Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Ольга Кузьмина
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Цель: учить умению точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки; грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи, понимать ее нравственный смысл.

Задачи: упражнять в умении правильно строить предложения при составлении связного рассказа. Развивать силу голоса, дикцию, интонационную выразительность. Упражнять детей в подборе слов, противоположных по смыслу; следить за темпом речи, четкостью и ясностью произношения слов, фраз, правильное произношение звуков; развивать знания об особенностях сказочного жанра. Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

Ход НОД:

-Ребята, давайте подойдем к книжному уголку. Посмотрите, какие красивые книги стоят на полочках. Скажите, названия каких книг вам знакомы (ответы детей). А как одним словом назвать эти книги? Правильно это сказки и все они русские народные.

-Как вы думаете, кто их придумал и написал? Действительно, эти сказки придумал не писатель, не поэт, а русский народ много- много лет назад. А чтобы эти сказки не забылись - их рассказывали детям, а те, когда становились взрослыми, рассказывали их своим детям. Так дошли до нас русские народные сказки.

Вы любите путешествовать? Хотите сегодня отправиться в страну сказок? Тогда повторяйте за мной:

Здравствуй небо! (руки вверх)

Здравствуй земля! (приседают)

Здравствуйте, мои друзья! (протягивают друг другу руки)

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять

Будем дружно мы играть

В сказку мы хотим опять.

Где ты, сказка, отзовись?

Нам, ребятам, покажись.

Выносится волшебный сундучок с новой сказкой.

-Ребята, посмотрите, вот волшебный сундучок, в котором лежит книжка с новой сказкой. Но открыть мы его не можем, он заколдован чарами злой ведьмы. И чтобы его открыть мы должны отгадать загадки. Справимся, ребята?

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Отгадайте без подсказки,

Из какой ушел я сказки. (Колобок)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети? (Семеро козлят)

Дом растаял ледяной,

Попросилась в лубяной.

Приютил ее зайчишка

Сам остался без домишка.

Зайцу петушок помог

Лису выгнать за порог. (Заюшкина избушка)

Поселились в той избушке

Очень разные зверушки.

Попросился к ним и мишка

Только ведь медведь – не мышка,

Влезть и так и сяк старался

Сверху влез и дом сломался. (Теремок)

-Молодцы! А теперь давайте попробуем открыть волшебный сундучок. А вот и книжка со сказкой. Давайте ее рассмотрим! (дети садятся на стульчики)

-Как называется первый лист у книги? (обложка)

-О чем нам может рассказать обложка?

-Второй лист называется – титульный. Он нас знакомит опять же с названием книги, с автором, с издательством и с художником-иллюстратором.

-Как называется сказка? Как вы думаете про кого она будет? (высказывания и рассуждения детей)

-Давайте примем позу внимательного слушателя (воспитатель читает сказку).

-Что мы прочитали? (сказку)

-Чем сказка отличается от других жанров?

-Какими словами начинается сказка?

-С кем жили Аленушка и Иванушка?

-Что случилось потом с детьми?

-Какая беда случилась с Иванушкой? Первый раз, какое копытце он повстречал? Кем бы он стал, если бы выпил? И так далее все копытца. (теленочком, жеребеночком, козленочком) Послушался ли он мудрого совета сестры? Какими словами можно охарактеризовать Иванушку? (непослушный, упрямый, глупый).

-Какой персонаж появился в сказке дальше? (купец) Вот картинка, на ней изображен купец, который женился на Аленушке и стали они жить втроем. Первая часть сказки закончилась.

Физкультурная минутка:

В темном лесу есть избушка (дети шагают)

Стоит задом наперед (поворачиваются).

В той избушке есть старушка (грозят пальцем)

Бабушка-Яга живет (другой рукой).

Нос крючком (показывают,

Глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая.

Страшно нашим детям? (да)

-Ребята, а в нашей сказке, какой плохой персонаж появляется (злая ведьма? Какими словами мы можем охарактеризовать ее (злая, плохая, противная, хитрая, обманщиц? Чем она была хитрая (перехитрила купца, обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка?

-Кто не поверил хитростям колдуньи? Представьте, что было бы, если бы козленочек не узнал о хитростях злой ведьмы?

-Кто спас Аленушку? Какими словами можно охарактеризовать поступок купца?

-Как вы думаете, что победило в сказке добро или зло?

Посмотрите на эту картинку, что изображено на ней? Давайте все вместе позовем Аленушку тихим, жалобным голоском.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» (кидаю мяч, дети обратно).

-Аленушка добрая – а ведьма (злая);

-Дорога бывает длинной – а бывает (короткой);

-Поле бывает широкое – а бывает (узкое);

-Солнце горит высоко – (низко);

-Настроение веселое - (грустное);

-Люди бывают добрыми – (злыми);

-Аленушка красивая – а ведьма (страшная);

-Речка глубокая – (мелкая);

-Колодец далеко – (близко).

Итог.

-Наше путешествие в страну сказок подошло к концу. Что вам понравилось больше всего? Кто не понравился? С каким жанром мы сегодня знакомились? Чем сказка отличается от других жанров?

А сейчас я вам предлагаю сделать книгу своими руками. Мы с вами будем художниками – иллюстраторами. И все что вам больше всего понравилось или запомнилось вы нарисуете, а затем из ваших рисунков мы сделаем нашу книгу про «Сестрицу Аленушку и братца Иванушку».

Список используемой литературы:

- Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук «Развитие речи детей 5-6 лет» (Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений); Москва «Просвещение» 2006

- В. В. Гербова «Учись говорить» (Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга») ; Москва «Просвещение» 2004

- «Развитие речи и творчество дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) Под редакцией О. С. Ушаковой; Творческий центр «Сфера», Москва 2005

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Опубликовано: 19 января 2014 в 16:15
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Подарки ко Дню Матери руками детей.
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для детей ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Кружок народной куклы «Яркий лоскуток»
В своей группе столкнулась с проблемой повального увлечения детьми игрушками-антигероями. Дети ( в большинстве мальчики) стали приходить в детский сад с...