Конспект НОД в старшей разновозрастной группе «Байкальская нерпа»

Ланна Черкашина
Конспект НОД в старшей разновозрастной группе «Байкальская нерпа»

11 января – День заповедников и национальных парков.

Конспект НОД в старшей разновозрастной группе «Байкальская нерпа»

Число видов животных, находящихся на нашей планете под угрозой вымирания, исчисляется десятками и даже сотнями тысяч – его просто невозможно определить. И речь идет не только о зверях и птицах – они лишь малая доля огромного вида животных. Есть еще и рыбы – самый богатый видами класс позвоночных животных, а также амфибии, рептилии, насекомые и множество других беспозвоночных, населяющих море и сушу. Многие из них так и останутся неопознанными – они вымрут прежде, чем их успеют открыть.

Прогрессирующее обеднение природы охватывает одну область за другой – это и есть процесс вымирания в действии. Самая естественная мера – прекратить дальнейшее истребление животных, которым грозит вымирание. Так появились заповедники и Красная книга, чрезвычайно уже объемистая. Наша республика Бурятия тоже не является исключением по числу исчезающих видов животных, среди которых и байкальская нерпа.

Байкальская нерпа

Цель: создание сюжетной композиции "Нерпа в воде".

Задачи:Дать представление детям о заповеднике и Красной Книге;

-углублять и расширять знания детей о Байкале, и его обитателях-нерпах, воспитывать экологическую культуру, ответственность за судьбу озера, гуманное отношение к животным:

-закрепить представления о профессии «егеря»;

-научить детей изображать нерпу плывущую в воде, создавать сюжетную композицию;

-закреплять представления детей о цветах и их оттенках;

-совершенствовать навыки работы в акварельной технике живописи;

-упражнять в работе с кистью: всем ворсом и её кончиком, работа полусухой кистью;.

Материалы и оборудование: набор открыток с изображением исчезающих видов животных; мультимедийная установка, презентация о байкальской нерпе, игрушка - белек, листы бумаги; акварель; карандаш простой, кисти; тряпочка для кистей; стаканчик для воды

Ход:1. Вводная часть. Обращаю внимание детей на картины (мамонт, динозавр).

- Видели ли вы этих животных;

- Как они называются;

-Можно ли их увидеть сейчас и где они живут) (Ответы детей)

- Почему вы так думаете?

- Правильно, эти животные вымерли, так как они пострадали от стихийных бедствий и от действия людей (люди боялись их, охотились на них, добывая себе пищу).

А видели ли вы в лесу волка, медведя, лису и т. д. (обращаю внимание на другие иллюстрации).

-Да, правильно, их тоже стало мало.

Для того, чтобы сохранить исчезающие виды, люди стали охранять природу: животный и растительный мир. Так появились на Земле заповедники и Красная Книга — сигнал бедствия о необходимости принятия срочных мер по спасению исчезающих животных и растений, мест, их обитания.

Заповедник — это неприкосновенный участок земли, где оберегаются и размножаются редкие ценные животные и растения, а многие из животных и растений, которые мы с вами видели на картинах, исчезли совсем или осталось очень мало. Некоторые погибают от болезней, другие от пожаров и многие от того, что люди не знают правила поведения в лесу. Собирали траву, охотились на животных и не думали, что когда-то они могут исчезнуть совсем. А вы знаете правила поведения в лесу? (Ответы детей).

У нас в Бурятии есть два таких заповедника: Байкальский и Баргузинский.

Расположены они на побережье самого глубокого и самого красивого озера. О каком озере идет речь? Кто пойдет и покажет его на карте?

-Правильно, это озеро Байкал. Вы знаете, как называют люди Байкал? Огненное озеро — буряты. Золотое озеро — алтайцы. Великое озеро — монголы. Богатое озеро - якуты.

Чем славится Байкал? — Чудесной водой.

Дидактическая игра «Кто больше?» (подбор эпитетов «вода»).

-Байкал — уникальное творение природы, он богат и красив в любое время года. Вокруг Байкала растет могучая тайга, не слышавшая звуки топора, птицы и животные, не слышавшие выстрелов охотников.

Медвежьи берлоги и звериные тропы есть в заповеднике. Многие места его украшают рябина, черемуха, заросли шиповника, черная и красная смородина и все это охраняется людьми, профессия которых называется егерь.

(Покалываю слайды о работе егеря в заповеднике.)

-Как называется профессия человека работающего в заповеднике? Чем занимается егерь? Какая техника используется в работе егеря?

Читаю отрывок из стихотворения Сергея Кобысова «Гости»:

Живу в избушке просмоленной

Весь день байкальский слыша гул.

Красавец кедр, мой друг зеленый,

В окно мне лапу протянул.

Какой простор! А запах, запах!

Утес весь бархатом обшит,

Чуть свет к столу на тонких лапках

Бурундучок бежит, спешит. -А вы знаете, какое животное живет в озере Байкал?. (ответы детей)

Правильно, одним из загадочных обитателей озера является нерпа. (показываю игрушку)

2. Рассказ воспитателя с показом слайдов презентации: Байкальский тюлень-нерпа обитает только на озере Байкал. Байкальская нерпа - это единственный представитель млекопитающих в Байкале. До сих пор учёные не пришли к единому мнению, как это животное попало в Байкал.

Большинство исследователей предполагают, что нерпа проникла в Байкал из Северного Ледовитого океана через систему рек Енисей - Ангара в ледниковую эпоху, одновременно с байкальским омулем.

Нерпа довольно крупное животное. У взрослых животных волосяной покров короткий, до 2 см, жесткий и плотный. Верх тела буровато-серый, с серебристым оттенком, низ несколько светлее. У нерп довольно толстый подкожный слой жира, который помогает беречься от холода и длительное время обходиться без пищи.

На берегу нерпа передвигается с трудом, человек может её догнать шагом, зато в воде ловкая и быстрая. Нерпа прекрасно плавает и ныряет. Дышит она воздухом, поэтому каждые несколько минут поднимается к поверхности воды, набирая в лёгкие воздух. Пищу зверя составляют рыбы (бычки и голомянка). Зимой большинство нерп ведут одиночный образ жизни. Чтобы добывать корм они устраивают себе лунки во льду – продухи. Продухи нужны, чтобы дышать воздухом, ведь зимой Байкал покрыт льдом. Нерпа очень осторожна и ее не всегда удается увидеть. Это симпатичное животное можно наблюдать весной в апреле-мае, когда нерпа выходит на лед понежиться на солнышке. В марте, в снежном логове среди торосов льда нерпа рождает 1-2 детёнышей. Первые дни нерпята белого цвета, а через месяц – серебристо серые. Белых нерпят называют бельками.

В байкальских торосах заснеженных,

В берлоге - норе ледяной

Родился нерпёночек нежный

У нерпы студёной порой.

И нерпа сыночка ласкала,

Кормила его молоком

И нежно его лизала

Шершавым своим языком.

А снег над Байкалом кружился.

Нерпёночек, глядя на мать,

Рыбёшку ловить научился,

В продушину смело нырять. М. Трофимов

Бельки незаметны на льду, благодаря своей белой шкуре. Мама-нерпа плавает, ловит рыбу, но обязательно выходит на лёд покормить детёныша молоком. Подрастая, нерпёнок учится плавать, нырять, ловить рыбу.

Нерпа встречается практически по всему Байкалу, но проживает в основном на Северном и Среднем Байкале. Их любимое место - район Ушканьих островов, так же нерпа встречается на восточном побережье острова Ольхон и на полуострове Святой Нос.

Это животное легко поддается дрессировкам. Они становятся любимцами публики. Существует не одно шоу байкальских нерп, которое с большим удовольствием посещают, как взрослые, так и дети.

Главным врагом байкальской нерпы всегда был человек. Жиром нерпы заправляли светильники, мясо употребляли в пищу, а шкуру особенно ценили таежные охотники. Ее использовали для того, чтобы сделать качественные и быстроходные лыжи. Такие лыжи отличались от обычных тем, что они никогда не могли поехать назад на каком-нибудь крутом склоне. Со временем животного становилось все меньше и меньше. Поэтому в 1980 году было принято единогласное решение по его спасению, и байкальская нерпа была занесена в Красную книгу.

Динамическая пауза. Изобразить, как нерпа плавает, ныряет, лежит и греется на солнце.

3. Художественное творчество. Дети, наш сегодняшний гость нерпа-балек очень хочет вернуться к своим родителям, ведь он еще совсем маленький. К тому же, мы с вами помним, как нерпы боятся человека. Как мы можем помочь оказаться бальку среди своих? (Ответы детей)

-Правильно. Мы можем нарисовать нерп.

Сначала простым карандашом в центре листа бумаги рисуем контур нерпы. Затем начинаем работу с акварелью, нам необходимо заполнить всё пространство рисунка светлым оттенком синего цвета. На большую кисть набираем немного синей краски с большим количеством воды и тонируем бумагу, нерпу мы не закрашиваем.

Краска наносится ровно, в одном направлении, горизонтальными мазками.

Нам нужно сделать воды озера как в жизни, живописными, будем рисовать волны и мелкую рябь на воде. Выбираем любой другой оттенок синего цвета и усиливаем нижнюю часть работы: длинные горизонтальные мазки большой кистью.

И, по всей водной площади вводим разноцветные мазки холодных оттенков цвета: голубой, синий, фиолетовый, изумрудный. Делаем мазок синего цвета, затем рядом сразу какой-нибудь другой цвет, и так по всей работе. Воды на кисти должно быть достаточно, так чтобы линии не казались резкими, а слегка соединялись с друг другом создавая новые оттенки.

Вернемся к нашей нерпе. Обводим контуры чёрным цветом, моем кисть и чистой водой размываем краску, так чтобы получился серый цвет.

Полусухой кистью рисуем усики. Затем глаза, сначала обводим их контур, рисуем кончиком кисти.

Теперь нарисуем пейзаж озера, вдалеке на горизонте изображаем тёмную полосу горного хребта.

4. Рефлексия. Вот и оказался наш балек в байкальских водах среди своих! Пройдет совсем немного времени, его мех потемнеет и нам будет уже трудно отыскать нашего друга среди других нерп. Но наши рисунки будут напоминать нам об удивительно красивом озере, где мы любим отдыхать летом и о его обитателях.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного мероприятия с детьми 6–7 лет «Нерпа — сокровище Байкала» ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ «НЕРПА – СОКРОВИЩЕ БАЙКАЛА» Степанчук Татьяна Викторовна, воспитатель Федеральный государственный.

Конспект занятия «Знакомство с Красной Книгой» в старшей разновозрастной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 Конспект на тему «Знакомство с Красной Книгой» в старшей.

Конспект НОД «Детская книга — лучший помощник!» в старшей разновозрастной группе Цель: 1. Повторение и обобщение полученных умений и навыков в познавательной (экспериментирование) и художественно-эстетической (литература,.

Автор публикации:
Конспект НОД в старшей разновозрастной группе «Байкальская нерпа»
Опубликовано: 11 января 2018 в 16:36
+139Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 70.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка по теме «Рабочие инструменты».
Доброго времени суток, друзья, уважаемые коллеги и гости, заглянувшие на мою страницу! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку по теме...
Фотозарисовка «Как мы попрощались с нашими «символами года»
Уважаемые коллеги! В начале этого года собаки мы раздали наши "символы года" - щеночков, которых мы полюбили всей душой и теперь скучаем, но и радуемся от...
Видео танца «Варись, кашка!»
Видео танца «Варись, кашка! » Предлагаю вашему вниманию видеозапись выступления детей старшей группы на городском фестивале детского творчества «Музы и...
Новогоднее оформление детского сада
Все скорей сюда спешите! Ведь не может елка ждать! Праздник Новогодний! Нам пора встречать! Новогодние праздники, как много в них всегда волшебного,...
Алгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группе
Первая неделя. Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа ( с 8. 30 до 12. 30. Цель: Заложить основы доверительного отношения к...