Конспект НОД в подготовительной к школе группе. «Спорт объединяет людей». Образовательная область «Социализация»

Елена Смирнова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе. «Спорт объединяет людей». Образовательная область «Социализация»

Мэрия города Череповца

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 73»

ул. Ломоносова, дом 14А, г. Череповец,

Вологодская область, 162611

(8202) 22 – 03 – 37

mdou73ch.@mail.ru

К О Н С П Е К Т

непосредственно – образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

«Спорт объединяет людей»

образовательная область «Социализация»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе. «Спорт объединяет людей». Образовательная область «Социализация»

А В Т О Р Ы

Педагог – психолог: Попова Татьяна Сергеевна

Воспитатель: Суханова Оксана Владимировна

Череповец, 2012 год

Аннотация

Ни одно общество, о чем убедительно свидетельствует история и те события, которые происходят в наши дни, не может пока гордиться тем, что оно наделено качеством толерантности. Сегодня, приходится признать, что прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к взаимопониманию между людьми. По-прежнему сильно стремление к единообразию, к абсолютному господству, к уничтожению независимости, индивидуальности. Оно проявляется не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и в повседневном межличностном общении. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблемам толерантности, мы пришли к выводу о том, что в дошкольных образовательных учреждениях созданы условия для воспитания толерантных качеств детей, однако они не в полной мере используются педагогами. Мы решили, что роль педагога – психолога очень важна при работе в этом направлении, поэтому для повышения уровня развития толерантных качеств у детей объединили усилия воспитателей и. В рамках реализации основной общеобразовательной программы ДОУ дети подготовительной группы уже знакомы с родным городом, страной, с многообразием национальностей ее населяющих. На данный момент – наша задача сформировать представление о мире, о многообразии стран и народов мира, о некоторых расовых особенностях людей. Поскольку не стоит умалять так же проблему формирования привычки детей к здоровому образу жизни, то нами было принято решение совместить знакомство детей с расами людей и Олимпийское образование. Олимпийские игры вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Работа в рамках олимпийского образования дошкольников предоставляет прекрасную возможность для нравственного воспитания детей, в том числе для воспитания толерантности по отношению к людям разных рас.

Программное содержание:

О. о. «Социализация»: Формировать представления о некоторых особенностях внешнего вида людей разных рас; воспитывать толерантность по отношению к людям разных рас; вызвать у детей желание узнавать о спортивных традициях народов разных континентов;

О. о. «Познание»: закрепить знания детей о том, что глобус - это макет Земли; формировать у детей представления об Олимпийских играх как мирного соревнования, в котором участвуют народы всего мира в целях физического совершенствования, познакомить с эмблемой олимпийского движения, донести до детей ее смысл;

О. о. «Коммуникация»: активизировать словарь детей – «раса», «европеоид», «монголоид», «американоид», «негроид», «коренной житель», «переселенцы»;

О. о. «Физическая культура»: способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями;

О. о. «Музыка»: развивать музыкальный кругозор детей.

Оборудование и материалы: глобус, мольберт, белый лист бумаги формата А2, глобус, кольца диаметром 10 см черного, зеленого, красного, желтого и голубого цветов, кружки из картона этих же цветов диаметром 4 см, иллюстрации с изображением людей разных рас (европеоид, американоид, негроид, австралоид, монголоид, аудиозаписи: американская и русская народная музыка, азиатская классическая музыка, австралийская и африканская этническая музыка, модели, спортивное оборудование: футбольный и баскетбольный мячи, баскетбольная стойка, ворота, бита, деревянные бруски, мяч маленького диаметра, эстафетная палочка.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Воспитатель загадывает детям загадку:

Шар не велик, на нем страны без людей,

Города без домов, леса без деревьев, моря без воды (глобус)

Воспитатель показывает глобус, рассматривает вместе с детьми, уточняет, что глобус – это модель земного шара.

Воспитатель: «Дети, на нашей планете климат неоднороден, поэтому люди, живущие на материках не похожи друг на друга, и сегодня мы предлагаем вам отправиться в путешествие по нашей планете. Мы побываем на разных материках, познакомимся с людьми их населяющими, узнаем, какими видами спорта они предпочитают заниматься. Дети, а вы знаете, как называется самое главное в мире спортивное соревнование? (Олимпийские игры). В Олимпийских играх принимают участие люди со всех концов нашей планеты! Вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: «Да!»

Звучит африканская этническая музыка, дети совместно с воспитателем выбирают вид транспорта, с помощью которого они могут попасть на континент и отправляются в Африку. По прибытии, воспитатель ставит метку черного цвета на глобусе.

Стихотворение об Африке (читает ребенок):

Африка

Где-то в джунглях, на лианах, где-то с южной стороны

Обитают обезьяны и жирафы, и слоны

Где в речушке серебристой бегемоты сладко спят,

Разрисованные птицы цветом радуги летят.

Африка, Африка, сказочные страны,

Африка, Африка, жаркий небосвод, сладкие бананы,

Потому что в Африке лето круглый год!

Педагог-психолог: Ребята, в Африке живут представители негроидной расы. (Показ иллюстрации). Вопросы к детям, работа с моделями.

• Какие характерные особенности внешнего вида вы видите у людей этой расы? (темная, почти черная кожа, широкие ноздри, толстые губы, жесткие курчавые волосы).

• Ребята, как вы думаете, почему у людей, живущих в Африке именно такой внешний вид? (Ответы детей: темная кожа и жесткие курчавые волосы защищают от лучей жаркого солнца, широкие ноздри охлаждают жаркий африканский воздух, толстые губы помогают испарению лишней влаги.)

В это время воспитатель помещает на лист бумаги на мольберте кольцо черного цвета, не акцентируя на этом внимание детей.

Воспитатель: «Ребята, а вы хотите знать, в каком виде спорта преуспевают люди негроидной расы? В олимпийском движении африканцы добиваются наилучших успехов в легкой атлетике, особенно в беге. Вы хотите знать, почему?

Оказывается, что успехи чернокожих легкоатлетов объясняются особенностями строения их тела. Ноги и руки чернокожих длиннее, а значит негроиды по сравнению с другими расами бегают быстрее.

Воспитатель предлагает детям поучаствовать в эстафете с флажками.

Воспитатель: «А теперь нам пора прощаться с жаркой Африкой и ее жителями и отправляться в путь на другой континент - Австралию. Ребята, как вы думаете, на каком виде транспорта можно добраться из Африки в Австралию?»

Звучит австралийская этническая музыка. Дети прибывают в Австралию, воспитатель ставит метку зеленого цвета на глобус.

Стихотворение об Австралии (читает ребенок):

Австралия – страна наоборот,

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето.

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где-то).

Педагог-психолог: Ребята, в Австралии живут представители австралоидной расы. Коренными жителями являются аборигены. (Показ иллюстрации). В это время воспитатель помещает на мольберт кольцо зеленого цвета.

Вопросы к детям, работа с моделями:

• Какие характерные особенности внешнего вида вы видите у людей этой расы?

• Ребята, а вы заметили, что представители австралоидной расы похожи на жителей Африки? А чем же они отличаются? (У австралоидов кожа более светлая, чем у представителей негроидной расы, на теле больше волос).

Педагог-психолог: «Сейчас Австралию населяют люди со всего мира, приехавшие туда по разным причинам, коренных жителей - аборигенов совсем мало, они живут вдали от переселенцев».

Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, что жители Австралии тоже очень любят заниматься спортом, а больше всего водными видами, теннисом и крикетом. О теннисе и о водных видах спорта, я думаю, вы знаете, а вот о крикете я вам сейчас расскажу. Крикет – это вид спорта, в котором используется бита и мяч. Игра проходит между двумя командами по 11 игроков в каждой. Цель игры – заработать больше очков, чем команда противника. Это очень сложная игра и один из элементов ее мы попробуем освоить с вами».

Воспитатель и дети сбивают с помощью мяча бит заранее заготовленную конструкцию из деревянных брусков. По окончании игры воспитатель задает детям вопрос: какую исконно русскую игру напоминает крикет? (городки)

Воспитатель: «А теперь, ребята мы поблагодарим жителей Австралии за их гостеприимство и отправимся с вами в Америку. Ребята, как вы думаете, на каком виде транспорта можно добраться из Австралии в Америку?»

Звучит американская народная музыка. Дети прибывают в Америку, выбрав вид транспорта, на котором туда можно добраться из Австралии. Воспитатель ставит отметку красного цвета.

Стихотворение об Америке (читает ребенок):

Континент Америка

Два материка – Северная, Южная – все легко пока.

Штаты, Мексика, Канада в Северной живут.

Ураганы и торнадо пролетают тут.

В Южной – вот Колумбия, Чили,

здесь – Бразилия, Аргентина, Парагвай, Перу и Боливия.

Речки есть большие, помнить это нужно:

Миссисипи в Северной, Амазонка – в Южной.

Тянутся высокие горы цепью дружно:

Кордильеры – в Северной, горы Анды – в Южной.

Педагог-психолог: Ребята, в Америке коренные жители - представители американоидной расы. (Показ иллюстрации). В это время воспитатель помещает на мольберт кольцо красного цвета.

Вопросы к детям, работа с моделями:

• Какие характерные особенности внешнего вида вы видите у людей этой расы? (орлиный нос, прямые черные волосы, темные глаза, цвет кожи от белой до смуглой, часто высокий рост). Сообщает о том, что издавна индейцы имеют независимый нрав, экзотический внешний вид.

• Вы знаете, что американоидов еще называют индейцами? А хотите узнать, почему их называют «краснокожими»? Есть версия о том, что когда первые путешественники, приплывшие, а Америку увидели встретивших их людей – лица и одежда тех были раскрашены в медный цвет.

Воспитатель: «Ребята, а одним из самых любимых видов спорта людей, живущих в Америке является баскетбол, и Америка является его родиной. Баскетбол – это спортивная командная игра с мячом, который забрасывают руками в кольцо с сеткой (корзину). Сейчас мы с вами попробуем это сделать.

Проводится игровое упражнение «Забрось мяч в баскетбольное кольцо».

Воспитатель: «А теперь нам пора прощаться с жителями Америки и отправляться в путь на другой континент - Евразию. Ребята, посмотрите на глобус и скажите - какой вид транспорта нам лучше выбрать для этого путешествия?»

Дети прибывают в Евразию, воспитатель вместе с детьми вспоминает о том, что Евразия состоит из двух частей: Европы и Азии.

Стихотворение о Евразии (читает ребенок):

Что такое Евразия?

Это Европа плюс Азия:

Из двух частей света возник

самый большой материк!

Предлагает отправиться в Азию (звучит азиатская классическая музыка). По прибытии воспитатель ставит метку желтого цвета на глобус.

Педагог-психолог: Ребята, в Азии коренные жители - представители монголоидной расы. (Показ иллюстрации). В это время воспитатель помещает на мольберт кольцо желтого цвета. Вопросы к детям, работа с моделями:

• Какие характерные особенности внешнего вида вы видите у людей этой расы? (узкие глаза и высокие скулы, карие глаза, прямые черные волосы, цвет кожи – желтоватый, невысокий рост).

• Ребята, а вы хотите знать, почему коренные жители Азии так выглядят? Мы с вами уже упоминали о том, что человеку необходимо приспосабливаться под климат, в котором он живет. Узкий разрез глаз понадобился человеку из-за пустынной местности, где зародилась эта раса. Постоянные песчаные ветра, снежные бури сузили разрез глаз, а ресницы стали густыми.

И чтобы не ослепнуть природа позаботилась о глазах монголоидов, сделав их уже.

Воспитатель: «Ну, давайте теперь поговорим о традиционных для азиатов видах спорта. Наверное, многие из вас знают, что азиаты придумали различные единоборства: каратэ, айкидо, дзюдо, тхэквондо, ушу. Ребята, раньше люди, занимающиеся единоборствами, должны были держать тайну своих спортивных приемов и поэтому не могли выступать на соревнованиях. Однако сейчас этот запрет снят, и восточные единоборства представлены в Олимпийских играх. К нам сегодня пришел гость, обратите внимание на его спортивную форму, которая называется «кимоно».

Воспитатель предлагает «гостю» рассказать о борьбе, которой тот занимается, продемонстрировать несколько приемов.

Воспитатель: «А теперь, ребята, нам пора отправляться в Европу. Как вы думаете, на каком виде транспорта можно добраться в Европу

Звучит русская народная музыка. Дети прибывают в Европу, воспитатель ставит метку синего цвета на глобус.

Педагог-психолог: Ребята, в Европе коренные жители – представители европеоидной расы. (Показ иллюстрации). В это время воспитатель помещает на мольберт кольцо синего цвета. Вопросы к детям, работа с моделями:

• Какие характерные особенности внешнего вида вы видите у людей этой расы? (цвет кожи, волос и глаз различный от светлого до смуглого, разрез глаз широкий, густые ресницы и брови, толщина губ небольшая или средняя).

• Ребята, а как вы думаете, почему коренные жители Европы так выглядят? Как мы уже с вами знаем, особенности внешнего вида связаны с климатическими условиями, поэтому густые брови и ресницы защищали глаза от дождя и ветра; цвет кожи и волос зависит от места проживания – чем ближе к северу, тем они светлее.

• Ребята, а мы с вами к какой расе принадлежим?

Воспитатель: «Европейцы тоже очень любят спорт, занимаются самыми разными его видами, особенно распространен футбол. К тому же родиной футбола является одна из европейских стран - Англия. Я вам предлагаю сейчас почувствовать себя футболистами».

Проводится игровое упражнение «Забей мяч в ворота»

Педагог-психолог: «Наше путешествие подходит к концу. Вы сегодня узнали, как много не похожих друг на друга людей населяют нашу планету. У коренных народов разных континентов есть свои внешние особенности, свои традиции, свои любимые виды спорта, но все они хотят мира и дружбы на земле. Ребята, а теперь давайте обратим внимание на мольберт. Что у нас получилось? Правильно, это эмблема олимпийских игр – олимпийские кольца, которые расположены на белом фоне флага. Кольца символизируют пять частей света, пять континентов, страны которых участвуют в олимпийском движении: Европа — синий, Америка — красный, Азия — жёлтый, Африка — чёрный, Австралия — зелёный. С древних времен во время олимпийских игр жители всех стран объединялись, прекращались все войны и конфликты, на всей Земле царил мир и дружба. Как правило и по окончании игр (несмотря на результат) дружеское общение спортсменов не прекращается, они вспоминают друг о друге с теплом и любовью, ждут встреч на следующих соревнованиях. Это является примером для нас с вами, таких разных, непохожих друг на друга».

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию морально-нравственных норм и представлений у младших дошкольников. «Кукла заболела». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №56 Конспект непосредственно образовательной.

Моя группа «Ручеек»Моя группа «Ручеек» Приглашаю в нашу группу "Ручеек", возраст детей 3-4 года. Приемную комнату мы оформили в соответствии с ее названием, в которой имеются:.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе. «Спорт объединяет людей». Образовательная область «Социализация»
Опубликовано: 18 декабря 2012 в 11:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «К нам приехал кукольный театр»
К нам приехал кукольный театр А у нас сегодня праздник Радостный, весёлый. В детский сад театр приехал, С новой сказкой снова! Кукольный...
Аппликация «Веселый зонтик» — фотоотчет
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Вот и наступила осень, а значит пришло время дождей. И первая...
Фотоотчет о проведении Дня знаний
1 сентября 2017 года в нашем детском саду прошел замечательный праздник Квест "В поисках клада Знаний". Музыкальный руководитель Малых Н. В. совместно с...
Конспект экскурсионного занятия «Прогулка по осеннему парку» для детей младшего возраста
Конспект экскурсии «Прогулка по осеннему парку» для детей младшей группы. Цель : формировать у дошкольников представления о состоянии природы осенью,...
Фотоотчет о работе над длительным проектом в рамках Года экологии в России
У нас в группе начался длительный проект по экологии. Очень много работы. Разные темы. Даже не знаешь, что взять. Пока мы с напарницей выбрали поэтапное...