МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе комбинированного вида «Загадки матушки Зимы» в рамках темы «Зимующие птицы»

Светлана Коваленко
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе комбинированного вида «Загадки матушки Зимы» в рамках темы «Зимующие птицы»

Цель: Расширить и дополнить представления о внешнем виде, способах выживания и местах обитания зимующих птиц.

Задачи:

Обучающие: продолжать обучать составлению описательного рассказа по схеме-алгоритму и с использованием мнемотаблиц (современная педтехнология – ИКТ); закрепить умение согласовывать движения со счетом в пределах 5.

Развивающие: развивать навыки связного высказывания; развивать умение делить слово на слоги разными способами;закрепить умение обобщать и исключать.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе комбинированного вида „Загадки матушки Зимы“ в рамках темы „Зимующие птицы“» размещена в разделах

Воспитательные: формировать заботливое, бережное отношение к братьям нашим меньшим.

Методы и приемы: наглядные (ИКТ, демонстрационный и раздаточный материалы, словесные (инструкции педагога, беседа, вопросы поискового характера, поощрения, практические (речевые и двигательные действия детей, работа по картинке, с интерактивным оборудованием, продуктивная деятельность).

Словарная работа: закрепить в активном словаре существительные – названия зимующих птиц, прилагательные –описание внешнего вида птиц, глаголы – кто как голос подает. Закреплять навыки правильного звукопроизношения в индивидуальном порядке.

Предшествующая работа: просмотр презентации «Зимующие птицы», чтение М. Горький «Воробьишко», Н. Сладков «Кусок хлеба».

Оборудование: ИКТ, предметные картинки с изображением зимующих птиц,

шаблоны птиц по количеству детей, карточки с кружками (до 3) по количеству детей; желтая салфетка, клей, клеенка, влажная салфетка, шаблон кормушки – по количеству детей.

Ход:

Воспитатель подзывает к себе детей.

- Как в лесу похолодало!

По утрам снежок кружит,

Речка подо льдом уснула

И на елках снег лежит.

Стала снежною постелью

На деревьях бахрома.

Значит с ветром и метелью

К нам опять пришла….(зима)

Краткая блиц-беседа о явлениях в живой и неживой природе зимой. Педагог подводит к выводу о том, что зимующие птицы- незащищенные, нуждающиеся в заботе и защите живые существа. Далее воспитатель предлагает ребятам встретиться с матушкой-Зимой, которая обитает в зимнем лесу.

Слайд 1. Упражнение в обобщении и исключении из группы предметов.

Матушка-Зима говорит с экрана:

- Мне одной в лесу пустынном

Стало скучно колдовать…

И хочу сегодня с вами

Я, ребята, поиграть!

Собрала я птичью стайку

Да на ветки посадила.

Кто же среди них зимует?

Извините – позабыла…

Воспитатель: Ребята, внимательно рассмотрите картинку. Каких птиц здесь не должно быть?

Слайд 2. Ветка с птицами. С помощью анимации воспитатель удаляет с веточки перелетных птиц, выслушивая развернутые ответы детей.

Образец: Здесь не может быть аиста, потому что он птица перелетная.

- Как назвать птиц, которые остались сидеть на ветке? (Зимующие)

Слайд 3. Составление собирательного рассказа о птице с помощью мнемотаблицы.

Звучит голос с экрана:

- А вот загадка посложней:

Догадайтесь –ка по ней –

Про какую птицу

Здесь говорится?

На слайде мнемотаблица. С помощью наводящих вопросов педагог с детьми составляет описание дятла:

Эта птица зимующая. У нее черные и белые перья, на голове есть красная шапочка, острый короткий клюв, цепкие крепкие лапки, пищу себе добывает из-под коры деревьев…Это дятел. (появляется целое изображение дятла)

Слайд 4. Динамическая пауза.

К детям обращается дятел:

- Я по дереву стучу, червячка добыть хочу!

Ну-ка, ребятня, вставайте и со мною поиграйте!

Все дети переходят на ковер для выполнения динамических упражнений.

- сколько буду я стучать, столько нужно поскакать (раздается стук 4 раза)

- сколько постучу сейчас, столько приседайте раз! (раздается стук 3 раза)

- сколько раз раздастастся стук, столько покажите рук! (раздается стук 2 раза)

- хлопните в ладоши столько раз, сколько постучу сейчас! (раздается стук 5 раз) Какие вы внимательные! Ни разу не ошиблись!

Слайд 5. Составление описательного рассказа о птице с помощью алгоритма.

Звучит голос матушки –Зимы:

Вот еще одна загадка,

Но с подсказками для вас.

С помощью таких картинок

О птице сочинишь рассказ!

Воспитатель подзывает желающего ребенка, который на свое усмотрение выбирает картинку с птицей, о которой будет составлять рассказ, используя алгоритм, изображенный на слайде.

Образец. Я расскажу о вороне. Это зимующая птица. Ворона – птица крупная, тело покрыто серыми и черными перьями. У вороны есть голова, туловище, крылья, две ноги. Ворона каркает. Она питается падалью, остатками пищи людей, поэтому ей не надо улетать в теплые края, она и зимой может найти себе пропитание. Вороны строят себе гнездо на ветках высоких деревьев.

Педагог с детьми заслушивает 1 -2 рассказа.

Упражнение в послоговом делении слова.

- Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат карточки с кружками. Сколько на карточке кружков, столько в имени птицы слогов. Выберите каждый свою птицу! (Дети определяют, сколько слогов в названии птицы с помощью хлопков в ладоши или подставив ладонь руки под подбородок, берут шаблон птички к себе на стол. Во –ро –бей – з слога, сне –гирь – 2 слога….)

Слайд 6. Продуктивная деятельность.

К детям обращается матушка- Зима.

- Молодцы, мои ребятки,

Отгадали все загадки!

Вы внимательными были,

А птиц-то покормить забыли!

Будет не страшна им стужа,

Коль в кормушке будет ужин!

Воспитатель предлагает детям набор материалов для ручного труда: шаблон кормушки, желтая салфетка, клей, влажная салфетка. Объясняет этапы работы:

На шаблон кормушки нанести точечно капельки клея. Затем отрывать небольшие кусочки салфетки и скатывать тугие шарики, это будет пшено для птиц. Каждый шарик приклеить на клеевую точку кормушки. В конце прикрепить свою птичку, выбранную ранее при послоговом делении слова. В конце работы воспользоваться влажной салфеткой.

На протяжении самостоятельной деятельности детей звучит легкая зимняя музыкальная композиция на слова А. Яшина «Покормите птиц зимой»

Подведение итогов речевой и продуктивной деятельности, оценка активности детей на занятии.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы» Цель: уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах нашего края. Задачи: Образовательные: - закрепление знаний о зимующих птицах,.

Конспект НОД по развитию речи для детей первой младшей группы на тему «Зимующие птицы» Конспект НОД по развитию речи для детей первой младшей группы. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Зимующие и перелётные птицы» Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: «Зимующие и перелётные птицы». Цели: Образовательные цели: • Уточнить и расширить представления.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Перелетные птицы» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 г. АЗОВА Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Творческое рассказывание «Весёлые загадки» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Творческое рассказывание «Весёлые загадки»Цель: дать представление о жанровых особенностях.

Конспект занятия по развитию речи с элементами ИКТ в старшей логопедической группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи с элементами ИКТ и здоровьесберегающих технологий в старшей логопедической группе. Тема: "Зимующие птицы".

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Как птицы весну встречают» КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ТЕМУ «КАК ПТИЦЫ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ». ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА.

НОД по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы»НОД по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: развитие связной речи. Задачи: 1. Закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние признаки, особенности жизни.

Открытое занятие в старшей группе «Проказы матушки зимы» Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания. Задачи: 1. Обучающие задачи: формировать духовно – нравственную личность ребенка;.

Игры, загадки, физминутки для занятий в рамках недели «Зимующие птицы. Птицы нашего города» Тема недели: Зимующие птицы. Птицы нашего города. Цель: Формирование знаний о зимующих птицах, живущих в нашем городе. Задачи: Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе комбинированного вида «Загадки матушки Зимы» в рамках темы «Зимующие птицы»
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 15:43
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД