Лучший педагог года

Конспект НОД во 2-й младшей группе «Сравнение одуванчика с мать-и-мачехой»

Людмила Волошина
Конспект НОД во 2-й младшей группе «Сравнение одуванчика с мать-и-мачехой»

Программные задачи: закрепить знания о одуванчике, познакомить с мать-и-мачехой. формировать умения называть и различать первоцветы (одуванчик, мать-и-мачеха). Развивать умственную операцию сравнения: находить общие признаки у одуванчика и мать-и-мачехи, пользуясь моделями. Закреплять умения правильно называть основные части растения. Вызывать радость от красоты растений. Воспитывать бережное отношение к ним.

Материал: иллюстрации первоцветов (одуванчик, мать -и -мачеха, картинки с изображением частей каждого растения; предметно схематические модели растения. (корень, стебель, листок, цветок).

Публикация «Конспект НОД во 2-й младшей группе „Сравнение одуванчика с мать-и-мачехой“» размещена в разделах

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций первоцветов, чтение стихов, загадок про одуванчик; разучивание стихотворений Е. Серова «Одуванчик», З. Александрова «Одуванчик», О. Высотская «Одуванчик»; наблюдение за одуванчиком.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках. Стук в дверь.

Воспитатель. Кто-то к нам пришел, пойду, посмотрю.

(Заносит игрушку Петрушку с книжкой в руке.)

Петрушка. Здравствуйте! Нечего не пойму, почему в книжке нарисованы два разных красивых одуванчика (показывает иллюстрации одуванчика и мать-и-мачехи).

Воспитатель. Цветы красивые, но только один из них одуванчик. Ребята, давайте, покажет Петрушке одуванчик и расскажет про него. (Вызывает детей по желанию)

Что есть у одуванчика? (У одуванчика есть стебель, лист и цветок)

(Ответы детей сопровождаются показом.)

Какой формы цветок, какого цвета, на что они похожи? (Цветок у одуванчика желтый, круглый, как солнышко) На чем стоят одуванчики? (На ножке.) Это стебель, он какой: длинный или короткий? Толстый или тонкий? Гладкий или шершавый? (Стебель у одуванчика длинный, тонкий, гладкий.) Какие листочки у одуванчика? (У одуванчика длинные, узкие с зубчиками листья)

Дидактическое упражнение «Подбери слово»

Желтый, как солнышко.

Круглый, как …

Мягкий, как …

Белый, как …

Пушистый, как …

Хрупкий, как …

Вот какой удивительный цветок!

Пригрело землю солнышко, снег растаял, вода напоила землю и появились из нее сначала листочки, потом вырос, потянулся к солнышку стебелёк, затем распустился цветок (рассказ сопровождается показом моделей). Одуванчик утром просыпается – раскрывается, а вечером – засыпает – закрывается. Проходит время и.

(воспитатель показывает иллюстрацию «Седой одуванчик»)

Ярко- желтый одуванчик!

Ты зачем сменил кафтанчик?

Был красивым, молодым,

Стал как дедушка седым.

Что случилось с одуванчиком? (Ответы детей.) Да, это наш одуванчик, только он повзрослел и стал белым, пушистым шариком, который состоит из пушинок.

Пальчиковое упражнение «Цветок»

Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка начинают медленно раскрываться. (Сомкнутые и чуть округлые ладони – бутон цветка. Разводим одновременно пальцы рук в стороны.)

Лепестки цветка трепещут от легкого ветерка. (Дети тихо дуют.)

Солнце поднимается - (Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу.)

Цветочек распускается (Разводим одновременно пальцы рук в стороны.)

Солнышко садится

Цветочек спать ложится. (Сводим пальцы вместе.)

Как используют одуванчик? Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика. Из листьев делают салаты, корни пережаривают для получения целебного кофе.

А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье.

Воспитатель. Теперь, Петрушка, ты знаешь какой одуванчик.

Петрушка. Знаю, а это, что за растение? (Показывает иллюстрацию мать-и-мачехи)

Воспитатель. Рано весной сразу вслед за таянием снега, а то и прямо из-под него по оврагам, берегам рек, ручьев – словом, почти везде, появляются золотисто – желтые – цветочки. Это и есть мать – и – мачеха.

Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики — они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот.

И только после этого, как отцветут цветы, появятся крупные темно-зелёные листья. Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя, покрыта белым пухом - мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке и покажется, что твоей щеки коснулись, ласковые руки матери. А приложишь холодной стороной, и станет тебе неуютно, холодно. Вот почему и назвали это растение мать - и –мачеха.

О мать-и-мачехи говорят:

И матушка родная, и мачеха злая

Бок о бок живут — через стеночку.

Что есть у мать-и-мачехи? (У мать-и-мачехи есть стебель, лист и цветок)

(Ответы детей сопровождаются показом.)

Скажите, на какой цветок похожа мать – и – мачеха? (На цветы одуванчика)

- Да, у этих растений цветки желтые, похожи на маленькие солнышки. Когда цветочек одуванчика отцветает, что с ним происходит? (Одуванчик отцветает и превращается в белую пушистую шапочку. На каждом семечке маленькая пушинка – парашютик.) Да и у мать –и мачехи, когда цветочек отцветает, превращается в белую пушистую шапочку. На каждом семечке маленькая пушинка – парашютик, который помогает семечку улетать далеко, а когда семечка приземляется парашютик отпадает, так появляются новые растения. И у того и у другого растения желтые цветки затем превращаются в пушистые шарики. И одуванчик и мать-и-мачеха «живые», у них есть корень, который растет в земле, которым они пьют воду и питаются.

Но есть у них и отличия. Какой стебель у одуванчика? (У одуванчика стебель хрупкий, легко ломается) У одуванчика стебель гладкий, прямой, А внутри пустой – похож на трубочку. А у мать – и – мачехи стебель опущенный, побеги покрыты чешуйками.

Отвар из листьев мать – и помогает избавиться от кашля, его пьют и полощут горло. Чистый, свежий листок мать-и-мачеха, немного помятый накладывают, как компресс при укусах насекомых. Вот поэтому мать-и-мачеха относят к лекарственным растениям.

Подуйте, как ветерок – пусть летят пушинки далеко – далеко, чтобы у нас было много таких растений. Чтобы они радовали и лечили нас.

Дидактическое упражнение «Подуем на одуванчик»

Дети берут шарик на ладошку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» дуют на шарик. (Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.)

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с лекарственными растениями. «Мать-и-мачеха» Цель: Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях. Учить узнавать цветы мать - и – мачехи, отличать от других цветов.

Рисование в детском саду. Мать-и-мачехаРисование в детском саду. Мать-и-мачеха Весенний цветок - мать-и-мачеха. На участке детского сада, с ребятами из средней группы, наблюдали за весенними первоцветами - мать-и-мачехой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД во 2-й младшей группе «Сравнение одуванчика с мать-и-мачехой»
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 20:32
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД