Конспект НОД в старшей группе «Быт и традиции русской старины»

Марина Верховина
Конспект НОД в старшей группе «Быт и традиции русской старины»

Цель:продолжать знакомить детей с бытом русских крестьян,с избой,печью-главной частью избы;расширять и углублять представления о старинных семейных обычаях:рождение ребенка,обряд первого купания.

Развивать внимание,память,мышление.

Воспитывать у детей уважение,интерес к обычаям старины,доброту и любовь друг к другу.

Предварительная работа:чтение русских народных сказок,слушание русских народных песен,колыбельных;посещение уголка русской избы,беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины», «Русская изба», «Я и мое имя».

Материалы и оборудование:атрибуты русской избы,кукла,уголек,зерно,монеты,таз с водой,полотенце,русская рубашка,люлька,кусочек хлеба,соль,пирог,аудиозапись с плачем ребенка.

Ход:

В:-Дети, вы любите путешествовать?

Я приглашаю вас в путешествие!

Идём друг за другом. На пути-камень.

В. -Что это за камень?А камень не простой,на нем что-то написано?Я вам прочту,а вы слушайте внимательно:

Направо пойдешь-далеко не уйдешь

Прямо пойдешь-в младшую группу попадешь

Налево пойдешь-много интересного найдешь

-Дети,куда же пойдем?

Д:-Налево.

-А где левая сторона?

-Ну,что же,в путь!

В. -Вот мы и пришли!

-Дети,куда мы попали?

Д. -В русскую избу.

В. -Посмотрите,сколько здесь интересных вещей.

-А почему вы решили,что это изба?

Ответы детей.

В:-А сейчас закройте глазки,возьмитесь за руки.

Воспитатель одевает русский народный костюм.

В. -Добрый день!Проходите,красны девицы и добры молодцы в горницу. Милости прошу!

-Что значит «милости прошу»?

Ответы детей.

В. -Да,значит,я прошу вас быть милыми,добрыми.

В. -Я,ребятки,вас ждала!

Пироги в печи пекла.

Скатерть гладила потом

Старым русским утюжком.

Стены все и уголки

Украшают рушники

Я сама их рисовала,

Ярким шёлком вышивала.

Нитки я брала потом,

Да узор плела крючком.

В ступке я муку молола,

Топором дрова колола.

Вот что значит горница-

Горница-узорница!

-Какое красивое слово –горница. Так что оно означает?

Д:-Комната

В. -Да,верно.

Русь деревянная-края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют…

-А знаете почему Русь называли деревянной?

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Как назывался такой дом? (Изба)

И все в избе было сделано из дерева:и пол,и стены,и потолок,и мебель,и посуда.

-Послушайте загадку:

Стоит изба из кирпича

То холодна,то горяча.

Д:-Печь.

-Да,печь-самое главное в деревенской избе. Затрещит мороз,завоет ветер в трубе,а у печки и тепло и уютно. Русская печь всегда стояла посреди избы. Без печки нельзя было обойтись. Про неё в народе говорили: «Печка кормит,печка греет,печка-мать родная».

Печка не только обогревала избу. В ней пекли хлеб,готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду,обувь,грибы,ягоды. Здесь можно было спать. Для этого делали специальную лежанку. В старину и дети рождались не в роддоме,а на печи. Считалось,что родившегося на печи ребенка ожидает долгая и счастливая жизнь.

Дети грелись после зимней прогулки на печке.

Старики и старухи грели свои косточки,говорят-помогало.

Печь клали из кирпича,а потом обмазывали глиной. Человек,который умел класть печь,-печник-пользовался почетом и уважением.

В. -Дети,а какие вы знаете загадки про печь?

Дети загадывают свои загадки.

В. -А в каких сказках встречается печь?

Д. - «Гуси-лебеди», «Колобок», «По-щучьему велению».

В. -Что же ещё мы можем увидеть в русской избе? Отгадайте загадки.

1. Под крышей-ножки

На крыше-ложки

А рядом с ними

С похлёбкой плошки. (Стол)

2. Книзу узок,верх широк

Не кастрюля-… (Чугунок)

3. Не бык,а с рогами,

Не ест,а еду хватает,

А что схватит-отдает. (Ухват)

4. Колесо я заверчу

Веретёнце закручу.

Тянись нитка моя,

Нитка шёлковая. (Прялка)

5. В руки ты её возьмешь,

То растянешь,то сожмешь

Звонкая,нарядная,

Русская,двухрядная. (Гармошка)

В. -Много приходилось трудиться людям в старину. Но,как говорится: «Делу –время,а потехе-час».Потрудились,пора и отдохнуть. А поможет в этом песня-русская народная,задорная.

Физминутка. Исполняем русскую народную песню.

В:-Дети,что это за звук? Кто же это плачет? (Заглядывает в люльку,достает куклу)

В. -Вот кто у нас плачет-малыш. Он только сегодня родился,поэтому и плачет. Мы его сейчас покачаем,он и успокоится. (Ребенок качает люльку).

В. -С давних пор так повелось,когда рождается ребенок,родители придумывают ему имя. Давайте и мы нашему малышу дадим имя. Но имя будет не простое,а старинное. Какие вы знаете старинные русские имена?

Д:-Илья,Никита,Иван,Дарья,Варвара и т. д.

В. -А как же мы назовем малыша?

Давайте назовем его Егорушкой.

Пока он маленький его будут так звать. А когда вырастет,то его будут называть Егором. А вы знаете,что обозначает имя Егор?

Егор-это хозяин земли. Родители,когда называли его так,хотели,чтобы,когда Егорушка вырастет,у него было много земли,и чтобы он был богатым и счастливым. А кто из вас знает,что означает его имя?

В. -А у нас тоже есть Егорушка.

Люди с одинаковыми именами называются-тёзки.

-Сейчас мы нашего малыша будем купать в первый раз. Давным-давно во времена наших прабабушек и прадедушек были определенные правила первого купания ребенка. Посмотрите,что стоит у нас на столе?

Дети находят уголёк,зерно и монеты.

В. -Знаете,для чего эти предметы?

Д. -Нет.

В. -В таз с водой клали три предмета:уголек,монетки,зернышки. Давайте и мы с вами все сделаем по правилам.

-Что говорили,когда клали уголек?

-Привыкай к домашнему теплу! Иди,Настенька,положи уголек.

-Что говорили,когда клали зерышко?

-Будь всегда сыт! Иди,Максим,положи зернышко.

-Что говорили,когда клали монетки?

-Будь всегда богат! Иди,Ариша,положи монетки.

В. -Сейчас можно и купать Егорушку. (Выходят трое детей).

Тили-тили-тили

Мы по воду ходили

Воды для Егорки-

Полное ведёрко

Мыли-мыли-мыли

Бело-набело отмыли,

Лишь головка одна

Вся черным-черна.

Полотенце вышито и бело,

Вытирай-ка малыша умело.

Будет чистеньким малыш,

Вырастет у нас крепыш!

-Вот мы помыли и вытерли нашего Егорку,а что же дальше делали с ребенком?

Д:-Одевали.

В:-А одевали ребеночка в отцову рубашку,чтобы он был похож на отца с матерью,такой же добрый,честный,работящий. И приговаривали:

-Расти хорошо,малыш!

-Будь похож на отца с матерью!

-Трудись,как они трудятся!

-Отдыхай,как им отдыхается!

-А дальше мы его уложим спать. Куда?

Д:-В люльку.

В. -Посмотрите,что я нашла в люльке. Это хлеб и соль.

Дает детям попробовать.

В. -Вы знаете,что на Руси хлебом и солью всегда встречали дорогих гостей. А когда рождался ребенок,то родители клали хлеб и соль в колыбельку и приговаривали: «Наконец-то ты родился,Егорушка!Долго мы тебя ждали!»

-Положим малыша спать и споем ему колыбельную.

Две девочки поют колыбельные и укачивают ребенка.

В. -Уснул наш Егорушка. Сегодня у него первый день рождения. А что принято делать в день рождения?

Д:-Дарить подарки.

Дарим подарок-оберег.

В---А в печке у меня уже поспел праздничный пирог. Я приглашаю вас,дети,к самовару на чаепитие. Давайте пригласим наших гостей:

-Милости просим,дорогие гости!

В:-Дети,возьмитесь за руки,закройте глазки.

Воспитатель снимает костюм.

В---Ребята,где мы с вами были? Вам понравилось?

Ответы детей.

В. -Всем спасибо за старание!

Конспект НОД в старшей группе «Быт и традиции русской старины»
Публикации по теме:

Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с родным краем. Ознакомление с родным краем. СентябрьДень города. День освобождения Брянщины. Закреплять знание детьми истории боевой славы родного города,.

Русская избаРусская изба Занятие проходило в рамках темы Народное творчество с использованием фольклора, русских народных игр. Предварительная работа в теме была.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Быт и традиции русской старины»
Опубликовано: 11 октября 2013 в 10:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Стихи о летних цветах
На этот раз предлагаю авторские стихи о летних цветах из цикла "Милые цветы": "Золотые шары" и "Флоксы", в которых, как мне кажется, переданы краски лета и...
Фотоотчёт «Как мы встретили Яблочный спас»
19 августа отмечался день Преображения Господня, или Яблочный Спас. Этот православный праздник, как многие другие, крепко переплёлся с древними языческими...