Конспект НОД в старшей группе «Быт и традиции русской старины»

Марина Верховина
Конспект НОД в старшей группе «Быт и традиции русской старины»

Цель:продолжать знакомить детей с бытом русских крестьян,с избой,печью-главной частью избы;расширять и углублять представления о старинных семейных обычаях:рождение ребенка,обряд первого купания.

Развивать внимание,память,мышление.

Воспитывать у детей уважение,интерес к обычаям старины,доброту и любовь друг к другу.

Предварительная работа:чтение русских народных сказок,слушание русских народных песен,колыбельных;посещение уголка русской избы,беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины», «Русская изба», «Я и мое имя».

Материалы и оборудование:атрибуты русской избы,кукла,уголек,зерно,монеты,таз с водой,полотенце,русская рубашка,люлька,кусочек хлеба,соль,пирог,аудиозапись с плачем ребенка.

Ход:

В:-Дети, вы любите путешествовать?

Я приглашаю вас в путешествие!

Идём друг за другом. На пути-камень.

В. -Что это за камень?А камень не простой,на нем что-то написано?Я вам прочту,а вы слушайте внимательно:

Направо пойдешь-далеко не уйдешь

Прямо пойдешь-в младшую группу попадешь

Налево пойдешь-много интересного найдешь

-Дети,куда же пойдем?

Д:-Налево.

-А где левая сторона?

-Ну,что же,в путь!

В. -Вот мы и пришли!

-Дети,куда мы попали?

Д. -В русскую избу.

В. -Посмотрите,сколько здесь интересных вещей.

-А почему вы решили,что это изба?

Ответы детей.

В:-А сейчас закройте глазки,возьмитесь за руки.

Воспитатель одевает русский народный костюм.

В. -Добрый день!Проходите,красны девицы и добры молодцы в горницу. Милости прошу!

-Что значит «милости прошу»?

Ответы детей.

В. -Да,значит,я прошу вас быть милыми,добрыми.

В. -Я,ребятки,вас ждала!

Пироги в печи пекла.

Скатерть гладила потом

Старым русским утюжком.

Стены все и уголки

Украшают рушники

Я сама их рисовала,

Ярким шёлком вышивала.

Нитки я брала потом,

Да узор плела крючком.

В ступке я муку молола,

Топором дрова колола.

Вот что значит горница-

Горница-узорница!

-Какое красивое слово –горница. Так что оно означает?

Д:-Комната

В. -Да,верно.

Русь деревянная-края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют…

-А знаете почему Русь называли деревянной?

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Как назывался такой дом? (Изба)

И все в избе было сделано из дерева:и пол,и стены,и потолок,и мебель,и посуда.

-Послушайте загадку:

Стоит изба из кирпича

То холодна,то горяча.

Д:-Печь.

-Да,печь-самое главное в деревенской избе. Затрещит мороз,завоет ветер в трубе,а у печки и тепло и уютно. Русская печь всегда стояла посреди избы. Без печки нельзя было обойтись. Про неё в народе говорили: «Печка кормит,печка греет,печка-мать родная».

Печка не только обогревала избу. В ней пекли хлеб,готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду,обувь,грибы,ягоды. Здесь можно было спать. Для этого делали специальную лежанку. В старину и дети рождались не в роддоме,а на печи. Считалось,что родившегося на печи ребенка ожидает долгая и счастливая жизнь.

Дети грелись после зимней прогулки на печке.

Старики и старухи грели свои косточки,говорят-помогало.

Печь клали из кирпича,а потом обмазывали глиной. Человек,который умел класть печь,-печник-пользовался почетом и уважением.

В. -Дети,а какие вы знаете загадки про печь?

Дети загадывают свои загадки.

В. -А в каких сказках встречается печь?

Д. - «Гуси-лебеди», «Колобок», «По-щучьему велению».

В. -Что же ещё мы можем увидеть в русской избе? Отгадайте загадки.

1. Под крышей-ножки

На крыше-ложки

А рядом с ними

С похлёбкой плошки. (Стол)

2. Книзу узок,верх широк

Не кастрюля-… (Чугунок)

3. Не бык,а с рогами,

Не ест,а еду хватает,

А что схватит-отдает. (Ухват)

4. Колесо я заверчу

Веретёнце закручу.

Тянись нитка моя,

Нитка шёлковая. (Прялка)

5. В руки ты её возьмешь,

То растянешь,то сожмешь

Звонкая,нарядная,

Русская,двухрядная. (Гармошка)

В. -Много приходилось трудиться людям в старину. Но,как говорится: «Делу –время,а потехе-час».Потрудились,пора и отдохнуть. А поможет в этом песня-русская народная,задорная.

Физминутка. Исполняем русскую народную песню.

В:-Дети,что это за звук? Кто же это плачет? (Заглядывает в люльку,достает куклу)

В. -Вот кто у нас плачет-малыш. Он только сегодня родился,поэтому и плачет. Мы его сейчас покачаем,он и успокоится. (Ребенок качает люльку).

В. -С давних пор так повелось,когда рождается ребенок,родители придумывают ему имя. Давайте и мы нашему малышу дадим имя. Но имя будет не простое,а старинное. Какие вы знаете старинные русские имена?

Д:-Илья,Никита,Иван,Дарья,Варвара и т. д.

В. -А как же мы назовем малыша?

Давайте назовем его Егорушкой.

Пока он маленький его будут так звать. А когда вырастет,то его будут называть Егором. А вы знаете,что обозначает имя Егор?

Егор-это хозяин земли. Родители,когда называли его так,хотели,чтобы,когда Егорушка вырастет,у него было много земли,и чтобы он был богатым и счастливым. А кто из вас знает,что означает его имя?

В. -А у нас тоже есть Егорушка.

Люди с одинаковыми именами называются-тёзки.

-Сейчас мы нашего малыша будем купать в первый раз. Давным-давно во времена наших прабабушек и прадедушек были определенные правила первого купания ребенка. Посмотрите,что стоит у нас на столе?

Дети находят уголёк,зерно и монеты.

В. -Знаете,для чего эти предметы?

Д. -Нет.

В. -В таз с водой клали три предмета:уголек,монетки,зернышки. Давайте и мы с вами все сделаем по правилам.

-Что говорили,когда клали уголек?

-Привыкай к домашнему теплу! Иди,Настенька,положи уголек.

-Что говорили,когда клали зерышко?

-Будь всегда сыт! Иди,Максим,положи зернышко.

-Что говорили,когда клали монетки?

-Будь всегда богат! Иди,Ариша,положи монетки.

В. -Сейчас можно и купать Егорушку. (Выходят трое детей).

Тили-тили-тили

Мы по воду ходили

Воды для Егорки-

Полное ведёрко

Мыли-мыли-мыли

Бело-набело отмыли,

Лишь головка одна

Вся черным-черна.

Полотенце вышито и бело,

Вытирай-ка малыша умело.

Будет чистеньким малыш,

Вырастет у нас крепыш!

-Вот мы помыли и вытерли нашего Егорку,а что же дальше делали с ребенком?

Д:-Одевали.

В:-А одевали ребеночка в отцову рубашку,чтобы он был похож на отца с матерью,такой же добрый,честный,работящий. И приговаривали:

-Расти хорошо,малыш!

-Будь похож на отца с матерью!

-Трудись,как они трудятся!

-Отдыхай,как им отдыхается!

-А дальше мы его уложим спать. Куда?

Д:-В люльку.

В. -Посмотрите,что я нашла в люльке. Это хлеб и соль.

Дает детям попробовать.

В. -Вы знаете,что на Руси хлебом и солью всегда встречали дорогих гостей. А когда рождался ребенок,то родители клали хлеб и соль в колыбельку и приговаривали: «Наконец-то ты родился,Егорушка!Долго мы тебя ждали!»

-Положим малыша спать и споем ему колыбельную.

Две девочки поют колыбельные и укачивают ребенка.

В. -Уснул наш Егорушка. Сегодня у него первый день рождения. А что принято делать в день рождения?

Д:-Дарить подарки.

Дарим подарок-оберег.

В---А в печке у меня уже поспел праздничный пирог. Я приглашаю вас,дети,к самовару на чаепитие. Давайте пригласим наших гостей:

-Милости просим,дорогие гости!

В:-Дети,возьмитесь за руки,закройте глазки.

Воспитатель снимает костюм.

В---Ребята,где мы с вами были? Вам понравилось?

Ответы детей.

В. -Всем спасибо за старание!

Конспект НОД в старшей группе «Быт и традиции русской старины»
Публикации по теме:

Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с родным краем. Ознакомление с родным краем. СентябрьДень города. День освобождения Брянщины. Закреплять знание детьми истории боевой славы родного города,.

Русская избаРусская изба Занятие проходило в рамках темы Народное творчество с использованием фольклора, русских народных игр. Предварительная работа в теме была.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Быт и традиции русской старины»
Опубликовано: 11 октября 2013 в 10:26
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...