Папки-передвижки

Конспект НОД «Волшебная глина» в подготовительной группе

Татьяна Туева
Конспект НОД «Волшебная глина» в подготовительной группе

Цель. Познакомить с гончарным промыслом, показать разнообразие изделий из глины. Способствовать применению полученных знаний на практике (лепка посуды, игрушек). Воспитывать чувство уважения к труду, мастерству.

Словарная работа. Гончар, гончарный круг, копанце, топанце, кружало, кувшин, глиняная чашка, крынка.

Предварительная работа Чтение книг по теме. Проведение игры-викторины «Целительные свойства глины», дидактических игр «Распутай клубок», «Выбери изделие из глины», «Отгадай загадку».

Публикация «Конспект НОД „Волшебная глина“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Материал. Кусок мокрой глины, кирпич; макет дома-«мазанки»; набор разрезных картинок с изображением глиняной посуды: кувшина, ладки, корчаги, горлача, горшка; керамическая настенная плитка; глиняные игрушки (ежик-свисток, корова, конь, овца, заяц, маленькая глиняная ваза, игрушки из дерева, стекла, пластмассы, резины, мягкие игрушки; картинка с изображением ручного гончарного круга (или иллюстрация из книги 3. Левицкой «История Отечества для детей»); чистые листы белой бумаги для рисования, фломастеры, цветные карандаши, пластилин — на каждого ребенка.

Ход занятия.

Глину издавна использовали не только для строительства. В наше время при изготовлении белой бумаги в жидкую массу добавляют небольшое количество белой глины.

Глина имеет и целебные свойства. Вспомните, что же она лечит? (Ответы детей.) Правильно, даже сейчас, когда для борьбы с болезнями имеется множество лекарств, применяются старинные рецепты: чтобы избавиться от болей в пояснице и суставах, в глину добавляют керосин или уксус, разрезают на полоски и прикладывают к больным местам. Маленькие пластинки разогретой глины используют как своеобразные горчичники. При простуде нагревают кирпич, сыплют на него луковую шелуху и вдыхают лечебный дым. Часто используют глину вместо грелки. А если положить на горячий кирпич веточки полыни или можжевельника, можно уничтожить вредные микробы в воздухе комнаты и изгнать мух и комаров. Глина — самый распространенный природный материал, из которого можно вылепить все что угодно. Послушайте стихотворение:

Мастера не любят скуки, целый день в работе руки.

Лепят все: горшки и кружки, миски, разные игрушки.

Все стоит на полках в ряд - дружный глиняный отряд.

Что же можно вылепить из глины? (Посуду, игрушки.) Однажды котенок, который жил в доме мастеров, разыгрался и прыгнул на полку с глиняной посудой. Все полетело на пол и разбилось на кусочки.

Игра «Сложи посуду из кусочков».

Продолжим разговор о глиняной посуде. Сначала ее лепили руками: маленькую выдавливали из кусочков глины, большую составляли из глиняных колец, накладывая одно на другое. Потом появился ручной гончарный круг. Одной рукой его крутили, а другой лепили изделия (показ иллюстрации). Позже придумали ножной гончарный круг. Лепить посуду стало легче и быстрее. Во всех случаях готовые изделия обжигали в печи.

Эта посуда так нравится людям, что о ней сочинено много загадок. Вот одна из них — о глиняном горшке:

Был я на копанце (в яме или карьере, где брали глину,

Был я на топанце (в месте, где глину топтали, выбирая мусор,

Был я на кружале (гончарном круге,

Был я на пожаре (в печи,

Был я на базаре.

Молод был — семью кормил (готовили в нем еду,

Стар стал — пеленаться стал (треснувший старый горшок обвивали берестяными лентами,

Умер — мои кости негодящие бросили в яму (совсем плох стал горшок,

Собаки моих костей не гложут (собаки глину не едят).

(Читает загадку дважды: без пояснений и с объяснениями каждой строки. ) Кто знает, как называют мастера, который работает с глиной? (Ответы детей.) Проверим ваши ответы.

Игра «Распутай клубок»: (дети «распутывают нитки» — карандашом соединяют буквы О, Н, Г, Ч, Р, А с клетками схемы слова, состоящего из шести букв, вписывают буквы в схему — получается слово «гончар».) Правильно, мастера, который лепит из глины посуду, называют гончаром. Гончар вкладывает много сил и душу в свои изделия. Они для него как живые, об этом говорят названия частей кувшина (показывает): тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.

К кухонной посуде относились: корчага - большой кувшин с узким горлышком (в нем хранились сыпучие продукты, горшок — называли его еще ставцом или кашником (в нем варили кашу и щи, горлач (для разлива молока, ладка — широкая глубокая тарелка (для жарки).

Глиняные изделия украшали орнаментом: волнистые линии — это знак воды, прямые линии — знак земли, косые линии означали дождь, точки — семена. Доскажите стихотворение:

Завелась неведомая птица, всякий ею подивится.

Далеко по белу свету знают все пичугу эту,

Эта птица не простая, расписная, золотая,

Просто диво-безделушка! И зовут ее —.

(Дети. Игрушка.)

Воспитатель. Да, из глины какие только игрушки не делают! Дымковские, филимоновские, орловские, тульские. (показывает).

Отгадайте, о каких игрушках загадки:

Вот так ежик! Сам невелик,

Станешь дуть - а он свистит!

(ёжик-свистулька.)

Маленький, да расписной.

Длинноухий и косой!

(Заяц.)

Вот и поговорили мы с вами о глине. Оказывается, она совсем не простая, а волшебная: сколько нужных и красивых вещей можно из нее сделать!

Игра «Выбери изделия из глины»: из разложенных на столе игрушек и предметов дети выбирают только глиняные.

После игры рисуют глиняную посуду и раскрашивают ее или лепят «глиняную» игрушку.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП и физическому развитию в подготовительной группе «Волшебная игра»Конспект интегрированного занятия по ФЭМП и физическому развитию в подготовительной группе «Волшебная игра» Тема: Волшебная игра Цель: развивать потребность активно мыслить; формировать простые графические умения и навыки; создавать условия не.

Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по окружающему миру «Природные материалы: камень, глина, песок» Тема: " Природные материалы: камень, глина, песок". Задачи: Образовательные: Расширять знания детей об окружающем мире, знакомить с особенностями.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Монеты и волшебная машина»Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Монеты и волшебная машина» Конспект Интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Монеты и волшебная машина» Ветрова А. Ю., воспитатель ЧДОУ «Детский.

Конспект НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебная льдинка» Тема: «Волшебная льдинка» Задачи: 1. Формировать исследовательский и познавательный интерес у детей в ходе эксперимента со льдом. 2. Познакомить.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Волшебная коробка» Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребёнка – детский сад №11» Конспект НОД по ФЭМП в старшей.

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Волшебная палитра» Тема: «Волшебная палитра» Тип НОД: Занимательная деятельность с элементами экспериментирования Возрастная группа: средняя (4 года) Цель:.

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в подготовительной группе «Волшебная мастерская»Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в подготовительной группе «Волшебная мастерская» Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в подготовительной группе "Волшебная мастерская" Цель: развитие основ художественной.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина»Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина». Тема «РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» (средняя - группа) Программное.

Конспект занятия-экспериментирования «Волшебная вода, узнаем мы тебя» в подготовительной группе Конспект занятия-экспериментирования на тему: «Волшебная вода, узнаем мы тебя» в подготовительной группе Цель: прививать интерес к исследовательской.

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей подготовительной группы «Волшебная соль» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Волшебная глина» в подготовительной группе
Опубликовано: 26 января 2018 в 17:49
+346Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 124.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД