуряли допросами, пытаясь заставить отречься от веры Христовой.

Клевету и арест батюшка принял безропотно и даже с радостью. А жители села Барахман-Гарт своими молитвами просили снять арест со священника.

Но никто ему не помог и отец Владимир был приговорен к смерти. Ночью 1 сентября 1918 года он был расстрелян. У алтаря Христорождественской церкви села Барахман-Гарт упокоился священномученик Владимир Четверин. За его страдания церковь причислила его к лику святых.

Воспитатель предлагает дидактическое упражнение «Объясни слово». Дети объясняют значение слов: святой, икона, лик, нимб, новомученик, Евангилие.

Святой – человек. Угодивший Богу праведной жизнью.

Икона – изображение святых.

Лик – лицо святого.

Нимб – светлый круг вокруг головы святого. Это сияние света Божия.

Новомученики – люди, которые в недавн е времена за веру в Господа Бога приняли мучения и смерть.

Евангелие – книга, рассказывающая о жизни Христа.

Воспитатель предлагает детям подойти к игровому столику, на котором изображен круг, разделенный на три сектора. На мольберте поочередно выставляются: карты Мордовии, России, Украины; книги «Детская Библия», «Евангелие для детей», «Новый завет»; репродукции картин «Собор Федора Ушакова», «Храм Василия Блаженного», «Храм Пресвятой Троицы».

Воспитатель предлагает игру «Колесо истории». Правила игры: Воспитатель показывает три изображения (предмета, среди них только одно соответствует вопросу. Задача – выбрать верное изображение и вложить ее в сектор «колеса».

Первое задание. Воспитатель показывает карту Мордовии, России, Украины.

- Покажите карту Мордовии. (Дети выбирают верный вариант).

-Чем знаменита Мордовия?

Дети: - озерами, реками, родниками;

- лесами, холмами, дубравами;

- птицами и зверьми.

На мольберте книги «Детская Библия», «Евангелие для детей» «Новый Завет».

Второе задание. Какая книга рассказывает о жизни Христа?

Дети: «Евангелие».

(Книга помещается «Евангелие» в сектор круга).

На мольберт выставляются репродукции картин «Храм Федора Ушакова», «Храм Василия Блаженного», «Храм Пресвятой Троицы»

Третье задание.

В каком храме покоятся мощи Владимира Четверина?

(Дети находят репродукцию храма Федора Ушакова и вкладывают ее в сектор круга).

Итак, дети, мы сегодня узнали о жизни священномученика Владимира Четверина, который и в настоящее время не забывает о нас. А Земля Мордовская обрела неусыпного молитвенника и заступника за нас грешных. И сегодня верующий народ идет в Храм Федора Ушакова, чтобы поклониться мощам священномученика Владимира Четверина и произносят слова «Святый священномучениче Владимире, моли Бога о нас».

Запомните, дети, одну народную мудрость «Человек не для себя родился» и вторую «Спешите делать добро».

Литература

1. Священномученик Владимир Четверин. (День памяти 1/14 сентября). Житие, тропарь, кондак. Саранск, «Красный Октябрь», 2007.

2. Святые Земли Мордовской. Новомученики Мордовские. Епархальные ведомости.

3. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. (Составитель: О. К. Харитонова, Издательский дом «Покров», М, 2002.

Публикации по теме:

План мероприятий по антинаркотическому месячнику «Жизнь без наркотиков» с 16 сентября по 16 октября 2013 года План мероприятий по антинаркотическому месячнику «Жизнь без наркотиков» с 16 сентября по 16 октября.

Рабочая программа учителя-логопеда 1. Организация режима пребывания детей 1. Организация режима пребывания детей в МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида» городского округа ЗАТО Шиханы Группа компенсирующей.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему «Владимир Четверин — священномученик земли Мордовской»
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 22:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет. Наше оригами — творчество
Сегодня я хочу представить Вашему вниманию работы детей, выполненные в технике оригами, которые были сделаны детьми на занятиях кружка по оригами "Бумажные...
Сценарий районного мероприятия. Фестиваль детского творчества «Радуга талантов»
Сценарий районного мероприятия Фестиваль детского творчества "Радуга талантов" Сценарий районного мероприятия детского творчества «Радуга талантов»...
Беседа «Завтра мы идём в театр»
К большому сожалению, нечасто наши дети бывают в настоящем театре. А ведь в Казани два прекрасных театра для детей, каждый из которых имеет почти вековую...
Музыкально-спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»
Цель развлечения: создать у детей доброе и радостное настроение от участии в веселом мероприятии. Способствовать созданию благоприятной атмосферы в...
Фотоотчет спортивно-развлекательного досуга «Веселые приключения пиратов»
Фотоотчет спортивно-развлекательного досуга "Веселые приключения пиратов" Цель : Создать веселое, положительно-эмоциональное настроение, развивать...