Конспект НОД в старшей группе «Жилище человека»

Екатерина Иванова
Конспект НОД в старшей группе «Жилище человека»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Жилища человека»

СТАРШАЯ ГРУППА.

Разработала: Иванова Екатерина Алексеевна,

воспитатель 2 квалификационной категории

2012г.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, физическая культура.

Задачи:

• познакомить детей с эволюцией жилья на протяжении истории человечества на примерах развития жилья на территории России;

• формировать опыт деятельности ориентирования в видах жилых строений;

• закрепить умение подбирать детали постройки самостоятельно, использовать предметы-заместители;

• формировать опыт деятельности воплощения замысла в постройке.

• развивать конструктивные способности, воображение;

(познание)

2.

• воспитывать умение работать сообща (подгруппой);

• воспитывать уверенности в себе;

• воспитывать желание узнавать что-то новое о жизни других людей;

(социализация)

3.

• осваивать элементарные навыки речевого этикета;

• обогащать словарный запас детей;

• воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;

(Коммуникация)

4.

• побуждать к творческой активности, самостоятельности и инициативности;

(художественное творчество)

5.

• развивать мелкую моторику рук детей;

• добиваться уверенного и активного выполнения основных элементов техники движения;

• развивать координацию движений; (физическая культура)

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

• Практический — наблюдение, пантомима.

• Частично-поисковый — постановка проблемных вопросов, поиск необходимого материала для конструирования.

• Самостоятельная работа.

• Игровой метод.

• Логический - сопоставление и сравнение, анализ и синтез, аналогия, обобщение, доказательства.

• Словесный - беседа, чтение, ответы на вопросы

• Наглядный — рассматривание иллюстраций

Материалы и оборудование:

• иллюстрации домов различных этапов эволюции жилищ человека;

• материалы для конструирования – конструктор, деревянные кубики, бруски, различные кусочки ткани, фигурки людей, домашних и диких животных, деревьев;

• карандаши и фломастеры;

• листы цветной бумаги;

• ТСО (музыкальное сопровождение);

• мяч;

• коробка ТРИЗ;

• иллюстрации для д/и «Для какой профессии нужен предмет» - изображения людей строительных профессий, атрибутов и спецодежды, характерных для их деятельности;

• изображения жилищ для д/и "Пересечения. ТРИЗ".

Словарь: искусство, архитектура, архитектор, привлекателен, человеку уютно, изба, дворянская усадьба, пещеры, шалаши, полуземлянки, мамонты.

ЛОГИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Дети проходят на стульчики.

Для того чтобы узнать, о чём они будут сегодня разговаривать, ребята играют в игру «Угадай предмет» в волшебной коробке ТРИЗ. Дети задают воспитателю вопросы о различных признаках спрятанного предмета и догадываются, что в коробке был спрятан домик.

Дети узнают, что сегодня они будут разговаривать о жилищах человека.

Воспитатель: сегодня, когда я шла на работу, было очень холодно, и я подумала, как хорошо дома. А у вас дома хорошо? Тепло? А почему?

Ответы детей.

Каждый человек где-то живёт. У него есть свой дом.

Дети встают в круг и, играя с мячом, отвечают на вопросы:

• Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

• О большом доме? (домище)

• Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)

• Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

• Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники.

Дети играют в игру "Теремок. Жилища человека" (ТРИЗ).

Дети идут по кругу и говорят слова:

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, ни высок.

Кто в теремочке живёт?

Кто в невысоком живёт?

В теремочке живут жилища человека. В каком еще жилище может жить человек?

Каждый ребёнок должен сказать свой вариант ответа, тогда он проходит на стульчик. (Человек может жить в замке, во дворце, в шалаше, в избе, в тереме, в крепости, в палатке и т. д.).

Дети садятся на стульчики и играют в игру «Какой дом?».

Дети передают мяч, пока играет музыка. Как только музыка остановилась, тот ребёнок, у которого в руках оказался мяч отвечает на вопрос:

Дом из кирпича (какой дом) – кирпичный дом.

из бетона – из пластмассы - из бумаги -

из камня – из металла - изо льда -

из глины — из стекла - из дерева –

- Ребята, а вы в каких домах живёте?

(Ответы детей)

Педагог предлагает детям отправиться в далёкое прошлое.

- Ни один народ на Земле не может обойтись без жилища. Когда же возникло и что представляло оно собой первоначально? Осмотримся кругом: перед нами — густой лес, горы, слышится рёв диких зверей. Из дома выходит древний человек в одежде из шкур.

• Как вы думаете, где жили первобытные люди? (В пещерах).

• Что такое пещера? (Углубление в горе или в скале.)

• Почему? (Раньше люди жили в пещерах, потому что не умели делать кирпичи. У них не было машин, которые помогли бы им строить большие дома).

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию с изображением пещеры.

• Потом люди начали делать жилища из костей мамонтов. Крупные кости вкапывались кольцом, сверху связывались. Сверху все сооружение покрывалось шкурами мамонтов, или других животных.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию жилищ древних людей.

В тех местах, где не было таких крупных животных, дома строили из камней. В ход шли ветки, бревна.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию «Жилища древних людей».

Но в таких домах, наверное, тоже было неудобно жить? Почему?

(Там было жарко и дверей не было, земляные полы, ходить надо было согнувшись, попадал дождь, ветер мог его снести, зимой было холодно).

И люди стали думать, из чего бы им построить крепкие, теплые дома.

Там где было много лесов, люди делали деревянные дома. Угадайте, как называются такие дома (изба). А как вы думаете, чем были удобны эти дома? (Дождь не попадает и ветер не дует, в них тепло, потому что есть печка; светло, потому что окна; есть дверь, которую можно запереть).

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию деревянной избушки.

Постепенно менялся облик домов.

Богатые люди имели дома в два, три и даже четыре этажа.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию «Изба Екимовой».

Строятся дворянские усадьбы. Просторные, красивые и теплые.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию «Подмосковная усадьба Мураново».

Дети выполняют физминутку.

Воспитатель предлагает поиграть в игрушечную стройку.

Получили мы подарки: Дети изображают, как выкладывают

Кирпичи, бруски и арки. предметы из коробки.

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро, Дети садятся на корточки,

Без цемента из раствора. постепенно выпрямляясь,

Дом растет все выше, выше, а потом встают на носки.

Есть карниз, труба и крыша.

Воспитатель обращает внимание детей на какой-то конверт, в котором находится задание. Нужно соотнести изображение человека различных этапов развития и жилища, в котором он мог бы проживать, (ТРИЗ). Дети по желанию выходят и постепенно выполняют задание.

Дети слушают рассказ воспитателя дальше.

• Появляются каменные дома.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию «Палаты Пушникова в Нижнем Новгороде».

• Большинство домов сохранялись деревянными, но их вид меняется. Большинство из них — бревенчатые дома, покрытые штукатуркой. Воспитатель демонстрирует иллюстрацию «Москва – здание 19 века.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в предыдущем задании одному человеку не досталось жилища. Это человек, который живет в наше время. Отправимся в настоящее и подберем дома для современного человека. Воспитатель предлагает несколько различных изображений домов, и дети выбирают жилище для современного человека.

• В Москве начинают появляться первые высотные дома.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию высотных зданий.

• А вот так, выглядят современные здания, построенные в Москве.

Дети думают, легко ли построить дом?

В строительстве дома принимают участие люди разных профессий.

Дети играют в игру «Для какой профессии нужен предмет». Каждому ребёнку предлагается вытянуть любую карточку, на которой изображен или элемент спецодежды, или атрибут необходимый для какой-то профессии. Воспитатель раскладывает иллюстрации строительных профессий. Дети самостоятельно думают и кладут свою карточку к нужной картинке.

Воспитатель предлагает ещё раз вспомнить строительные профессии.

Дети встают в круг и играют с мячом в игру «Назови профессию».

- Кто кладет кирпичи, строит стены домов? (каменщик)

- Кто делает из дерева двери, окна, пороги, деревянные лестницы? (Плотник)

- Кто придумывает вид дома и делает его чертежи? (Архитектор)

- Кто поднимает на стройке грузы наверх дома? (Крановщик)

- Кто красит стены и белит потолки? (Маляр)

- Кто прокладывает провода, чинит электрические приборы? (Электрик).

- Кто прокладывает и чинит водопровод и канализацию? (Слесарь- водопроводчик)

- Кто кладет керамическую плитку на стены? (Плиточник).

Дети садятся на стулья и выполняют пальчиковую гимнастику «Теремок».

Кисти рук подняты на уровень шеи, концы пальцев соединены, изображают крышу.

Стоит в поле теремок, (Пальцы раздвинуты в стороны.)

На двери висит замок. (Пальцы переплетены в замок.)

Открывает его волк Движения сомкнутыми кистями влево - вправо.)

Дерг-дерг, дерг-дерг. (Движения сомкнутыми кистями к себе, от себя.)

Пришел Петя-Петушок (Пальцы размыкаются, руки занимают исходное

И ключом открыл замок. положение.)

Воспитатель предлагает детям тоже стать строителями и построить дома.

Дети делятся на команды: каждый ребёнок берёт фрагмент рисунка. Дети объединяются по группам и собирают свой рисунок.

Каждая команда строит свой дом по теме того рисунка, который они собрали: жилище древнего человека, деревянный дом и дом из кирпичей конструктора. Жилище можно украсить, используя цветную бумагу, раскрасить его, сделать фон, детали окружающей обстановки.

Дети по подгруппам выполняют работу. Звучит тихая, спокойная музыка.

Дети презентуют свои работы: каждая команда рассказывают, что именно они построили, кто живёт в их доме, из чего и как они строили.

Дети анализируют все представленные работы, отмечают необычные, оригинальные.

Публикации по теме:

Научно-методическая деятельность музыкального руководителя Уважаемые коллеги! Работа музыкального руководителя, желание повысить свою квалификационную категорию, подразумевает активное участие педагога.

Сказка на подоконникеСказка на подоконнике С 25 февраля по 16 апреля в МБДОУ "Детский сад № 80" г. Чебоксары проходил смотр-конкурс «Сказка на подоконнике». Членами ее комиссии были:.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Жилище человека»
Опубликовано: 22 декабря 2013 в 10:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий логопедического досуга «Цветик-речецветик»
Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов». Дети заходят в зал, садятся на стулья. Логопед. Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?...
Стихотворение «Королева Лето»
Автор: Панова Ирина Сергеевна «Королева Лето» Теплом согрето всё вокруг, зазеленел огромный луг, Пришла к нам в гости Королева Лето, В нарядное платье...
Фоторепортаж из музея «Паровозы России»
Сегодня я хочу рассказать о музее под открытым небом «Паровозы России». В музее собраны локомотивы от мала до велика — начиная с небольших паровозиков,...
НОД по теме «Бытовые приборы» в старшей группе
Бытовые приборы. Занятие по развитию зрительного восприятия. Подготовила учитель-дефектолог ( тифлопедагог) Каденская Марина Викторовна, ГОУ ТО...
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Летний пейзаж»
Задачи: учить детей рисовать летний пейзаж в смешанной технике: фон – в технике монотипия, деревья – в технике кляксография с трубочкой, а также...