Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе

Елена Третьякова
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Закрепить умение делить слова на слоги, придумывать слова с определённым количеством слогов;

2. Познакомить с ударением, учить выделять ударный слог;

3. Познакомить со звуком (Ж)- всегда твёрдый;

4. Закрепить умение придумывать слова с заданным звуком;

5. Воспитывать умение отвечать на вопрос полным предложением.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:

Фланелеграф;

Минни-Маус, сумка;

Домик для игры «Кто в домике живёт»;

Предметные картинки.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Карточки: паровоз с вагончиками;

Квадратики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Сегодня у нас занятие по подготовке к обучению грамоте. Мы с вами будем учиться делить слова на слоги, придумывать слова с определённым количеством слогов, познакомимся с ударением, поработаем над звуками.

Стук в дверь.

Ребята, у нас сегодня на занятии много гостей, но видно кто-то опоздал. Я сейчас посмотрю.

-- Ой, ребята, да это же Минни-Маус!

Мини здоровается и говорит:

«Дети, это вы скоро в школу пойдёте?»

--Да!

Минни-Маус тоже хочет в школу. Но вот беда, она плохо подготовлена к школе. Слышала, что здесь сегодня проводится занятие по подготовке к обучению грамоте.

Мини знает много загадок, и для вас тоже подготовила.

--Давай, Мини свои загадки и присаживайся. Слушай внимательно, и я думаю, что ты многому сегодня научишься.

Ребята, нужно отгадать загадки, а в отгадках определить количество слогов.

1. Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой-

Всё равно он будет мой. (Дятел)

-Сколько слогов в слове дятел? (2)

-Какой первый? Второй?

2. Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её….(сорока)

-Сколько слогов в слове сорока(3)

-Какой первый? Второй? Третий?

3. Вот иголки и булавки

Выползают из- под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Еж)

-Сколько слогов в слове ёж? (1)

А теперь такое задание. У вас на столах лежат квадратики. Я буду называть слова, а вы должны будите положить столько квадратиков, сколько слогов в словах.

-ти-ши-на, тигр, во-ро-та, гри-бы, пет-руш-ка.

А сейчас поиграем в игру «Кто в домике живёт?» (на фланелеграфе).

На 1-й этаж нужно поместить животных в названии которых один слог, на 2-й этаж- животных, в названии которых два слога и на 3-й этаж- животных, в названии которых три слога.

-Ребята, на столе у вас карточки: паровоз с вагончиками. Каждому нужно придумать слово, чтобы в нём было столько слогов-сколько вагонов.

-А сейчас встанут те дети, в именах которых один слог, потом - два, три.

1 слог- Ян,

2 слога - Ма-ша, Ви-ка, Та-ня, Гу-ля.

3 слога - Ни-ки-та, Ма-ри-на, Се-рё-жа…

ФИЗ. МИНУТКА

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше… (2 раза)

II. - Кто вас, дети, крепко любит?

- Кто вас нежно так голубит?

Мама дорогая!

-- Какое самое любимое слово в мире? (мама)

Давайте вместе его произнесём.

-- Назовите 1-й слог. (Ма). А 2-й? (ма).

-- Что можно сказать об этих слогах? (они одинаковые).

-- Слоги одинаковые. А одинаково ли они произносятся? (нет)

-- Какой слог произносится чуть протяжнее? (первый)

-- Попробуем ещё раз произнести.

-- Послушайте, я сейчас более протяжно произнесу второй слог…ма-а—ма-а.

-- Правильно я сказала? (нет).

Слог, который произносится чуть протяжнее, который «заметнее» в слове - называется ударным.

Мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Есть даже стих об ударении:

Ударный слог, ударный слог-

Он назван так не даром.

Эй, невидимка- молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит

И чётко речь моя звучит.

-- Ударный звук мы будем обозначать фишкой чёрного цвета, которую нужно ставить над ударным гласным. В слове может быть только один ударный гласный звук, остальные называются – безударными.

-- Часы, - на какой слог падает ударение? А если мы переставим ударение, что получится? (часы).

-- Послушайте, что получается, если в слове изменить ударение:

Пересохла глина,

Рассердилась Нина,

Не мука, а мука-

Поварам наука.

-- Мука. Изменили ударение - получилось новое слово- мука.

ФИЗ. МИНУТКА (если устали)

Маша шла, шла, шла

Земляничку нашла

Села, поела

Опять пошла. (2 раза)

III. – Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

-- Какими могут быть согласные звуки? (твёрдые и мягкие).

-- Какой вы знаете всегда твёрдый звук? (Ш)

--Сегодня мы узнаем ещё один всегда твёрдый звук. Послушайте, какой звук чаще всего встречается в стихотворении?

Жук упал, и встать не может,

Ждёт он, кто ему поможет.

-- Какой звук чаще встречается? (Ж)

-- В каких словах?

-- Этот звук тоже всегда твёрдый, как и звук (Ш).

-- Я буду называть слоги, если услышите звук (Ш)- хлопните в ладоши

ЖИ, ШИ, ЧА, ЩУ, ЖУ, ЖА.

-- Представьте, что вы пришли в магазин, в отдел «Одежда». Вам нужно купить вещи на звук (Ш).

(ШУБА, ШАРФ, ШЛЯПА, ШЛЁПКИ, ШАПКА, ШОРТЫ)

-- А сейчас поиграем в игру «Найди пару». (Подобрать слова, отличающиеся одним звуком).

ИТОГ: Чем занимались? Что узнали нового?

-- Ребята, Минни - Маус что-то хочет сказать мне на ушко (наклоняюсь). Она сказала, что узнала много нового и хочет вас угостить (чупа - чупсы).

Публикации по теме:

Дидактическая игра по звуковой культуре речи «Придумай слово»Дидактическая игра по звуковой культуре речи «Придумай слово» Цель: Уточнять знания детей о том, что такое «слог», закреплять умение делить слова на слоги и придумывать новые слова по схеме, расширять.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
Опубликовано: 20 октября 2013 в 09:45
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Сюжетно-ролевая игра
Дорогие коллеги, я вновь хочу рассказать об очередном мероприятии, прошедшем в нашем комплексе. Это был смотр-конкурс атрибутов к сюжетно-ролевой игре. Мы...