Получи документы

«И сказка станет былью». Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе

Кристина Мелёшкина
«И сказка станет былью». Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе по нравственно – патриотическому воспитанию

«И сказка станет былью»

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество»

Задачи:

Публикация «„И сказка станет былью“, Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Продолжать знакомить детей с творчеством В. М. Васнецова, с былинно-сказочным жанром живописи на примере картины «Богатыри» .

Показать сказочность произведений художника, величие образов защитников Отечества, входящих к былинным сюжетам, связь изображения пейзажа и персонажей.

Воспитывать уважение к защитникам Русской земли и чувство благодарности за их подвиги.

Расширять словарный запас детей за счёт использования в речи различных жанров русского народного творчества: «былины», «считалки», «русские народные песни», «народные игры», русские народные сказки.

Материал и оборудование: «ковёр-самолёт», картина В. М. Васнецова «Богатыри», старинная утварь, русский народный костюм, силуэт солнца, аудиоплеер, диск с записью былин и музыкальным оформлением нод», оформление зала «Крепость», «Русская народная изба».

Логика образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Наша Родина – матушка Россия, так мы ее называем с любовью. И ещё мы ее Отечеством зовём потому, что в ней жили наши предки, которые назывались славяне.

Ребята, а откуда мы узнаем, как жили люди раньше (ответы детей)

Посмотрите, какие красивые, интересные книги. Из них можно узнать много интересного.

Ребята скажите, кем писались книги в старину? (летописцами).

А хотели бы вы побывать в далёком прошлом?

Ну тогда я всех приглашаю присесть на волшебные ковёр самолёт и мы перенесёмся в далёкое прошлое.

2. Путешествие на «Ковре - самолёте»

(Звучит музыка. Воспитатель с детьми произносят волшебные слова).

Ты ковёр, лети, лети

Нас по небу прокати

Выше, выше поднимайся,

Тише, тише не качайся

Не пугай моих ребят,

Хорошо они сидят

Вот мы и прилетели.

Предания рассказывают, что на прекрасной великой равнине, где реки, нивы, леса и долины издревне жили славяне. Мы с вами оказались в древней Руси. А нас тут и встречают.

3. В гостях у Василисы.

Василиса с поклоном здоровается и предлагает пройти в гости и устроится поудобнее. Звучит спокойная музыка.

В древней Руси за городами и селами тянулись леса дремучие, за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Руси много горюшка. Налетала на села кочевники, жгли и грабили, уводили людей в рабство. Чтобы беречь от врагов землю русскую, разбросали по краю степи заставы богатырские – маленькие крепости (показывает). Защищали они от врагов, от чужих людей. А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались в даль. Не видать ли вражеских костров? Не слыхать ли топот чужих коней? Долгие годы оберегали землю родную богатыри.

Ребята, известны ли вам имена русских богатырей? (Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянович, Вольга Святославович, Илья Муромец). Молодцы!

Об одном из русских богатырей нам расскажет Оля.

Я хочу рассказать о судьбе Ильи Муромца. Илья Муромец – крестьянский сын с детства у него болели руки и ноги. Он видел, как горевали его папа и мама о том, как много горя на Руси, он сидел на печи и думал «Вот если бы я умел ходить и держать в руках оружие. Я бы защитил батюшку и матушку. И случилось чудо. Появилась сила в руках и ногах. Ему не было равных по силе, так как часть своей силы отдал ему Святогор-богатырь. Илья Муромец был мудрый, справедливый, щедрый.

4. Подарок Василисы.

Василиса дарит картину ребятам о трёх богатырях.

А мы с ребятами знакомы с этой картиной.

Вопросы детям:

Кто написал эту картину? (Виктор Михайлович Васнецов)

Как называется картина? («Богатыри»)

Кого изобразил художник на этой картине? (трёх богатырей)

Как их зовут? (дети перечисляют)

Как вы думаете, каким человеком был Илья Муромец? (ответы детей)

Что можно сказать про Добрыню Никитича? (ответы детей)

Посмотрите, художник изобразил его в напряжённой гордой позе, что подчёркивает ум и суровость богатыря.

Каким вам кажется Алёша Попович? (ответы детей)

Художник показывает его юношески открытым, мечтательным, и в то же время мужественным, видно, что ум богатыря-его сила.

А как одеты богатыри? (ответы детей)

Какое оружие у богатырей? (ответы детей)

Обратите внимание на коней, видите, какие они разные, каждый под стать своему хозяину.

Давайте подберём подходящие слова, чтобы передать особый образ каждого коня.

Конь Ильи Муромца черного цвета, мощный сильный, крупный.

У Добрыни Никитича – белого цвета, чуть поменьше, резвый молодой, готовый пуститься вскачь.

А какой конь под Алешей Поповичем? Молодой, увертлив, он склонил голову, значит усталый, очень предан своему хозяину, ловкий (он объезжал окрестности).

Художник изображает их возвышающими над линией горизонта, это величие богатырских образов. Важная роль в картине отводится пейзажу – широкая каменистая степь с мелкими ёлочками. Трава словно повторяет гривы коней. Над этой картиной художник трудился более двадцати лет. Об этой картине художник говорил, что его сердце и руки всегда тянулись к ней. Картина была его «творческим долгом, обязательством перед родным народом».

Ребята, как вы думаете, для чего выехали богатыри в поле? (Ответы детей «Богатыри на богатырском выезди, примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого» - писал художник).

Что вы видите за спинами богатырей? (Ответы детей).

Всё это передаёт ощущение простора русской земли. За спиной богатырей Русь, а их шлемы словно поднимают небо над землей.

5. Слушание былины.

Фрагмент былин, который Васнецов выбрал для своей картины.

Под славным городом под Киевом,

На тех степях Днепропетровских

Стояла застава богатырская.

На заставе был богатырь Илья

Илья Муромец, сын Иванович.

А конь под Ильей, словно лютый зверь,

А сам он на коне, как ясен сокол.

А и был на заставе Добрыня Никитич млад,

Что из красна города из Ростова,

А Алёшенька упрям был.

Он упрям, да увертлив.

Ребята, к какому жанру картина относится? (ответы детей «К былинно-сказочному жанру живописи»).

Василиса хвалит детей.

6. Танец «Богатырская сила»

Мальчики танцуют танец под музыку Стаса Намина «Богатырская сила».

7. Народные праздники.

На Руси труд, всегда в почете, поэтому в былинах богатырей изображали за работой. Вот как поется в былине о Микуле Силяниновиче. (Илья Башмаков)

Паше пахарь, понукает, на кобылку погукивает.

Борозды кладёт, как рвы глубокие.

Из земли дубы вывертывает.

Камни-валуны в сторону отбрасывает.

Только кудри у пахаря качаются.

Как ни много было работы у людей на Руси, но для радости место находилось всегда. Праздники в старину отмечали весёлым гуляньем. Так все вместе работали и веселились.

Какие вы знаете народные праздники? (ответы детей)

Василиса исполняет с детьми песню «Никонориха».

Молодёжь устраивала весёлые и шумные игры.

Игра «Баба- яга»

Дети вмести с воспитателем и Василисой играют в игру «Баба-яга»

Любили на Руси сочинять сказки. В старину среди простых людей было очень мало грамотных, мало книг было, а радио и телевизора вообще не придумали ещё. Все это заменял взрослым и детям лубок.

Что такое лубок? (ответы детей)

Смех, сказка, быль, и небыль, сама жизнь была в лубке. Он говорил о добре и зле, прославлял героев. Много лубочных героев знал А. С. Пушкин и писал свои произведения по понравившемуся сюжету).

Воспитатель предлагает детям вспомнить произведения А. С. Пушкина.

Ребята, а вы любите русские народные сказки? Назовите? (ответы детей)

Чем обычно заканчиваются русские народные сказки? (ответы детей)

А теперь нам пора возвращаться в настоящее время. Дети прощаются с Василисой.

8. Возвращение домой.

Ну ковёр лети назад

В наш любимый детский сад.

Вот наш детский сад

Кто тут нам улыбается

Это солнышко радуется

Нашему возвращению.

9. Рефлексия.

А что значит солнце для нас с вами?

Чтобы тепло солнышка дошло до всех нас нужно нарисовать лучи (дети рисуют).

Чувствуете, что стало теплее, значит все мы и наши гости стали ещё добрее, а наша матушка Земля стала ещё краше и богаче.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию» Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно - патриотическому воспитанию» Уважаемые коллеги! Пожалуйста, ответьте на вопросы данной.

Конкурс конспектов занятий по патриотическому воспитанию дошкольников ПОЛОЖЕНИЕ конкурса конспектов интегрированной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию. Цель: активизация профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«И сказка станет былью». Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 15 октября 2013 в 12:56
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД