Получи документы

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Опытно-исследовательская деятельность. Опыты с воздухом»

Мария Иванова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Опытно-исследовательская деятельность. Опыты с воздухом»

Цель: развитие познавательного интереса дошкольников через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

1. Создать условия для эффективной познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование.

2. Актуализировать и расширить знания детей о свойствах воздуха.

Развивающие:

1. Развивать положительный эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность.

Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Опытно-исследовательская деятельность, Опыты с воздухом“» размещена в разделах

2. Развивать желание получать новые знания, применять их на практике, совершенствовать умение делать выводы, вытекающие из определённых обстоятельств, излагать их, чётко формулируя.

Воспитательные:

1. Продолжать формировать у детей нормы и ценности, принятые в обществе: доброжелательное отношение друг к другу, уважительное - к старшим.

2. Формировать такие интегративные качества дошкольника, как эмоциональная отзывчивость, активность, способность управлять своим поведением, заинтересованное участие в образовательном процессе, способствующие овладению универсальным предпосылкам учебной деятельности.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие:

- формирование позитивных установок к различным видам деятельности;

- развитие коммуникативных навыков общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Познавательное развитие:

- развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации.

Речевое развитие:

- владение речью как средством общения.

Художественно-эстетическое развитие:

- реализация самостоятельной творческой деятельности посредством нетрадиционного рисования.

Физическое развитие:

- развитие двигательной деятельности, координации движений.

Оснащение: видеопроектор, бумага формат А4, гуашь, кисточки,

дудочки, трубочки коктейльные, пакетики полиэтиленовые прозрачные, веера, шары воздушные и стаканы на каждого ребёнка, кусочки ваты.

Используемые методы и приёмы.

Наглядные методы: наблюдение, показ предметов, показ способа действий, использование ТСО.

Словесные методы: объяснение, беседа.

Игровые приё мы: воображаемая ситуация, загадывание загадки, элементы соревнования.

Практические приё мы: эксперименты.

Форма проведения: фронтальная.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поприветствуем их.

Ясное солнышко встало опять

«Доброе утро!» должны мы сказать.

Взрослому, если встречаемся с ним,

Громкое «Здравствуйте!» мы говорим.

Друзьям мы говорим: «Привет!»

«Привет!» - нам говорят в ответ.

Воспитатель: Вот мы и поприветствовали всех взрослых и друг друга. Сегодня мы с вами займемся чем-то интересным. А чтобы узнать чем, сначала отгадайте загадку:

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Ответы детей: (Воздух)

На экране появляется Незнайка с конвертом в руках.

Воспитатель. Посмотрите, кто это появился на экране? (Незнайка) А что у него в руках? (письмо). Наверно, оно предназначено для нас….Хотите узнать что в нём написано?

Ответы детей.

Воспитатель читает: «Люди добрые! Пишет вам Незнайка из Цветочного города. У нас случилась беда: куда-то пропал воздух. Я его не вижу, не слышу и не чувствую. Все ходят спокойно, а я переживаю. Если дело так пойдет дальше, то мы скоро все, наверное, погибнем. Помогите нам, пожалуйста!»

Воспитатель: Да, проблема серьёзная… Поможем Незнайке разобраться?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте выяснять… А Незнайка пусть послушает нас. Скажите, пожалуйста, какого цвета воздух? Вы его видите вокруг?

Ответы детей. (Воздух прозрачный и невидимый).

Воспитатель: Давайте послушаем, вы слышите воздух? А что вы слышите?

Ответы детей. (Воздух не слышно, он не издаёт звуков).

Воспитатель: Всё так, как пишет Незнайка… А давайте проверим, может Незнайка не зря беспокоится? Сегодня мы с вами проведем эксперименты, с помощью которых попробуем увидеть, услышать и почувствовать воздух.

1 стол. На нем лежат полиэтиленовые пакеты, стоят стаканы с водой и трубочки для коктейля, прозрачная ёмкость с водой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего здесь лежат все эти предметы?

Ответы детей. (Мы проведём небольшие опыты и попытаемся увидеть воздух)

Опыт № 1. (Увидеть воздух при помощи полиэтиленовых пакетов)

Воспитатель: Возьмите пакетики… Как вы думаете, что мы будем делать?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы будем «ловить» воздух… Посмотрите как это делать, нужно открыть пакет, зачерпнуть воздух и закрутить. Что стало с пакетом? Он поменял свою форму? А мы что-то в него положили? Какой вывод мы можем сделать?

Ответы детей.

Вывод: Воздух невидим. Но, при желании, его можно «поймать», например, в пакет и он примет форму пакета.

Воспитатель: Но если в пакете будет хоть одна маленькая дырочка, воздух через неё обязательно «убежит».

Опыт № 2. (Увидеть воздух при помощи воды и трубочек)

Воспитатель: А теперь возьмите стакан с водой, опустите туда трубочки и подуйте. Что мы видим? (Пузырьки). А что внутри пузырьков? (Воздух). Откуда он там взялся?

Ответы детей.

Вывод: Мы дышим воздухом, он есть внутри нас. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух через трубочку в воду, в которой появляются пузырьки и мы его видим сквозь воду.

На экране появляется изображение глаза.

Воспитатель: Посмотрите на экран. Что за символ там появился? Как думаете, что он означает?

Ответы детей.

Воспитатель уточняет: это символ того, что мы смогли увидеть прозрачный и невидимый воздух.

2 стол. На нем лежат дудочки и не надутые воздушные шарики разного цвета.

Воспитатель: А теперь подойдем ко второму столу. Ребята, что вы видите на этом столе? Как вы думаете, для чего это всё?

Ответы детей.

Опыт № 3. (Услышать воздух при помощи музыкальных инструментов).

Воспитатель: Возьмите дудочки и подуйте в них. Вначале тихонько, теперь сильнее. Что мы слышим? (Звуки). А если не дуть? (Звука нет).

На экране появляется картинка с разными духовыми инструментами.

Воспитатель: Ребята, а какие еще инструменты вы знаете, которые звучат, при помощи воздуха? Посмотрите на экран, назовите те, которые вы знаете.

Ответы детей.

Воспитатель: Кто знает, как называются такие инструменты одним словом?

(Духовые). Почему?

Ответы детей. (Потому что, для того чтобы извлечь звуки, в них нужно дуть)

Вывод: Мы слышим звуки, которые образуются с помощью воздуха, например в музыкальных инструментах. При этом, чем сильнее дуть, тем громче получается звук.

Опыт №4. (Услышать воздух при помощи воздушных шариков).

Воспитатель: А теперь возьмите со стола воздушный шарик. Как вы думаете, какой опыт мы будем проводить с ним?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите, какую форму имеет сейчас шарик? Он похож на шар?

Ответы детей.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым? (Нужно его надуть) Вы умеете надувать шарики? Давайте попробуем, у кого получится?

Воспитатель и дети надувают шары.

Воспитатель: Каким стал шар? Какую форму принял? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Шар наполнили воздухом, который принял форму шарика.

А теперь, попробуйте потихонечку спустить воздух из шарика и послушайте. Что происходит? (Воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха).

Вывод: Мы слышим звуки, которые образует воздух, когда выходит из какого-то тесного для него помещения, в данном случае из шарика.

На экране появляется изображение уха.

Воспитатель: Посмотрите на экран. Что за символ там появился? Как думаете, что он означает?

Ответы детей.

Воспитатель уточняет: Это символ того, что мы можем услышать воздух. Он сам по себе не звучит, но можно услышать его движение.

Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся на прогулку…

Физкультминутка.

Воздух-невидимка, (руки вверху, вправо-влево)

Выходи гулять! (машут рукой к себе, «зовут»)

Воздух-невидимка, (руки вверху, вправо-влево)

Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду! (потирают руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду! (руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

3 стол. На нем лежат веера.

Воспитатель: Подойдите к третьему столу. Что здесь лежит? (Веера). Возьмите их в руки. Кто знает, для чего они нужны?

Ответы детей.

Воспитатель: Главное его предназначение - обмахиваться, когда жарко. Помашите на себя. Что вы чувствуете?

Ответы детей.

Воспитатель: Когда мы машем веером, воздух движется, получается лёгкий приятный ветерок. Вы чувствуете его? Я предлагаю поиграть в игру-соревнование, которая называется «Чья пушинка дольше продержится в воздухе». Нужно подкинуть пушинку из ваты вверх и махать на неё веером. Хотите попробовать?

Дети берут пушинки из коробочки, играют.

Воспитатель: Молодцы, какие вы ловкие. Скажите, что удерживало пушинку вверху? (Воздух, ветерок). А если бы не было ветерка, она бы летала? (Нет)

На экране появляются склоняющиеся деревья, слышны звуки ветра.

Воспитатель: Посмотрите на экран. Что там происходит? (Дует сильный ветер). Как вы это определили?

Ответы детей. (Деревья склоняются, слышно, как ветер дует)

Вывод: Воздух можно почувствовать, когда он движется, т. е. когда дует лёгкий ветерок или сильный ветер.

Воспитатель: А ещё мы с вами можем нарисовать необычные рисунки с помощью воздуха. Хотите узнать как именно?

- Садитесь за стол. Перед вами листы бумаги, краски и соломинки. Капаем на наш листок разноцветные капельки воды и берем соломинки. Дуем через соломинку на капельки, чтобы получились изображения. Какие необычные рисунки у нас получились… каждому рисунку нужно придумать название…

На экране появляется улыбающийся Незнайка.

Воспитатель: Посмотрите, Незнайка повеселел. Ему, наверное, понравились наши рисунки. Как вы думаете, помогли мы ему? (Да). Что мы сегодня делали?

Ответы детей. (Проводили опыты с воздухом).

Воспитатель: Как вы думаете, важно ли то, что мы сегодня делали? (Да) Почему?

Ответы детей. (Потому что сами узнали много нового и Незнайке помогли, доказали ему, что воздух можно увидеть, услышать и почувствовать, только надо знать как. И что если он не видит воздуха, не слышит его и не чувствует, это не значит, что его нет. Так что Незнайке беспокоиться не о чем).

Воспитатель: Как вы думаете, вам пригодятся эти знания?

Ответы детей.

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель: Мне очень понравилось с вами общаться, можно я отправлю ваши рисунки Незнайке? А вам оставлю шарики, на память об этом занятии.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«А что такое снег?» Опыты со снегом. Поисково-исследовательская деятельность в первой младшей группе«А что такое снег?» Опыты со снегом. Поисково-исследовательская деятельность в первой младшей группе «Наблюдение и экспериментирование со снегом». Цель: Обогащать представление детей о зиме о природных явлениях зимой. Задачи: Продолжать.

«Что такое снег?» Опыты со снегом в младшей группе«Что такое снег?» Опыты со снегом в младшей группе Опыт со снегом:«Тает – не тает». Цель: обучение детей проводить опыты со снегом. Ознакомление со свойствами снега. Активизация словаря (холодный,.

Исследовательская деятельность детей с педагогом в подготовительной к школе группе «Чистая планета» Тема исследования: «Чистая планета». Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться.

Конспект НОД по Познавательно-исследовательская деятельность «Опыты с почвой» в старшей группе Цель: Развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования. Иметь представление о почве, как о плодородном слое земли.

Конспект «Опыты со снегом». Исследовательская деятельность детей на прогулке. Цель: - формировать у детей интерес к исследовательской деятельности; - продолжать знакомить детей со свойствами снега; - закреплять знания.

Конспект занятия «Извержение вулкана». Опытно исследовательская деятельность детей подготовительной группы «Извержение вулкана.» Опытно исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы. Цель. Познакомить с вулканом как с природным.

Конспект занятия в подготовительной группе «Опытно-экспериментальная деятельность» (экспериментирование с воздухом) Цели: - Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Задачи: - Учить делать выводы в процессе эксперимента.

НОД «Опыты со снегом». Исследовательская деятельность детей на прогулкеНОД «Опыты со снегом». Исследовательская деятельность детей на прогулке Цель: - формировать у детей интерес к исследовательской деятельности; - продолжать знакомить детей со свойствами снега; - закреплять.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группеОпытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе Дети дошкольного возраста – это пытливые исследователи, чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше информации воспринимает.

Конспект образовательной деятельности «Опыты с воздухом» Цели: Обучающие: Учить детей делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения. Формировать представление о воздухе, его свойствах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Опытно-исследовательская деятельность. Опыты с воздухом»
Опубликовано: 14 апреля 2017 в 11:46
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД