Конспект НОД по приобщению детей к русскому быту «Путешествие в прошлое» в старшей группе

Лариса Крюкова
Конспект НОД по приобщению детей к русскому быту «Путешествие в прошлое» в старшей группе

(Приобщение детей к русскому быту)

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Познание».

Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа. Прививать интерес к предметам быта. Расширять кругозор.

Образовательная область «Коммуникация».

Цель: активизировать в речи слова: русская печь, ухват, кочерга, сито, самовар, лебедушка, павушка, удалец, добрый -молодец, сокол ясный.

Образовательная область «Социализация».

Цель: приобщать детей к русскому быту, русскому фольклору, русским народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.

Образовательная область «Физическая культура».

Цель: развивать двигательную активность.

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Цель: вызвать желание исполнять знакомые потешки, обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками.

Образовательная область «Музыка».

Цель: Воспитывать интерес, отзывчивость к русской национальной музыке. Совершенствовать навыки движений под музыку и игры на музыкальных инструментах. Развивать чувство ритма, танцевальное творчество детей. Способствовать стремлению петь протяжно, чётко произносить слова.

Предварительная работа:

Беседы о России, древней Руси, быте, промыслах, прослушивание сказок, разучивание русских народных потешек, песен, частушек, игра на русских народных шумовых инструментах. Знакомство с

русскими народными подвижными играми.

Оборудование:

Фонограммы с русской народной музыкой, музыкальные инструменты, атрибуты к игре, предметы быта (Самовар, ухват, кочерга, сито, макет печки)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наша Родина?

Дети: Россия.

Воспитатель: Да. Много лет назад наша страна называлась Русь. Мы с вами много говорили о древней Руси, о том как жили наши предки, пра-пра-пра бабушки, пра-пра-пра дедушки, рассматривали

на иллюстрациях древние города, деревни, как одевались на Руси, чем занимались, как отдыхали. Слушали с вами сказки, песни русского народа, разучивали потешки. А сегодня, давайте отправимся в прошлое, как будто мы девочки и мальчики русской старины. Закройте глаза, я говорю волшебные слова: "Раз, два, три - в древнюю Русь попади!"

Русь деревянная- края дорогие. Здесь издавна Русские люди живут. Они прославляют просторы родные,Раздольные русские песни поют. Вот мы и попали в древнюю Русь.

Смотрите, там деревня, кругом тихо, все еще спят. Пойдем туда. Потешка: Поехали, поехали (Дробный шаг)

С орехами, с орехами.

С калачами, калачами.

Вприпрыжку, вприпрыжку. (подскоки)

По кочкам, по кочкам

Бух, в ямку! (присели)

Воспитатель: А вот петушок проснулся, солнышко разбудил. Ребята, давайте расскажем потешку "Петушок" и прохлопаем ладошками ритмический рисунок

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь? (Слышится лай собак, крик петуха) -фонограмма.

Воспитатель: Мы с вами так громко хлопали в ладоши, что всю деревню подняли.

Слышите? Совсем как в потешке"Уточки по улочке". (Словесная ритмическая игра)

Возьмите инструменты, я буду говорить слова, а вы мне отвечать и играть на инструментах.

- Уточки по улочке -Кря-кря-кря

-Козочки у лозочки -Ме-ме-ме

-Свинки у осиночки -хрю-хрю-хрю

-Барашеньки в овраженьке -бе-бе-бе

-Коровки на задвореньке -му-му-му

-Конички у горочки -и-го-го

Бегут,бегут со двора, гулять, гулять во луга,

Воспитатель: Всю деревню прошли и на луг пришли. А на лугу стоит чашка творогу.

Давайте поиграем. Игра - потешка: Как на нашем на лугу. (дети идут в круг) -Стоит чашка творогу. (Дети отходят назад)

-Прилетели две тетери (Летят по кругу) -Поклевали, улетели. (Разбегаются) Воспитатель: Ну и тетери, какие ловкие, никого не поймала!

Солнышко встало - утро настало. Вот и люди проснулись, встали с первыми криками петухов. А скажите, чем занимались люди в Древней Руси? Почему люди вставали рано?

Дети: Они вставали рано, чтобы успеть сделать много дел: воды принести, дров наколоть, печь растопить, скотину накормить. Раньше только земля кормила людей.

Воспитатель: Молодцы! Вот в такое раннее утро мы с вами оказались в древней русской деревне.

Игра - хоровод "Овес"

Все становятся в круг и поют:

«Кто хочет знать, как сеют овёс

Мой батюшка сеял так…

Показывают движениями рук вперёд:

«Потом отдыхал вот так…

Становятся сложив руки крест – накрест. Потом кружатся в хороводе, припевая:

-Овёс, овёс, хорошо, чтоб ты рос!

Новый куплет:

- Кто хочет знать, как жнут овёс?

- Отец мой жинал его так

(показывают)

- Потом отдыхал он вот так

(показывает)

После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят

(при молотьбе, каждый "колотит" своего соседа). Воспитатель: Издавна наш народ добросовестно трудился. А лентяев в народе не любили. Дети всегда были хорошими помощниками, взрослые всегда говорили про них - "Маленький- да удалинький! А вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Дети:

Без труда на вынешь рыбку из пруда. Не спеши языком - торопись делом -•

Терпение и труд все перетрут!

Землю красит солнце, а человека - труд!

Умелые руки не знают скуки!

Воспитатель: Ребята а как в старину называли девочек?

Дети: "Красна девица, красавица, лебедушка, Павушка, голубушка. "

Воспитатель: А как парней в старину называли?

Дети; Орел, голубь, сокол ясный, добрый молодец, удалец.

Воспитатель: Девицы красные, да добрые молодцы, пойдем на луг, да хоровод заведем "А я по лугу" Воспитатель: Мы играли, танцевали и немножечко устали, посидим, отдохнем, разговор поведем. Я вам загадаю загадки, а вы найдите ответы на них, среди этих предметов. (На полянке разложены предметы русского быта).

Загадки:

«Толстая Федора наедается нескоро, но зато, когда сыта - от Федоры теплота»

(Печка).

Не бык, а бодает. (Кочерга). Не ест, а еду хватает, что схватит, отдает, сам в угол идет.

(Ухват). Новая посуда, а вся в дырках?

(Сито).

Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине - огонь да вода?

(Самовар).

Воспитатель: Молодцы ребята. отгадали все загадки. Давайте поиграем. Стройтесь в четыре шеренги, плетите плетень. Я вам напомню условия. Сначала эти две шеренги идут навстречу друг другу "простым хороводным шагом",кланяются друг другу, отходят назад. Затем эти две шеренги исп. тоже. Когда звучит плясовая музыка - устроим настоящий перепляс, каждый исполнит свои любимые движения. Старайтесь не повторять друг друга. Русская народная игра "Плетень". (В свободной пляске совершенствуется танцевальное творчество детей)

Воспитатель: Как быстро пролетело время, уже пора возвращаться.

А то, что сегодня вы узнали о наших предках будете рассказывать своим друзьям. Будете петь русские народные песни, играть в игры, любить свой народ, свою Родину - Россию.

"Раз, два, три - в настоящее нас верни". Вот мы и попутешествовали во времени, и это не в последний раз.

Песня " У моей России". (Сл. Н. Савельевой, муз. Г. Струве)

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Перспективное планирование работы по приобщению детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа Перспективное планирование приобщения детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа. № п/п Тема Программные задачи Интегрируемая.

Автор публикации:
Конспект НОД по приобщению детей к русскому быту «Путешествие в прошлое» в старшей группе
Опубликовано: 1 сентября 2013 в 13:33
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет посещения музея «Дружбы народов». Подготовительная группа
Недавно мы с детьми подготовительной группы посетили выездной музей, который приехал в Магнитогорск. Предварительно была проведена беседа: что такое музей,...
Конспект занятия «День героев Отечества» для воспитанников 4 Группы с ОВЗ
Цель: Расширение знаний о детях - героях нашего времени. Задачи: - Познакомить с историей возникновения праздника. Расширить кругозор детей о героях...
Консультация для родителей «Гимнастика для глаз»
Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение. Сейчас дети очень много...
Мастер-класс «Зимняя сказка на окне».
Украшение помещений к Новому году в нашем детском саду идёт полным ходом, все проявляют творчество, выдумку и фантазию. В этом году я решила украсить окна...
Экологический макет «Земля-наш общий дом! Береги её!»
«Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, Что вошло в разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким...