Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Ольга Кузьмина
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Цель: учить умению точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки; грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи, понимать ее нравственный смысл.

Задачи: упражнять в умении правильно строить предложения при составлении связного рассказа. Развивать силу голоса, дикцию, интонационную выразительность. Упражнять детей в подборе слов, противоположных по смыслу; следить за темпом речи, четкостью и ясностью произношения слов, фраз, правильное произношение звуков; развивать знания об особенностях сказочного жанра. Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

Ход НОД:

-Ребята, давайте подойдем к книжному уголку. Посмотрите, какие красивые книги стоят на полочках. Скажите, названия каких книг вам знакомы (ответы детей). А как одним словом назвать эти книги? Правильно это сказки и все они русские народные.

-Как вы думаете, кто их придумал и написал? Действительно, эти сказки придумал не писатель, не поэт, а русский народ много- много лет назад. А чтобы эти сказки не забылись - их рассказывали детям, а те, когда становились взрослыми, рассказывали их своим детям. Так дошли до нас русские народные сказки.

Вы любите путешествовать? Хотите сегодня отправиться в страну сказок? Тогда повторяйте за мной:

Здравствуй небо! (руки вверх)

Здравствуй земля! (приседают)

Здравствуйте, мои друзья! (протягивают друг другу руки)

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять

Будем дружно мы играть

В сказку мы хотим опять.

Где ты, сказка, отзовись?

Нам, ребятам, покажись.

Выносится волшебный сундучок с новой сказкой.

-Ребята, посмотрите, вот волшебный сундучок, в котором лежит книжка с новой сказкой. Но открыть мы его не можем, он заколдован чарами злой ведьмы. И чтобы его открыть мы должны отгадать загадки. Справимся, ребята?

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Отгадайте без подсказки,

Из какой ушел я сказки. (Колобок)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети? (Семеро козлят)

Дом растаял ледяной,

Попросилась в лубяной.

Приютил ее зайчишка

Сам остался без домишка.

Зайцу петушок помог

Лису выгнать за порог. (Заюшкина избушка)

Поселились в той избушке

Очень разные зверушки.

Попросился к ним и мишка

Только ведь медведь – не мышка,

Влезть и так и сяк старался

Сверху влез и дом сломался. (Теремок)

-Молодцы! А теперь давайте попробуем открыть волшебный сундучок. А вот и книжка со сказкой. Давайте ее рассмотрим! (дети садятся на стульчики)

-Как называется первый лист у книги? (обложка)

-О чем нам может рассказать обложка?

-Второй лист называется – титульный. Он нас знакомит опять же с названием книги, с автором, с издательством и с художником-иллюстратором.

-Как называется сказка? Как вы думаете про кого она будет? (высказывания и рассуждения детей)

-Давайте примем позу внимательного слушателя (воспитатель читает сказку).

-Что мы прочитали? (сказку)

-Чем сказка отличается от других жанров?

-Какими словами начинается сказка?

-С кем жили Аленушка и Иванушка?

-Что случилось потом с детьми?

-Какая беда случилась с Иванушкой? Первый раз, какое копытце он повстречал? Кем бы он стал, если бы выпил? И так далее все копытца. (теленочком, жеребеночком, козленочком) Послушался ли он мудрого совета сестры? Какими словами можно охарактеризовать Иванушку? (непослушный, упрямый, глупый).

-Какой персонаж появился в сказке дальше? (купец) Вот картинка, на ней изображен купец, который женился на Аленушке и стали они жить втроем. Первая часть сказки закончилась.

Физкультурная минутка:

В темном лесу есть избушка (дети шагают)

Стоит задом наперед (поворачиваются).

В той избушке есть старушка (грозят пальцем)

Бабушка-Яга живет (другой рукой).

Нос крючком (показывают,

Глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая.

Страшно нашим детям? (да)

-Ребята, а в нашей сказке, какой плохой персонаж появляется (злая ведьма? Какими словами мы можем охарактеризовать ее (злая, плохая, противная, хитрая, обманщиц? Чем она была хитрая (перехитрила купца, обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка?

-Кто не поверил хитростям колдуньи? Представьте, что было бы, если бы козленочек не узнал о хитростях злой ведьмы?

-Кто спас Аленушку? Какими словами можно охарактеризовать поступок купца?

-Как вы думаете, что победило в сказке добро или зло?

Посмотрите на эту картинку, что изображено на ней? Давайте все вместе позовем Аленушку тихим, жалобным голоском.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» (кидаю мяч, дети обратно).

-Аленушка добрая – а ведьма (злая);

-Дорога бывает длинной – а бывает (короткой);

-Поле бывает широкое – а бывает (узкое);

-Солнце горит высоко – (низко);

-Настроение веселое - (грустное);

-Люди бывают добрыми – (злыми);

-Аленушка красивая – а ведьма (страшная);

-Речка глубокая – (мелкая);

-Колодец далеко – (близко).

Итог.

-Наше путешествие в страну сказок подошло к концу. Что вам понравилось больше всего? Кто не понравился? С каким жанром мы сегодня знакомились? Чем сказка отличается от других жанров?

А сейчас я вам предлагаю сделать книгу своими руками. Мы с вами будем художниками – иллюстраторами. И все что вам больше всего понравилось или запомнилось вы нарисуете, а затем из ваших рисунков мы сделаем нашу книгу про «Сестрицу Аленушку и братца Иванушку».

Список используемой литературы:

- Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук «Развитие речи детей 5-6 лет» (Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений); Москва «Просвещение» 2006

- В. В. Гербова «Учись говорить» (Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга») ; Москва «Просвещение» 2004

- «Развитие речи и творчество дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) Под редакцией О. С. Ушаковой; Творческий центр «Сфера», Москва 2005

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Опубликовано: 19 января 2014 в 16:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Коллективная работа «Лесные друзья»».
Наши дети группы «Теремок» перешли в подготовительную группу, и теперь наша главная задача – подготовка детей к школе. Как правило, родители обращают...
Фото природы на «Хотмыжской осени» и то, что осталось из не показанных фото…
Как вы думаете, что это? Огурчики! Рисование на морских камешках! Их я встретила на Фестивале в Хотмыжске - интересно, что взяв любой из них, можно было...
Фотоотчёт занятия по рисованию «Ковёр из разноцветных листьев» во второй младшей группе.
Если осень, каждый знает, в небе листики гуляют, Цветом листья разные: желтые и красные. Как и во многих садах начались занятия на тему "Осень". На...
Портрет Осени
Приветствую всех коллег! Очень рада снова влиться в теплую среду МААМ. RU! Красавица Осень каждый день радует нас своими яркими и сочными красками. Во время...
Реализация проектной деятельности в едином поле взаимодействия участников проекта.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 76 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по...