Папки-передвижки

Конспект НОД в старшей группе «Волшебница вода» с использованием элементов ТРИЗ

светлана петрова
Конспект НОД в старшей группе «Волшебница вода» с использованием элементов ТРИЗ

Цель занятия: Создать комплекс условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей и творчества дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить со свойствами воды и связанными с ней природными явлениями.

2. Обобщить и дополнить знания детей о разных агрегатных состояниях воды в природе.

3. Формировать умение разрешать противоречия.

4. Применять «моделирование маленькими человечками» при решении задач.

Воспитательные:

1. Прививать вкус к творческой работе.

2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Волшебница вода“ с использованием элементов ТРИЗ» размещена в разделах

Развивающие:

1. Развивать интерес к занятиям, через моделирование и экспериментирование.

2. Развивать психические процессы – память, мышление, внимание, воображение.

Предварительная работа: Опыты с водой, «моделирование маленькими человечками», загадывание загадок, чтение художественной литературы, игры «Хорошо - плохо».

Развивающая среда: коробка, модели «Метода маленьких человечков» (ТРИЗ, посуда- стакан, тарелка, дуршлаг; лед, стаканчики с водой по количеству детей, вещества для растворения (соль, сахар, масло, песок, ложки, салфетки; компьютер, проектор, картины с изображениями воды в 3 состояниях.

Ход занятия:

Организационный момент, объявление темы.

- Начнем этот день с формулы любви. Встанем в «круг радости», улыбнемся друг другу. Повторяйте за мной следующие слова и движения:

Я так люблю себя (руку на сердце,

Что я могу любить тебя (руку на плечо соседа).

И ты начнешь любить себя (руку на плечо соседа).

И сможешь полюбить меня (руку на сердце).

Давайте дети поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются). А теперь на чувашском языке.

-Ребята, почему мы с вами так одеты? Что мы сейчас будем делать?

- Да, я приглашаю вас в лабораторию. А кем мы сегодня с вами будем? Да, правильно, мы будем сегодня с вами ученые-исследователи.

- А какими качествами должен обладать ученый и его ученики?

- Надо быть любопытным, интересующимся, наблюдательным, смекалистым, находчивым. Надо уметь рассуждать, объяснять, доказывать, фантазировать, экспериментировать, создавать новое.

- А какой девиз помогает вам стремиться к знаниям?

(произносят девиз) :

- Мы – пытливые умы, мы с вопросами на «ты».

«Почему?» - вопрос любимый, помогает нам расти!

А что мы будем с вами исследовать? Для этого вы должны отгадать слово, которое здесь зашифровано (на доске выставлены 4 предметные картинки – варежка, обруч, дом, арбуз).

Составьте слово по первым звукам названий этих объектов по порядку.

-Какое слово у нас получилось? правильно «вода»!

Включается видеоролик с журчащей водой (водопад, море).

-Дети, что можно сказать о воде, которую мы сейчас увидели? Что она делает?

-Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

Я предлагаю, вам пройти в нашу лабораторию.

Игра «Что общего?»

( На столе разложены иллюстрации с изображением: кувшина с водой, морозных узоров на окне, стакана со льдом, облака, росы на ветке).

Вопросы к детям:

- Ребята, подойдите к столу, скажите, что изображено на картинках?

(На картинках изображены – иней, вода, морозные узоры, лед, облака, роса)

- Почему, эти картинки, я объединила вместе? (Это все – вода.) Какие состояния воды вы видите?

- Правильно, на картинках изображены разные состояния воды - жидкое, твердое, газообразное.

Расскажите, пожалуйста, какое свойство здесь изображено. Какие «человечки» здесь живут?

- Вы правильно назвали свойства воды. Сегодня мы с вами познакомимся, еще одним свойством воды: вода может растворять некоторые вещества, и для этого я предлагаю вам провести небольшое исследование.

- Давайте посмотрим, какие вещества я приготовила и что мы должны с ними делать посмотрите на схемы – карточки.

-Что же мы должны с ними делать?

(Соль, сахар, масло растительное, песок.)

-Как вы думаете, какие из этих веществ растворяются в воде? (Предположение детей). Давайте проверим, возьмите по ложечке вещества, положите в воду и размешайте. Что наблюдаете? (Ответы детей)

-Итак, назовите, что растворилось в воде?

(Соль и сахар)

-Какие вещества не растворились в воде?

(Песок, растительное масло)

Дети делают вывод: вода- растворитель, она может растворять некоторые вещества.

-Вы уже знаете, что вода состоит из мельчайших частиц – молекул, в разном состоянии они ведут себя по – разному : могут быть жидкими, твердыми, газообразными. Это зависит от того – тепло или холодно, т. е. от температуры окружающей среды.

- Ребята, скажите, можно ли увидеть жидких, твердых, газообразных человечков? (Примеры детей)

Игра «Моделирование маленькими человечками».

- Рассмотрите схему и скажите, что же на ней изображено?

(Твердые человечки стоят внизу, а газообразные расположены вверху – что это может быть: лужа на асфальте или вода растеклась по столу).

- Что изображено на этой схеме? (Снаружи расположены твердые человечки, а внутри жидкие – это может быть: банка с водой, бассейн с водой)

- Ребята, а если мы изменим схему и добавим газообразных человечков, что мы изобразим? (^ В чайнике кипит вода, может быть это газированная вода и из нее выходят пузырьки воздуха).

Физминутка «Маленькие человечки».

- Встаньте в кружок, вы все превращаетесь в «маленьких человечков». Скажите, как ведут себя твердые человечки?

- Правильно, крепко держатся за руки, через них трудно пройти.

- Как стоят жидкие человечки? (Они стоят рядом друг с другом, слегка касаясь друг друга).

- Как ведут себя газообразные человечки? (Они неусидчивы – бегают, летают). Покажите: жидких, твердых, газообразных человечков.

- Садитесь на стульчики.

Проблемные ситуации

- Вы знаете, ребята, Незнайка был на дне рождения у Снежной Королевы. На Севере все кругом такое красивое, блестящее, сверкающее. На память о встрече Снежная Королева подарила ему чашку. Он положил ее в коробочку, чтобы не разбить и привез нам. Давайте посмотрим. (Открывается коробка, она пуста, только на дне мокрое пятно).

- Где же чашка? Куда она делась?

- Она растаяла. (Если затрудняются ответить, можно спросить из чего была чашка)

Проблемная ситуация

- Незнайка такой затейник! Он приготовил для вас хитрый вопрос. Перед вами тарелка, стакан, дуршлаг. В какой посуде можно пронести воду?

(ответы детей)

-А в дуршлаге (выслушиваем ответы детей, приходим к мнению что можно)

-А в каком виде можно пронести воду, и в каком состоянии в дуршлаге?

(Замороженную, в виде льда.)

-Давайте проверим. (используем кусочки льда)

Проблемный вопрос

- Что это? (предположения детей) На планете больше суши или воды? Представьте, что на Земле временно не осталось ни капли воды. Что будем делать, как выжить? (дети высказывают свои предположения, говорят о том, что можно собрать фрукты и овощи, можно использовать их сок)

- Давайте с вами нарисуем портрет воды. Работа по системному оператору (вода)

- Если мы рассмотрим что- то, (демонстрация картинки с изображением воды) Это что- то для чего- то, (Дети объясняют для чего нужна вода : умываться, стирать, готовить и т. д.). Это что-то из чего-то. (Дети объясняют, что вода состоит из маленьких человечков) Это что-то часть чего-то. (Дети объясняют, что вода может быть частью крана, водонапорной башни, чайника и т. д.) С этим что-то было что-то (воспитатель по энциклопедии рассказывает детям о том, как вода попадает в дома). С этим что-то будет что-то. (Вода может замерзнуть и превратится в лед) Что-то ты теперь возьми и на экране рассмотри.

Заключительная часть

- Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?

- Что сегодня показалось самым трудным?

- С какими заданиями мы успешно справились?

- Значение воды велико. Человеку без нее не прожить. Что мы должны делать, чтобы вода всегда была в наших домах? (не тратить ее напрасно, закрывать плотнее водопроводные краны, не засорять реки и озера и т. д.)

- Ребята, вы молодцы, сегодня вам удалось показать свои знания о воде нашим гостям.

– Сегодня я хочу поблагодарить вас и наградить медалями «Юный исследователь» за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие исследователи, умеете рассказывать о свойствах воды, проводить опыты. Вы выполнили все задания. Молодцы! Спасибо!

Публикации по теме:

Фотоотчет НОД по речевому развитию в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «Осенняя сказка»Фотоотчет НОД по речевому развитию в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «Осенняя сказка» Цель: Совершенствование знаний детей о признаках осени. Задачи: Образовательные : Воспитание звуковой культуры речи: - Совершенствовать.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы с использованием элементов ТРИЗ Тема: «Любопытный Слонёнок в гостях у детей». Цель: вовлечь детей в игровую деятельность. Задачи: *образовательные: - закрепить знания об.

Конспект НОД по ФЭМП с использованием элементов технологии ТРИЗ «На помощь солнышку» Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы с использованием элементов технологии.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «Моя Родина — Мухоршибирь» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «Земляничка» п. Саган-Нур. Конспект НОД по развитию речи.

Конспект НОД «Знатоки растений» с использованием элементов ТРИЗ Цель: Формирование познавательных способностей через использование ТРИЗ – технологий. Задачи: Обучающие: Способствовать накоплению опыта.

Конспект НОД по развитию речи в группе раннего возраста с использованием элементов ТРИЗ на тему «Птицы» .

Конспект НОД в средней группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ «Путешествие в страну сказок» Образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей: - познавательное развитие; - речевое развитие; -физическое.

НОД по развитию речи в подготовительной группе «В гости к сказкам» с использованием ТРИЗ элементов НОД по развитию речи в подготовительной группе «В гости к сказкам» с использованием ТРИЗ элементов. Цель: Развивать связную речь, познавательную.

Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов ТРИЗ «Путешествие в страну сказок» Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов.

НОД с использованием элементов ТРИЗ во второй младшей группе «В гости к солнышку» Цель: Развивать познавательный интерес к окружающему миру через игровую деятельность. Задачи: 1. Образовательные. 1.1. Познавательное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Волшебница вода» с использованием элементов ТРИЗ
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 22:05
+96Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД