Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе

Елена Третьякова
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Закрепить умение делить слова на слоги, придумывать слова с определённым количеством слогов;

2. Познакомить с ударением, учить выделять ударный слог;

3. Познакомить со звуком (Ж)- всегда твёрдый;

4. Закрепить умение придумывать слова с заданным звуком;

5. Воспитывать умение отвечать на вопрос полным предложением.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:

Фланелеграф;

Минни-Маус, сумка;

Домик для игры «Кто в домике живёт»;

Предметные картинки.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Карточки: паровоз с вагончиками;

Квадратики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Сегодня у нас занятие по подготовке к обучению грамоте. Мы с вами будем учиться делить слова на слоги, придумывать слова с определённым количеством слогов, познакомимся с ударением, поработаем над звуками.

Стук в дверь.

Ребята, у нас сегодня на занятии много гостей, но видно кто-то опоздал. Я сейчас посмотрю.

-- Ой, ребята, да это же Минни-Маус!

Мини здоровается и говорит:

«Дети, это вы скоро в школу пойдёте?»

--Да!

Минни-Маус тоже хочет в школу. Но вот беда, она плохо подготовлена к школе. Слышала, что здесь сегодня проводится занятие по подготовке к обучению грамоте.

Мини знает много загадок, и для вас тоже подготовила.

--Давай, Мини свои загадки и присаживайся. Слушай внимательно, и я думаю, что ты многому сегодня научишься.

Ребята, нужно отгадать загадки, а в отгадках определить количество слогов.

1. Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой-

Всё равно он будет мой. (Дятел)

-Сколько слогов в слове дятел? (2)

-Какой первый? Второй?

2. Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её….(сорока)

-Сколько слогов в слове сорока(3)

-Какой первый? Второй? Третий?

3. Вот иголки и булавки

Выползают из- под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Еж)

-Сколько слогов в слове ёж? (1)

А теперь такое задание. У вас на столах лежат квадратики. Я буду называть слова, а вы должны будите положить столько квадратиков, сколько слогов в словах.

-ти-ши-на, тигр, во-ро-та, гри-бы, пет-руш-ка.

А сейчас поиграем в игру «Кто в домике живёт?» (на фланелеграфе).

На 1-й этаж нужно поместить животных в названии которых один слог, на 2-й этаж- животных, в названии которых два слога и на 3-й этаж- животных, в названии которых три слога.

-Ребята, на столе у вас карточки: паровоз с вагончиками. Каждому нужно придумать слово, чтобы в нём было столько слогов-сколько вагонов.

-А сейчас встанут те дети, в именах которых один слог, потом - два, три.

1 слог- Ян,

2 слога - Ма-ша, Ви-ка, Та-ня, Гу-ля.

3 слога - Ни-ки-та, Ма-ри-на, Се-рё-жа…

ФИЗ. МИНУТКА

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше… (2 раза)

II. - Кто вас, дети, крепко любит?

- Кто вас нежно так голубит?

Мама дорогая!

-- Какое самое любимое слово в мире? (мама)

Давайте вместе его произнесём.

-- Назовите 1-й слог. (Ма). А 2-й? (ма).

-- Что можно сказать об этих слогах? (они одинаковые).

-- Слоги одинаковые. А одинаково ли они произносятся? (нет)

-- Какой слог произносится чуть протяжнее? (первый)

-- Попробуем ещё раз произнести.

-- Послушайте, я сейчас более протяжно произнесу второй слог…ма-а—ма-а.

-- Правильно я сказала? (нет).

Слог, который произносится чуть протяжнее, который «заметнее» в слове - называется ударным.

Мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Есть даже стих об ударении:

Ударный слог, ударный слог-

Он назван так не даром.

Эй, невидимка- молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит

И чётко речь моя звучит.

-- Ударный звук мы будем обозначать фишкой чёрного цвета, которую нужно ставить над ударным гласным. В слове может быть только один ударный гласный звук, остальные называются – безударными.

-- Часы, - на какой слог падает ударение? А если мы переставим ударение, что получится? (часы).

-- Послушайте, что получается, если в слове изменить ударение:

Пересохла глина,

Рассердилась Нина,

Не мука, а мука-

Поварам наука.

-- Мука. Изменили ударение - получилось новое слово- мука.

ФИЗ. МИНУТКА (если устали)

Маша шла, шла, шла

Земляничку нашла

Села, поела

Опять пошла. (2 раза)

III. – Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

-- Какими могут быть согласные звуки? (твёрдые и мягкие).

-- Какой вы знаете всегда твёрдый звук? (Ш)

--Сегодня мы узнаем ещё один всегда твёрдый звук. Послушайте, какой звук чаще всего встречается в стихотворении?

Жук упал, и встать не может,

Ждёт он, кто ему поможет.

-- Какой звук чаще встречается? (Ж)

-- В каких словах?

-- Этот звук тоже всегда твёрдый, как и звук (Ш).

-- Я буду называть слоги, если услышите звук (Ш)- хлопните в ладоши

ЖИ, ШИ, ЧА, ЩУ, ЖУ, ЖА.

-- Представьте, что вы пришли в магазин, в отдел «Одежда». Вам нужно купить вещи на звук (Ш).

(ШУБА, ШАРФ, ШЛЯПА, ШЛЁПКИ, ШАПКА, ШОРТЫ)

-- А сейчас поиграем в игру «Найди пару». (Подобрать слова, отличающиеся одним звуком).

ИТОГ: Чем занимались? Что узнали нового?

-- Ребята, Минни - Маус что-то хочет сказать мне на ушко (наклоняюсь). Она сказала, что узнала много нового и хочет вас угостить (чупа - чупсы).

Публикации по теме:

Дидактическая игра по звуковой культуре речи «Придумай слово»Дидактическая игра по звуковой культуре речи «Придумай слово» Цель: Уточнять знания детей о том, что такое «слог», закреплять умение делить слова на слоги и придумывать новые слова по схеме, расширять.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
Опубликовано: 20 октября 2013 в 09:45
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Друзей много не бывает! И снова о дружбе на МAAM!
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и мои друзья! Целую неделю я не была на сайте по ряду грустных причин, случившихся в моей семье. И все это...
Фотоотчет «Дошколята рисуют космос»
Задачи: закреплять полученные знания детей о космосе; учить детей рисовать при помощи трафаретов, располагать сюжет рисунка на листе бумаги А4;...
«Сюжетно-ролевые игры» — фотоотчёт
Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям поиграть в...
Наши космические путешествия. Фотоотчет
Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Большое всем спасибо, что заходите ко мне на страничку! Извините за долгое отсутствие! Накопилось много событий, о...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос одуванчик - первый, молодой» Цель: учить детей передавать...