Конспект НОД во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений «Один и много»

Александра Бугаева
Конспект НОД во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений «Один и много»

Конспект подготовлен:

Бугаевой Александрой Петровной, педагогом психологом МБДОУ "Детский сад № 29" г. Рязани

Муравьевой Людмилой Анатольевной, воспитателем МБДОУ "Детский сад № 29" города Рязани

Шабуровой Ольгой Эйнаровной, воспитателем МБДОУ "Детский сад № 29" города Рязани

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

А. Дистервег (немецкий педагог,1790 - 1866).

Обновление системы дошкольного образования предполагает обновление профессиональной деятельности воспитателя. Теперь ему нужно не просто открыть новое знание детям, а организовать самостоятельную познавательную деятельность детей. Кроме того, предлагая детям знания в готовом виде, мы лишаем детей возможности думать, размышлять, проявлять любознательность.

В 2012 году наше дошкольное учреждение стало участником федерального эксперимента "Механизмы реализации ФГОС И ФГТ на основе деятельностного метода Л. Г. Петерсон с позиции непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ - начальная школа - средняя школа (образовательная система "Школа 2000. ").

В связи с этим мы в своей работе осуществили переход от технологии демонстративно- наглядного обучения к технологии «Ситуация», которая является модификацией технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Используя в своей работе технологию «Ситуация», мы стараемся создать условия для самостоятельного открытия детьми нового знания, естественно учитывая возрастные особенности дошкольников.

Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений позволяет увидеть использование технологии «Ситуация" наиболее четко

Тема: «Один - много».

Цель: уточнить представление детей о понятиях «один», «много»; продолжить формировать опыт самостоятельного преодоления затруднений в игровой ситуации.

Задачи (по образовательным областям)

Познавательное развитие

•Закрепление умения определять, где один предмет, а где много.

•Развитие внимания, мыслительных операций (анализ, сравнение).

•Развитие познавательной мотивации

Формирование первичных представлений о свойствах предметов (большой – маленький).

Социально-коммуникативное развитие

•Развитие навыков взаимодействия со взрослым и сверстниками

Формирование умения работать коллективно

Речевое развитие

•Развитие навыка диалогической речи

Виды деятельности:

Игровая деятельность, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Материал и оборудование:

1. Демонстрационный материал: деревья, пеньки, ромашки из картона, божьи коровки разного размера, для белочки, картинка с загадкой, письмо от белочки, картинка паровозика, корзинка, поднос с листьями, шишками, грибочками, нарисованными и вырезанными из бумаги; нарисованные рельсы, ковер - полянка, мольберт, стол, магниты, угощение от белочки.

2. Раздаточный материал: божьи коровки разного размера, шишки, грибочки, листочки.

3. Оборудование: музыкальный центр, аудиозапись «Песенка паровозика».

Предварительная работа:

Знакомство детей с временем года «Осень», рассматривание иллюстраций с насекомыми, видами транспорта, цветами. Беседа о том, что растет в лесу, кто живет в лесу.

Ход НОД

1. Введение в игровую деятельность

Дети проходят и встают около воспитателя.

Воспитатель:

-Здравствуйте ребята! Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это. Конечно же, это письмо. А от кого оно вы узнаете, если отгадаете загадку.

Загадка:

Рыжий маленький зверек

По деревьям прыг да скок

Он живет не на земле

А на дереве в дупле.

Дети отвечают, что это белочка

Воспитатель:

-Правильно. А как вы догадались, что это белочка?

Дети говорят, что белки бывают рыжими, живут на деревьях, любят орешки.

-А как вы думаете, кому написано письмо?

Воспитатель читает надпись на конверте: «Детский сад «Теремок», группа «Ладушки».

Воспитатель:

-Это наша группа? Дети отвечают утвердительно.

-Откроем конверт и посмотрим, что здесь написано. Только одно слово – «помогите». А что у нее случилось не понятно.

Конспект НОД во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений «Один и много»

-Ребята поможем белочке? Дети соглашаются с воспитателем.

- А где живет белочка? Дети говорят, что белочка живет в лесу.

- Правильно, молодцы белочка живет в лесу.

- Как вы думаете, на чем можно доехать до леса? Дети перечисляют виды транспорта: маршрутка, лошадь, машина и т. д.

- А на поезде можно? Вот на нем-то мы и поедем!

2. Актуализация знаний

Воспитатель:

-Вас сколько? Дети отвечают, что их много.

-А вагончиков у поезда сколько? Дети говорят, что вагончиков у поезда тоже много.

-Вас много и вы будете вагончиками.

-Сколько воспитателей с вами? Дети отвечают, что воспитатель один.

- А к чему цепляется первый вагончик? Дети объясняют, что вагончик цепляется за паровозик.

- Правильно – к паровозику.

-Тогда я буду кем? Ответ детей: «Вы будете – паровозиком».

- Молодцы! Первый вагончик цепляется за паровозик, а потом все остальные вагончики цепляются друг за другом.

- Все готовы? Тогда поехали! (дети шагают по музыку по нарисованным рельсам)

Воспитатель:

-Ребята, куда мы приехали? Дети отвечают, что они приехали в лес.

-А как вы догадались, что это лес? Ответ детей: «Потому, что вокруг растут деревья».

-Посмотрите, кто это сидит на пенечке? Дети говорят, что на пенечке сидит божья коровка.

-Сколько божьих коровок? Дети отвечают, что божья коровка одна.

-Давайте посмотрим внимательно. Может здесь еще кто-то спрятался? (за пенечком в листве спрятались маленькие божьи коровки)

Дети говорят воспитателю, что они увидели божьих коровок.

- Ребята, я вижу впереди что-то интересное. Давайте посмотрим что это?

Дети соглашаются.

Физкультминутка «Путешествие».

Мы веселые ребята,

Мы ребята дошколята. (Дети улыбаются)

Мы отправимся в дорогу

И узнаем очень много. (Дети шагают на месте)

Мы сейчас вперед пойдем (дети показывают рукой вперед)

На вопрос ответ найдем.

3. Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель:

- Ребята, куда мы пришли? Ответ детей: «На поляну с цветами».

- Как называются эти цветы? Ответ детей: «Ромашки».

- Правильно, ромашки.

- Сколько ромашек на полянке? Дети отвечают, что на полянке много ромашек.

Дидактическая игра «Божьи коровки».

Воспитатель:

- Ребята, божьи коровки много летали, везде побывали, очень устали. Но не знают, где им отдохнуть. Что же делать божьим коровкам? Предложения детей: полетят домой, посидеть отдохнуть и т. д.

- Где же им посидеть? Ответ детей: «На полянке, на ромашках».

- Но они боятся, что им всем не хватит ромашек. Божьи коровки хотят, чтобы вы помогли им узнать – хватит им ромашек или нет? Поможете божьим коровкам? Дети соглашаются помочь божьим коровкам.

- Как же им помочь? Дети говорят, что божьи коровки сами прилетят, что их надо посадить на ромашки и т. д.

4. Открытие нового знания

Воспитатель:

- Как узнать хватит божьим коровкам ромашек или нет? Дети перечисляют возможные варианты, потом предлагают посадить на каждую ромашку по одной божьей коровке.

- Посадите на каждую ромашку по одной божьей коровке.

- Сколько больших божьих коровок? Ответ детей: «Одна»

- Сколько маленьких божьих коровок? Ответ детей: «Много».

-Сколько всего божьих коровок? Дети говорят, что божьих коровок много.

- Сколько на полянке больших ромашек? Ответ детей: «Одна».

- Сколько маленьких ромашек? Ответ детей: «Много».

- Ребята, а на какую ромашку нужно посадить большую божью коровку? Дети говорят, что большая божья коровка должна сидеть на большой ромашке.

-А я хочу посадить божью коровку на маленькую ромашку. Получится у меня это? Почему?

Ответ детей: не получится, ромашка сломается, божья коровка упадет.

-Правильно, с маленькой ромашки большая божья коровка упадет или ромашка сломается.

-Божьи коровки благодарят вас за помощь.

- А нам пора двигаться дальше, первый вагончик цепляется за паровозик, остальные вагончики друг за друга и поехали (звучит музыка).

5. Введение нового знания в систему.

Игра: «В гостях у белочки».

Детей встречает белочка

Белочка:

- Вы получили мое письмо? Дети отвечают, что получили.

- А почему же вы так долго ехали? Ответ детей: «Мы помогали, божьим коровкам».

- Как же вы им помогли? Ответ детей: «Мы помогали им сесть на ромашки».

Воспитатель:

- Белочка, а что у тебя случилось? Мы прочитали письмо, но там только одно слово - помогите. Мы ничего не поняли.

Белочка:

- Я собирала запасы на зиму, но уронила корзину и все, что было в ней, рассыпала.

- Ребята вы мне поможете собрать мои запасы? Дети соглашаются помочь белочке.

Воспитатель:

- Как вы думаете, что было у белочки в корзине? Ответ детей: «Грибы, ягоды».

Белочка:

-У меня есть волшебная картинка, на которой среди разных предметов нарисовано то, что мне нужно (показывает волшебную картинку).

Воспитатель:

- Что собирала белочка в корзину? Ответ детей: «Грибы».

- Сколько рассыпалось грибочков? Ответ детей: «Много».

- Возьмите каждый по одному грибочку.

- У всех по одному грибочку? Ответ детей: «Да».

Воспитатель уточняет у каждого ребенка, сколько грибочков он взял. В случае если кто-то из детей взял несколько грибочков, то воспитатель задает вопрос: «Что сделать, чтобы у каждого было по одному грибочку?»

Воспитатель предлагает сложить (приклеить) грибочки в корзину.

Воспитатель (обращается к каждому ребенку):

- Сколько грибочков ты (положил) приклеил в корзину? Ответы детей.

- Сколько грибочков находится в корзине? Ответы детей.

Воспитатель:

- Правильно, потому что нас много. Каждый приклеил по одному грибочку, и их стало много.

Белочка:

- Какие вы молодцы, ребята помогли собрать мои грибочки в корзину.

- Вы, устали наверно? Ответы детей. А поиграть хотите? Ответы детей.

-Давайте поиграем, отдохнем и наберемся сил.

Игра: «Сдуй меня»

Белочка:

- Кто скажет, какое сейчас время года? Ответы детей.

- А что происходит с листьями на деревьях осенью? Ответы детей.

- Да листья опадают, а когда дует ветер, листья красиво кружатся и падают на землю.

- А сколько листочков на деревьях? Ответ детей: «Много».

- Сколько листочков у меня? Ответ детей: «Один».

- Представьте, что вы красивые осенние листочки, а я ветер и буду дуть на вас. Вы покружитесь и плавно опуститесь на землю. (Дети играют)

- Теперь вы будете ветром, а я листочком. (Игра повторяется 3-4 раза).

- Ну, что отдохнули, набрались сил? (ответ детей)

Белочка благодарит детей за помощь и угощает их грибочками из своих запасов.

Воспитатель:

- Пора нам возвращаться в детский сад. Первый вагончик цепляется за паровозик, а потом все остальные вагончики цепляются друг за друга (звучит музыка).

Дети встают друг за другом и возвращаются в группу по нарисованным рельсам.

6. Итог занятия.

Воспитатель подводит итог совместно с детьми.

- Где мы сегодня побывали? Ответы детей.

- А что мы там делали? Ответы детей.

- Почему нам удалось помочь белочке и божьим коровкам? (Если дети затрудняются ответить, то воспитатель помогает им: «Мы действовали вместе, дружно»).

- А вместе нас сколько? Ответы детей.

Воспитатель:

- Наше путешествие закончилось. Я хочу всем сказать спасибо.

Литература:

1. Петерсон Л. Г. «Деятельностный метод обучения. Образовательная система "Школа 2000. "», Москва, 2007.

2. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка. Практический курс математики для дошкольников», 2010 г.

3. К. Фопель «С головы до пят». 2010 г.

4. «Ну, мама! Сайт для мам малышей. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-belku.html

Публикации по теме:

Мы тоже готовим подарки для папМы тоже готовим подарки для пап .

Новогодние поделкиНовогодние поделки «Снеговик» Коваленко Катя 5 лет с мамой Зоей Анатольевной «Новый год» Олейникова Валерия 6 лет с мамой Людмилой Николаевной «Дед Мороз».

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Лексика
Автор публикации:
Конспект НОД во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений «Один и много»
Опубликовано: 1 марта 2014 в 11:19
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....