Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по обучению элементам грамоты «Звук и буква Ч»

Наталья Жучкова
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по обучению элементам грамоты «Звук и буква Ч»

Цели: закрепление у детей акустико-артикуляционного образа звука Ч и зрительного образа буквы Ч.

Задачи:

«Коммуникация» Охарактеризовать звук Ч. Определить место звука Ч в словах. Развивать фонематическое восприятие и представления. Провести звуковой анализ слова: часы. Закрепить зрительный образ буквы Ч. Читать слоги, слова с буквой Ч. Образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением. Подобрать родственные слова к слову час. Автоматизировать произнесение звука Ч в стихотворных текстах. Уточнить словарь по лексической теме «Насекомые»

«Здоровье» Развивать общую, мелкую моторику, речевое дыхание. Нормализовать тонус мышц.

«Познание» Развивать зрительное восприятие, пространственные отношения, тактильные ощущения. Развивать зрительно-моторную координацию, внимание, самоконтроль.

Оборудование: пластмассовые игрушки - кузнечик, пчела, жуки, бабочка, «речка», пластмассовые кирпичики с наклеенными иллюстрациями (чемодан, бабочка, печенье, ключ, мяч, часы, сюжетная картина с иллюстрациями, в названии которых есть звук Ч, печатная чёрная буква Ч, пособие «На что похожа буква» картинки «крючок, «четыре», кубики пластмассовые – 9 штук, сухой бассейн, буквы Ч из линолеума, таблица букв на каждого ребёнка, тетради, карандаши, Азбука Звуков и букв, вата, предметные картинки: жук, напечатанные родственные слова: час, часики, часик, часовой, часовщик; декорации: деревья 7 штук, цветы 15 штук, магнитофон, запись песни АБВГД-йка.

Логика НОД

Организационный момент

Звучит музыка «АБВГД-ейка». Дети заходят, держась за руки, садятся в круг.

Логопед. Ребята, волшебница АБВГД-ейка сегодня приглашает нас в сказку.

- Посреди сказочного океана находится чудо-остров. На том острове проживает в мире и согласии несметное количество живых существ. Днём и ночью остров был наполнен весёлым гомоном. Чего только не умели его обитатели!

1. Речевая зарядка

- С самого утра деловито жужжат жуки и шмели: ж – ж – ж;

- Тоненько зудят остроносые комары: з – з – з;

- В траве весело стрекочет зелёный кузнечик: ч – ч – ч.

Все любили доброго, маленького зелёного кузнечика. Одна лишь старая черепаха его терпеть не могла. Черепаха любила спать до обеда и утреннее стрекотание, её очень раздражало.

Черепаха решила лишить кузнечика голоса, принесла воды из заколдованного колодца и сказала кузнечику: «Что-то ты тихо поёшь, чтобы стать самым лучшим певцом на острове, ты должен выпить это чудо-лекарство до последней капельки» Кузнечик выпил и забыл свою песню.

2. Характеристика звука Ч.

Логопед. Ребята, поможем кузнечику вспомнить его песню. Какой звук он издавал?

Дети несколько раз произносят звук Ч.

Логопед. Ребята, как вы думаете, какой характер у звука Ч? (добрый, злой). Дети. Добрый. Твёрдый или мягкий? Дети. Мягкий. Нежный или грубый? Дети. Нежный. Яркий или неяркий? Дети. Не очень яркий. Сильный или не очень сильный? Дети. Слабый. Радостный или немного грустный? Дети. Грустный. Какое время суток предпочитает звук Ч – утро, день, вечер или ночь? Дети. Вечер. Если бы вы рисовали настроение, которое вызывает звук Ч, каким бы цветом его передали? Дети. Зелёным.

А теперь, пусть звук Ч сам расскажет о себе. Вы будите задавать вопросы, а звук Ч отвечать. Кто хочет быть звуком Ч?

Дети. Ты гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? Есть ли у тебя твёрдый братец?

Логопед. Как ещё можно назвать звук Ч?

Дети. Шипящий.

Логопед. Как стоит язычок, когда произносят звук Ч? Используя жесты, дети показывают ладошкой положение и движения языка.

Каким цветом будем обозначать звук Ч?

Дети. Зелёным.

3. Определить место звука в словах.

Логопед. Чтобы помочь кузнечику, нужно добраться до волшебного колодца, а впереди река. Поможет её перейти только мостик. Давайте его построим. Сначала нужно найти 2 кирпичика, где в названии картинки звук Ч в начале слова (чемодан, часы). А теперь найдите 2 кирпичика, где Ч в середине слова (печенье, бабочка). Теперь 2 кирпичика, где Ч в конце слова (мяч, ключ). Дети переходят через речку и садятся в круг.

4. Звуковой анализ слова: часы. Развивать фонематическое восприятие и представления.

Логопед. Дальше дорогу нам покажут волшебные часы. Но чтобы они указали дорогу правильно, нужно назвать, сколько звуков в слове часы.

Дети. Ч, А, С, Ы.

Логопед. Ребята, посмотрите, куда указывает часовая стрелочка часов.

Дети подходят к картине.

Логопед. Найдите на картине предметы, в названии которых есть звук Ч.

Следующая минутная стрелка указывает на конверт.

5. Закрепить зрительный образ буквы Ч.

Дети. Что это?

Логопед. Ребята, посмотрите, это конверт, а в нём буква Ч. Звук Ч живёт в букве Ч. Давайте внимательно рассмотрим эту букву.

Любят люди букву эту

За собой возить по свету. (чемодан)

В ней же воду кипятить, (чайник)

Из неё – её же пить. (чашка, чай)

- Сколько элементов в букве Ч?

Дети. В букве Ч два элемента.

- В какую сторону смотрит буква Ч?

Дети. Буква Ч смотрит влево.

- Напишите букву в воздухе пальчиком.

- Пропись в воздухе подбородком.

- Нарисуйте букву Ч воздухом, дуя на ладошку. (Упражнение «Ветерок – художник»)

- Назвать предметы, на которые похожа буква Ч (активизация ассоциативного мышления детей). Варианты детей: на стул, на четыре, на микрофон.

Вариант педагога. - Не желает червячок

Надеваться на крючок,

Говорит: «Я вам зачем?

Насадите букву Ч»

- Да вы правильно решили

Ч мы пишем как четыре,

Только с цифрами друзья,

Буквы путать нам нельзя.

(В. Степанов)

Алфавит телодвижений. Игра «Раз-два повернись, в букву Ч превратись».

Динамическая пауза. Нормализация тонуса мышц. Растяжки. Упражнение «Травинка на ветру» (А. Л. Сиротюк)

Логопед. Подул сильный ветер, который хочет сдуть буквы Ч. Давайте обхитрим сороку и превратимся в травинки.

Изобразить всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох).

Логопед. Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли. (Выдыхая, наклонить туловище вперёд, пока грудь не коснётся бёдер; руки при этом вытянуть вперёд, ладони - на полу; не меняя положения туловища, протянуть руки по полу ещё дальше вперёд.)

- Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку. (На вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).

6. Развивать зрительное восприятие, пространственные отношения, тактильные ощущения.

Логопед. Ветер принёс нам кубики. Выложите букву Ч из кубиков.

Логопед. Тем временем сорока не дремала и спрятала все буквы Ч на этой поляне. Ребята, давайте их найдём. (Звучит быстрая музыка. Дети ищут буквы Ч в сухом бассейне).

7. Развивать зрительно-моторную координацию, внимание, самоконтроль. Закрепить зрительный образ изученных букв. Развивать навыки чтения. (Дети садятся за стол.)

Логопед. Разогреем ручки. Самомассаж. Поглаживание.

Растирание ладоней. - Мы как древние индейцы,

Добываем огонёк.

Сильно палочку покрутим,

И огонь себе добудем.

Растирание предплечья. - Человечки на двух ножках

Побежали по дорожке.

обежали, побежали.

Вдруг споткнулись и упали.

- Человечки на двух ножках

Стали прыгать по дорожке.

Прыг-скок, прыг-скок,

Всё быстрее прыг да скок.

Логопед. Обведите букву Ч. (Буквы вырезаны из линолеума)

Игра «Помоги пчёлке собрать урожай»

Логопед. Пчела – очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает. Собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому. Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному полю, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчела соберёт буковки правильно, у неё получится целое слово.

Чётко следи за моими командами и записывай буквы, на которых пчела делает остановки. И в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни, на каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку. Далеко летать она не умеет. Слово: чудо.

Б В Г Д Е Ж

З И Ь К Л Э

М Н А О П Ы

Р С Т У Ф Я

Х Ц Ч Ш Ю Щ

Глазодвигательные упражнения.

Логопед. На острове солнышко светит ярко, зажмурьте глазки, откройте (2р). Поморгайте глазками.

8. Правописание ЧА, ЧУ. Чтение слогов и слов.

Логопед. Буква Ч приготовила для вас сказку.

Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина)

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже всё обошла, нашла А и У, а Я и Ю всё никак не найдёт. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я, как ни в чём не бывало, сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор и них дружба врозь. Никогда не стоят вместе. А вот с буквами А и У буква Ч подружилась.

Давайте подружим букву Ч с другими гласными и согласными буквами.

Чтение слогов: закрытых, открытых; слов – чай, часы, чудо.

Развивать межполушарное взаимодействие. Упражнение «Сова». (А. Л. Сиротюк)

Логопед. Скоро наступит ночь. Давайте превратимся в сов. Упражнение «Сова».

С силой схватить левое плечо правой рукой; головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая её налево, затем – направо. Повторить то же самое для другого плеча, добавив вокализацию: голова у плеча – вдох – голова на груди – выдох с вокализацией «у-у-х» - голова у другого плеча вдох

9. Учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением. Игра «Как меняет слово буква Ч».

Логопед. Когда в слове появляется буква Ч, название предмета звучит более ласково или он уменьшается в размерах. А вот само слово увеличивается или уменьшается? Например, берём клок шерсти. Сколько слогов в слове клок? Дети. Один.

Логопед. Теперь отрываем клочок. Он стал меньше, а слово? Кло-чок. Сколько слогов?

Дети. Два слога. Слово стало длиннее.

Логопед. А теперь возьмите маленький клочочек. Сколько слогов в слове клочочек? Дети. Три.

Логопед. Т. е. предмет уменьшается, а слово увеличивается.

Жук – жучок – жучочек.

10. Учить подбирать родственные слова к слову ЧАС.

Логопед. Я предлагаю прогуляться по чудо-острову, полюбоваться его природой и поработать садовниками. Посмотрите, какие здесь растут чудесные деревья. Вот яблоня, а это груша, а это чудо-дерево из которого растут слова. А растут они, из какого слова? Дети. Слова растут из слова-корня час. Кто соберёт больший урожай? (Час, часы, часики, часовой, часик, часовщик, часовня)

Итог.

Логопед. Вот мы и прошли последнее испытание и добрались до волшебного колодца. Кузнечик выпил волшебной водицы и сразу вспомнил свою песенку. Ребята, а вы помните его песенку? Давайте споём вместе с ним.

Дети. Ч – Ч – Ч.

Логопед. Какой это звук? Дети. Согласный, мягкий, глухой, шипящий.

Логопед. Давайте мы споём кузнечику свои песенки – частушки.

- Мы споём для вас частушки,

В чаще есть грибы – чернушки.

- Чики-чики-чики-чок,

Ночью песни пел сверчок.

- Вот какой невежда чижик,

Не читает чудных книжек.

- Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход,

- В дымоходе чернота –

Отыщи-ка там кота.

- Чепчик носик черепашка,

С Геной дружит чебурашка.

- А ещё в любой квартире

Есть углы и их четыре.

ВСЁ!

Список литературы:

1. Волина В. В. Путешествие по буквам. Издательство: Корона Принт, 2007

2. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. — Москва: Эксмо, 2007

3. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие. Издательство: АРКТИ, 2010

4. Фоменко Т. А. Статья: Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей младшего школьного возраста. Новоалександровск, 2011 г.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в логопедической группе ДОУ (для детей с общим недоразвитием речи) .

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по обучению элементам грамоты «Звук и буква Ч»
Опубликовано: 20 апреля 2013 в 10:59
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...
Спортивный праздник «Веселые старты» на тему: «Цирковое представление»
Звучит музыка «Цирк», дети выходят в колонне по одному и выстраиваются в одну шеренгу. 1 ребенок: Начинать пора наше представление Здравствуйте, друзья!...
Мини-музей воинской славы
Мини-музей воинской славы В МБДОУ ЦРР детский сад №51 «Родничок» с. Кагальник Азовского района был создан мини-музей воинской славы. Цель организации...
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...