Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему «Владимир Четверин — священномученик земли Мордовской»

Антонина Мокроусова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему «Владимир Четверин — священномученик земли Мордовской»

МДОУ «Детский сад № 120 общеразвивающего вида»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе на тему

«Владимир Четверин – священномученик

земли Мордовской»

Программное содержание:

1. Дать представление о святом новомученике земли Мордовской Владимире Четверине, его жизни, подвигах, перенесенных страданиях.

2. Вызвать интерес к знакомству со святыми новомучениками земли Мордовской.

3. Расширять представления об истории мордовского народа, окружающем мире.

3. Воспитывать чувство благоговения к святым.

4. Воспитывать духовно-нравственные качества: милосердие, сострадание, умение быть терпимыми.

5. Обогащать словарь детей новыми словами.

Демонстрационный материал: репродукции икон «Священномученик Владимир Четверин», «Преподобный Филарет Ичалковский», «Казанская икона Божией Матери»; репродукции картин «Христорождественская церковь села Барахман-Гарт», «Священнический крест священномученика Владимира Четверина», «Собор Федора Ушакова», «Храм Василия Блаженного», «Храм Пресвятой Троицы»; книги «Детская Библия», «Евангелие для детей», «Новый завет»; грамзапись «Сельский звон» с пластинки «Ростовские звоны», «Мелодия», 1985; карта Мордовии, России, Украины.

Методы и приемы:

словесные: беседа, рассказ воспитателя, чтение стихов;

наглядные: экскурсия по группе, рассматривание репродукций картин и икон;

практические: слушание музыки, игра «Колесо истории», дидактическое упражнение «Объясни слово».

Словарная работа: нимб, хитон, уезд, губерния, нетленные, новомученик, лик, мощи, святой, «Евангелие», безбожники, прихожане.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книге «Священномученик Владимир Четверин. Житие, тропарь, кондак»; икон священномучеников земли Мордовской: «Преподобный Филарет Ичалковский», «Священномученик Владимир Четверин»; посещение храма Федора Ушакова в городе Саранске совместно с родителями; чтение Детской Библии, Евангелие для детей.

В групповом помещении развешены репродукции картин и икон.

Звонят колокола в грамзаписи. Воспитатель читает стихи.

Мордовия моя! Тебе хвала!

И как же нам тобою не гордиться.

Твоей красой, твоей природой,

И славным героическим народом.

Богатый, светлый край родной,

Неразрывен ты со стариной,

С людьми, кто жизнь свою,

Тебе и Богу посвятил,

Добро во благо нас творил.

- Дети о чем говориться в стихотворении?

- О родном крае, о его красоте, о замечательных людях, которые в нем живут.

- А как называется наша республика?

- Мордовия.

- Какие народы проживают в республике Мордовия?

- Мордва, русские, чуваши, татары.

- У каждого народа есть своя вера. А какая вера у людей у народов русской и мордовской национальности?

- Православная, христианская.

- А знаете ли вы, что на земле Мордовской жили люди, которые за веру Христа пошли на испытания и страдания? Это Владимир Четверин, Филарет Ичалковский, Федор Ушаков. Этими именами гордиться наша республика. Эти люди посвятили свою жизнь добрым поступкам, служению народу и Господу Богу. Сегодня я вам расскажу о них.

(Воспитатель предлагает совершить экскурсию по групповой комнате, где выставлены репродукции картин и икон. Рассматривание репродукций сопровождается рассказом воспитателя)

- Во имя какого русского флотоводца воздвигнут храм в г. Саранске?

- Федора Ушакова. (Рассматривание иллюстрации «Храм Ушакова»)

- Что можно увидеть в храме?

- Иконы.

- Кто изображен на иконах? Это лики тех людей, которые посвятили свою жизнь служению Господу Богу в очень далекие и недавние времена. А сегодня мы поговорим о новомучениках земли Мордовской. Новомученики – это люди, которые за веру в Господа Бога приняли мучения и смерть в недавние времена. Вот их имена: священномученик Павел (Ягодинский); преподобномученики: Василий (Эрекаев, Михаил (Жук, Анастасия (Камаева, Елена (Асташкина); мученики: Василий (Александрин, Иоанн

(Ломакин, Иоанн (Милешкин, Иоанн (Сельманов, Мавра (Моисеева, Арефа (Еремкин).

Мы поговорим об одном священномученике Владимире Четверине. В храме Федора Ушакова находятся мощи и икона священномученика Владимира Четверина. Его мощи чудным образом сохранились в сырой земле, также сохранились его крест и Евангелие (книга, рассказывавшая о жизни и учении Христа, вложенная ему в руки.

(Рассматривание иконы священномученика Владимира Четверина.)

- Посмотрите на икону священномученика Владимира. Вокруг его головы светлый круг. Это нимб. Одет он в красный хитон, на груди крест, в руках чаша. Все это символизирует земную (человеческую) и небесную (божественную) природу.

(Дети садятся полукругом. Перед ними выставлены репродукции картин и икон «Священномученик Владимир Четверин», «Казанская икона Божией матери», «Христорождественская церковь села Барахман-Гарт», «Священнеческий крест священномученика Владимира Четверина».

(Рассказ воспитателя)

- Священномученик Владимир Четверин родился более ста (114) лет назад, в селе Барахман-Гарт Ардатовского уезда (района, Симбирской губернии (области) в простой верующей семье. Он верил в Господа Бога и всем сердцем нес людям свет Христовой веры. Он был учителем церковно-приходской школы, где проповедовал учение Христа. Затем он закончил Казанскую Духовную Академию и стал священником в церкви села Сырятино Ардатовского уезда. Он успевал не только служить Господу Богу, но и учил детей в местной церковноприходской школе.

У отца Владимира с матушкой Марией было 9 детей, которых они воспитали достойно. Продолжая путь отца, многие из них стали учителями при церковноприходских школах.

Затем отец Владимир служил в Христоворождественской церкви села Барахман-Гарт. (Рассматривание репродукции церкви и иконы Божией Матери) Самой почитаемой иконой в этой церкви была Казанская икона Божией Матери, перед которой молился Владимир.

Он помогал страждущим и нищим, укреплял их веру, славя Господа Бога за радости и невзгоды.

Наступило время, когда безбожники (люди, не верующие в Господа Бога) разрушали церкви и другое церковное имущество. И вот тогда и пострадал отец Владимир за Христа. Он не нарушил тайну исповеди и не отрекся от Господа Бога.

В то время у людей отбирали хлеб, обрекая их на голодную смерть, поэтому прихожане Христорождественской церкви без сомнения доверили хранение зерна своему любимому батюшке Владимиру. Он к этому поручению отнесся со всей ответственностью. И когда некоторые сельчане

хотели изъять весь хлеб, отец Владимир встал на защиту прихожан, не побоявшись обидчиков.

Тогда, потерявшие стыд и совесть люди потребовали от святого нарушить тайну исповеди. Однако бесстрашный отец Владимир предпочел претерпеть муки, нежели нарушить священническую присягу. И вот тогда обвинили батюшку в разрухе страны, а жителей села обманом вынудили искать себе другого священника.

Невинного священника арестовали и посадили в тюрьму. С этого дня начались его страдания: его изнуряли допросами, пытаясь заставить отречься от веры Христовой.

Клевету и арест батюшка принял безропотно и даже с радостью. А жители села Барахман-Гарт своими молитвами просили снять арест со священника.

Но никто ему не помог и отец Владимир был приговорен к смерти. Ночью 1 сентября 1918 года он был расстрелян. У алтаря Христорождественской церкви села Барахман-Гарт упокоился священномученик Владимир Четверин. За его страдания церковь причислила его к лику святых.

Воспитатель предлагает дидактическое упражнение «Объясни слово». Дети объясняют значение слов: святой, икона, лик, нимб, новомученик, Евангилие.

Святой – человек. Угодивший Богу праведной жизнью.

Икона – изображение святых.

Лик – лицо святого.

Нимб – светлый круг вокруг головы святого. Это сияние света Божия.

Новомученики – люди, которые в недавн е времена за веру в Господа Бога приняли мучения и смерть.

Евангелие – книга, рассказывающая о жизни Христа.

Воспитатель предлагает детям подойти к игровому столику, на котором изображен круг, разделенный на три сектора. На мольберте поочередно выставляются: карты Мордовии, России, Украины; книги «Детская Библия», «Евангелие для детей», «Новый завет»; репродукции картин «Собор Федора Ушакова», «Храм Василия Блаженного», «Храм Пресвятой Троицы».

Воспитатель предлагает игру «Колесо истории». Правила игры: Воспитатель показывает три изображения (предмета, среди них только одно соответствует вопросу. Задача – выбрать верное изображение и вложить ее в сектор «колеса».

Первое задание. Воспитатель показывает карту Мордовии, России, Украины.

- Покажите карту Мордовии. (Дети выбирают верный вариант).

-Чем знаменита Мордовия?

Дети: - озерами, реками, родниками;

- лесами, холмами, дубравами;

- птицами и зверьми.

На мольберте книги «Детская Библия», «Евангелие для детей» «Новый Завет».

Второе задание. Какая книга рассказывает о жизни Христа?

Дети: «Евангелие».

(Книга помещается «Евангелие» в сектор круга).

На мольберт выставляются репродукции картин «Храм Федора Ушакова», «Храм Василия Блаженного», «Храм Пресвятой Троицы»

Третье задание.

В каком храме покоятся мощи Владимира Четверина?

(Дети находят репродукцию храма Федора Ушакова и вкладывают ее в сектор круга).

Итак, дети, мы сегодня узнали о жизни священномученика Владимира Четверина, который и в настоящее время не забывает о нас. А Земля Мордовская обрела неусыпного молитвенника и заступника за нас грешных. И сегодня верующий народ идет в Храм Федора Ушакова, чтобы поклониться мощам священномученика Владимира Четверина и произносят слова «Святый священномучениче Владимире, моли Бога о нас».

Запомните, дети, одну народную мудрость «Человек не для себя родился» и вторую «Спешите делать добро».

Литература

1. Священномученик Владимир Четверин. (День памяти 1/14 сентября). Житие, тропарь, кондак. Саранск, «Красный Октябрь», 2007.

2. Святые Земли Мордовской. Новомученики Мордовские. Епархальные ведомости.

3. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. (Составитель: О. К. Харитонова, Издательский дом «Покров», М, 2002.

Публикации по теме:

План мероприятий по антинаркотическому месячнику «Жизнь без наркотиков» с 16 сентября по 16 октября 2013 года План мероприятий по антинаркотическому месячнику «Жизнь без наркотиков» с 16 сентября по 16 октября.

Рабочая программа учителя-логопеда 1. Организация режима пребывания детей 1. Организация режима пребывания детей в МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида» городского округа ЗАТО Шиханы Группа компенсирующей.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему «Владимир Четверин — священномученик земли Мордовской»
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 22:25
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...