Конспект НОД в средней группе по теме «Раскрытие личности ребенка путем включения его в культуру и традиции русского народа»

Котельникова Елена Сергеевна
Конспект НОД в средней группе по теме «Раскрытие личности ребенка путем включения его в культуру и традиции русского народа»

Раскрытие личности ребенка через включение его в культуру и традиции русского народа.

Цели: Приобщить детей к русской национальной традиции и истокам русской народной культуры.

Задачи: Учить чувствовать выразительность произведений малых фольклорных форм; учить эмоционально – двигательно проживать роль; создать положительный эмоциональный настрой; вовлечь детей в игровую ситуацию.

Мотивация: Помочь детям освоить традиции русской народной культуры через театрализованные игры, дидактические игры, подвижные игры и русский фольклор.

Материал и оборудование: декорации в русском народном стиле; записи народной музыки; ларец; берестяная грамота; русские народные костюмы; театральные шапочки (или костюмы)для выступающих детей; билеты на праздник (со знаками); праздничное угощение (блины).

Словарная работа: Подобрать определения и глаголы к празднику Масленица.

Предварительная работа: Разучивание потешек, подвижных игр, закличек.

Литература:

1. Н. ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет». Москва. «ВАКО».2007.

2. Н. В. Елкина, О. В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать». Ярославль. «Академия развития».1996.

Ход занятия

Комната убрана в русском народном стиле. Все участники одеты в русские народные костюмы. Звучит русская народная песня «Пошла млада за водой».

Воспитатель. Здравствуйте гости дорогие! Здравствуйте, дети, рада видеть здоровыми и веселыми. Какие же вы все нарядные! А какой мы сегодня отмечаем праздник?

Дети. Масленицу!

Воспитатель. Молодцы! на Руси масленицу начинали встречать с первого дня недели. Масленица – это праздник прощания с зимой и наступления солнечных дней. Наши прабабушки и прадедушки любили на масленицу поиграть и повеселиться, на время празднования смолкали ссоры и споры, везде царило безудержное веселье, смех и юмор. Ребята, а кто мне подскажет как наши предки веселились на «Масленицу»?

Дети. Кататься с гор, устраивать знаменитые кулачные бои, играли в различные игры, а во время игр пели задорные песни, водили хороводы, соревновались в силе и ловкости, проявляли смекалку.

Воспитатель. Эти игры мы называем народными! Ребята, а вы любите играть?

Дети. Да!

Воспитатель. А в какие игры вы играете?

Дети. Прятки, жмурки, салочки….

Воспитатель. Молодцы, много игр знаете! Ой кто это?

Появляются петрушки.

Петрушка 1. Эге-гей! Собирайся, народ!

Сегодня вас много интересного ждет!

Петрушка 2. Мы зовем к себе тех

Кто любит веселье и смех!

Петрушка 1. Ждут вас игры, забавы и шутки

Скучать не дадут ни минутки!

Петрушка 2. Собирайся, народ!

В гости праздник идет

Петрушка 1. Песни пой и пляши,

Веселись от души!

Петрушка 2. Масленицу широкую открываем,

Веселье начинаем!

Воспитатель. Здравствуйте, Петрушки! Мы рады вас приветствовать!

Давайте-ка,ребята, позовем масленицу к нам в гости!

Дети. Эй, Масленица-кривошейка!

Встретим тебя хорошенько!

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом!

Ребенок 1. Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая

На саночках расписных,

На коньках вороных.

Ребенок 2. Наша масленица ты широкая,

В детский сад к нам пришла

И веселье принесла!

Ребенок3. Платок ситцевый, новомодненький!

Живет масленица семь деньков,

Оставайся, Масленица, семь годков!

Воспитатель. Крепче за руки берись

И по кругу становись

Будем весело плясать

Масленицу отмечать!

Малоподвижная игра «Веснянка»

Воспитатель. Петрушки, пока вы тут масленицу закликали, мы нашли в чудо-ларчике вот эту берестяную грамоту. Прочитайте что в ней написано.

Петрушка 1. (читает грамоту). Кто эту грамоту достанет, тот веселым сразу станет. В ларце для насмешки собраны потешки.

Петрушка 2. А кто их покажет, да как сказку расскажет, тот удалец получит подарки, наконец!

Воспитатель. Почтенная публика! Не пожалейте рублика, билеты на масленичное гулянье покупайте, не задерживайте,давайте! Подходите по одному!

Дети подходят к ларцу, берут билеты на масленичное гулянье. На билетах поставлен знак, по которому будут давать праздничное угощение (блины).это могут быть геометрические формы (треугольник, квадрат и др. ,цветки, ключики и т. д.

Воспитатель. Петрушки, уморились? Отдохните! Посидите да на нас посмотрите. Мы тут масленицу встречаем- в веселые игры играем. Вот для вас,зрители, первая потешка.

Потешка «Тили-бом!»

Роли и исполнители: кошка, курочка с ведром, лошадка с фонарем, заюшка с листом, собачка с поленом.

Все. Тили-бом! Тили-бом! (на слова «Бом!» дружно ударяют в ладоши.)

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом!

Идет дым столбом! (поднимают руки вверх.)

Кошка. Кошка выскочила! (кошка бегает и выпускает когти.)

Глаза выпучила!

Лошадка. А лошадка с фонарём! (пробежала с фонарём.)

Собачка. А собачка с помелом! (пробежалась с помелом.)

Заюшка. Серый заюшка с листом. (пробежался с листом.)

Все. Раз! Раз! (машут руками вверх-вниз.)

Раз! Раз! И огонь погас! (сильно дуют на воображаемый огонь).

Петрушка1. Почтенные зрители, Наградить артистов хлопками не хотите ли?

(Зрители аплодируют, артисты делают поклон.)

Воспитатель. Что засиделись мы свами,а давайте разомнемся.

Народная игра «Яшка»

Воспитатель. А теперь для насмешки – другая потешка! Потешка про мышку.

Потешка «Мышку по воду послали!»

Роли и исполнители: мышка, волк.

Мышка и волк (вместе). Гречку мыли, гречку мяли

(делают подражательные движения.)

Мышку по воду послали.

Мышка. По мосту – мосточку (бежит с ведром.)

Желтому песочку

Проплутала долго. (останавливается вытирает пот со лба.)

Волк. Испугалась волка (на мышку нацеливает когти.)

Заблудилась.

Мышка. Слезы градом! (плачет, вытирает слезы.)

Мышка и волк (вместе).А колодец – рядом! (радостно.)

Петрушка 2. Хлопайте до самого утра!

(Зрители аплодируют, артисты делают поклон.)

Воспитатель. А мы продолжаем Масленицу встречать, да в веселые игры играть!

Подвижная игра «Бабка Ежка!»

Воспитатель. Хорошо поиграли! Отдохните, присядьте на стульчики. Сядем рядком,поговорим ладком. Ребята, а кто знает чем угощали на Масленицу?

Дети. Блинами!

Воспитатель. Правильно! На Масленицу принято печь блины. Это старая традиция. Наши предки считали блин символом солнышка. Он ведь и вправду похож на солнце – круглый, золотистый, румяный и горячий. Раньше люди верили, что съедая на Масленицу блины, они приближают солнечные деньки. А вместе с румяными горячими блинами получают частичку энергии весеннего яркого солнышка.

Вот как писатель Александр Иванович Куприн описал символическое значение блина для русского человека: «Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всесогревающее солнце, блин полит растопленным маслом, — это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

В общем, блины – это не только одно из древнейших блюд русской кухни, это – ещё и ритуал, ставший народной традицией.

Ребята подскажите мне пожалуйста, каким бывает блин? (Горячий, вкусный, сладкий, аппетитный, румяный и т. д.)

Ребенок. Широкая Масленица! Мы тобою хвалимся, на горках катаемся, блинами объедаемся.

Воспитатель. А кто печет блины?

Дети: мамы,бабушки!

Воспитатель. У меня печет блины бабушка Маланья. Она любит, когда ей поют песни. Давайте споем ей песню про блины.

(Звучит музыка, дети поют)

Дети. Как на масленой недели

Из печи блины летели

Припев:

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои.

Мы блинов давно не ели,

Мы блиночков захотели.

Припев.

На поднос блины кладите

Да к порогу подносите.

Припев.

Воспитатель. Бабушке Маланье очень понравилось, как вы поете. Она хочет с вами поиграть.

Проводится игра «Маланья!»

Воспитатель. Хорошо мы поиграли. Мне понравилось,а вам?

Дети. ДА!

Воспитатель. Сегодня вы узнали много нового о культуре и традициях русского народа, разучили много новых игр, в которые можно играть не только на масленицу, но и в деревне, и на даче со своими друзьями, мамами и папами. Ребята, а какая же Масленица без блинов? А теперь, доставайте свои билетики и обменивайте их на блины бабушки Маланьи.

(После угощения блинами)

Ребенок1. Масленица, Масленица!

Широкая Масленица!

Гостья нагостилась,

С зимушкой простилась.

Ребенок 2. С крыши капели

Грачи прилетели,

Воробьи чирикают

Они весну кликают.

Воспитатель. Кончилось весельце!

Беритесь за дельце

Готовьте сошенку -

Выехать на пашенку!

Публикации по теме:

Фольклор для детей.Фольклор для детей. "Приобщение детей к истокам старины".Всё дальше и дальше мы отделяемся от истоков народной культуры, народа. вырастают наши дети "не помнящие.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Русские народные сказки
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект НОД в средней группе по теме «Раскрытие личности ребенка путем включения его в культуру и традиции русского народа»
Опубликовано: 3 сентября 2013 в 13:54
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет посещения музея «Дружбы народов». Подготовительная группа
Недавно мы с детьми подготовительной группы посетили выездной музей, который приехал в Магнитогорск. Предварительно была проведена беседа: что такое музей,...
Конспект занятия «День героев Отечества» для воспитанников 4 Группы с ОВЗ
Цель: Расширение знаний о детях - героях нашего времени. Задачи: - Познакомить с историей возникновения праздника. Расширить кругозор детей о героях...
Консультация для родителей «Гимнастика для глаз»
Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение. Сейчас дети очень много...
Мастер-класс «Зимняя сказка на окне».
Украшение помещений к Новому году в нашем детском саду идёт полным ходом, все проявляют творчество, выдумку и фантазию. В этом году я решила украсить окна...
Экологический макет «Земля-наш общий дом! Береги её!»
«Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, Что вошло в разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким...