Конспект НОД по формированию этических норм «Волшебные слова»

елена твердохлебова
Конспект НОД по формированию этических норм «Волшебные слова»

Тема: Занятие «Волшебные слова» (добрые пожелания).

Цель: овладение детьми этических норм поведения

Задачи:

Развивающие: Развивать культурно-личностные отношения в процессе взаимодействия со сверстниками.

Обучающие: Помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к людям, друг другу. Учить, отвечая на вопросы воспитателя – находить как можно больше вариантов вежливых слов и обращений. Дать понятие и закрепить, что такое вежливость, волшебные слова, комплимент.

Воспитательные: воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к друг другу и окружающим.

Оборудование: музыкальный центр, компьютер, рассказ Е. Фролова «Кто вырастил яблочко?», яблоки. Этюд «Золотые капельки» Д. Христова, «Осенний сон» А. Джойса, «Вместе весело шагать», ауди диски.

Предварительная работа.

Чтение – обсуждение: «Волшебное слово» Осеева; «Шла вчера я по Садовой» А. Барто; «Урок вежливости» С. Маршак; «Вежливый кролик» - мексиканская сказка; «Мальчик и колокольчики ландышей» В. Сухомлинский»; «Будем знакомы» Г. Остер.

Беседы: «Благодарность»; «Спасибо природе»; «Будь вежливым»; «Наши добрые слова»; «Почему слова называют волшебными».

Обсуждение пословиц: «Хорошую речь хорошо и слушать»; «Доброе слово сказать – посошок в руку дать»; «С добрым словом и черная корка сдобой пахнет»; «Слово не стрела, а к сердцу льнет».

Решение ситуаций:

Таня сказала Никите: «Какой ты умный!», а про себя подумала: «Не такой ты и умный». Как оцениваете Танины слова и мысли?

Павел подошел к саше и сказал: «Давай дружить.», но Саша ничего не ответил и убежал. Паше стало обидно. Что бы вы сказали паше и Саше.

Соня сама представляется Кристине, чтобы завязать знакомство. (обыгрывание ситуации).

Домашнее задание родителям и детям.

Придумать игру, закрепляющую правила знакомства.

Произносим дома как можно больше вежливых слов.

Рисование «Вежливые слова». Попросить нарисовать сердце, а внутри него все, о чем их сердца воспоминают с добром.

Индивидуально беседа с родителями «Культура поведения ребенка».

Ход занятия:

Звучит вальс «Осенний сон» А. Джойса.

Воспитатель: Давным – давно на одной планете жил Маленький принц. Возле его дома «росли простые, скромные цветы - у них было мало лепестков…». Как-то раз, из зерна, занесенного неведомо откуда, появился крохотный росток, не похожий на все остальные. Он быстро тянулся ввысь и на нем появился бутон. Маленький принц никогда еще не видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. «И вот однажды утром, едва взошло солнце, лепестки ростка раскрылись… И красавица сказала, позевывая:

- Ах, я на силу проснулась… Прошу извинить… Я еще совсем растрёпанная.

Маленький принц не смог сдержаться от восторга:

- Как вы прекрасны!

А она вскоре заметила:

- Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне…

Маленький принц смутился, разыскал лейку и полил цветок ключевой водой».

Воспитатель: Вы узнали эту сказку? Правильно. Это сказка про «Маленького принца». В ней Маленький принц заботился о цветке. Какие вежливые слова сказал цветок маленькому принцу? Какое настроение было у Маленького принца, когда он ухаживал за цветком?

Иногда у человека бывает грустное настроение. Но чье-либо доброе, ласковое приветствие может улучшить его, сделать день радостным и светлее.

Какие слова мы называем добрыми и почему? Какие еще мы можем назвать добрые слова? (Волшебными) Почему? Что такое комплимент? Какие комплименты вы знаете? Кому говорят комплименты?

Воспитатель: Я думаю, что вы знаете много вежливых слов, поэтому мы сейчас поиграем: я буду бросать вам мяч и говорить предложение, а вы в ответ будете называть вежливые слова, чтобы закончить предложение.

Когда я утром просыпаюсь, то говорю всем….

Когда я прихожу в детский сад, то говорю…

Когда я сажусь обедать, то желаю своим соседям по столу….

Когда я нечаянно наступил кому-то на ногу, то говорю….

Когда взрослые разговаривают, а мне нужно сказать что-то очень важное, то я говорю….

Когда я встречаю на улице знакомого человека, то всегда говорю….

При прощании я всегда говорю….

Когда я встречаю друга, то говорю….

Когда я обращаюсь за помощью, то говорю….

Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова? Как надо вести себя, чтоб вас назвали вежливыми людьми? (люди станут злые, невнимательные, недоброжелательные)

- А вам нравится гулять в цветущем саду? (да). Я вас приглашаю на прогулку в яблоневый сад.

Звучит музыка «Вместе весело шагать».

Двигательное упражнение «Прогулка».

В сад отправимся гулять – дети маршируют.

Будем весело шагать.

По тропинке пойдем – (идут змейкой друг за другом гуськом)

На носочки встали –(бегут на носочках) – и в сад прибежали.

Ноги выше поднимаем, (ходят высоким шагом, перешагивая через кочки)

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке, (маршируют)

Мы весело шагаем.

Воспитатель: Мы пришли в яблоневый сад. Посмотрите, ребята, сколько здесь цветущих яблонь, как шумит их листва, а над цветочками кружатся в полете пчелы. Присаживайтесь и послушайте сказку, которая называется «Кто вырастил яблочко?» Е. Фролова.

«Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протянула его своей дочке Настеньке. Обрадовалась девочка и говорит:

- Ой, какое яблоко! Спасибо мамочка.

- Не меня благодари, Настенька, - ответила мама, - а дерево, которое вырастило такие вкусные плоды.

Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелестела в ответ яблонька:

- Спасибо, Настенька, за твою благодарность, но без заботы садовника я никогда не вырастила бы такие вкусные яблоки.

Садовник как раз работал неподалеку.

- Дедушка, - сказала Настенька, - спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке.

- Не меня благодари, девочка, а солнышко, - улыбнулся садовник, - без его теплых лучиков яблоки никогда не созрели бы.

«Так вот кого нужно благодарить», - обрадовалась Настенька и обратилась к солнышку:

- Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яблоки!

Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке: «И мама, и яблоня, и садовник – все мы старались, Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти».

Вопросы к сказке:

- Нравится ли вам, когда вас за что-либо благодарят?

- Как вы думаете, слышит ли природа благодарность человека?

- Перечислите, чему в природе вы благодарны больше всего и объясните почему.

Воспитатель: А кому бы вы сейчас хотели сказать спасибо (солнцу, небу, траве, деревьям).

Ответы детей.

Ребята, деревья услышали ваши добрые слова, оставили вам в благодарность – яблоки.

Игра «Вкусное яблоко».

Воспитатель разрезает на 4 части яблоко, удаляет сердцевину и угощает четырех детей. Дети, получившие яблоко сами делят свою часть и передают его другим. При этом каждый ребенок, получивший часть яблока, произносит слова благодарности.

Воспитатель: Чтобы сад был цветущим, плодоносным и красивым нужна вода. Слышите, где-то журчит ручей (звуки журчащего ручья, а чтобы у людей были добрыми взаимоотношения нужны комплементы.

Игра «Вежливый ручеек».

Дети становятся парами друг за другом, держась за руку, поднимают их вверх. Ведущий должен пройти сквозь них, выбирает себе пару и становится в конце ручейка. Выбранной паре нужно сказать комплимент. Потерявший пару становится ведущим.

Психогимнастика: этюд «Золотые капельки» под музыкальное сопровождение Д. Христова «Золотые капельки»

Ой, ребята, заигрались мы, посмотрите, набежала туча, идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучи выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребята подставляют лицо золотым каплям дождя. Приятен теплый, летний дождь. Туча улетела и теплый луч солнца упал на землю в нашем саду и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос цветок. Нежится он под солнышком лучами, поворачивая свою голову вслед за солнцем. (Дети сидят на корточках, голова и руки опущены. Поднимается голова, расправляется корпус, руки в стороны – цветок расцвел, голова слегка откидывается назад, улыбка).

А теперь я дам вам задание.

Творческое задание «Доброе дело».

Раздаю детям карточки с рисунками явлений окружающего мира (солнце, вода, ветер, земля, деревья, дом, дождь, лейка). Каждый ребенок должен рассказать о доброте того кто ему достался на картинке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали его друзья.

Например: поит – поливает – вода, укрывает, защищает от непогоды, дарит уют – дом.

Воспитатель: В народе существует много пословиц о труде, о добре и зле, о вежливости. А кто мне скажет, что такое пословица? (ответы детей)

Я сейчас вам назову пословицы, а вы мнескажите, что они обозначают? «Благодарностью сердце украшается» ?

«Доброе слово сказать – что дождь в засуху»?

«Не будь приметлив, а будь приветлив»

Вы правильно понимаете пословицы. Предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот»: (Называю слова, характеризующие поступки или черту характера. Дети должны назвать слово с противоположным значением).

Вежливый –

Ласковый –

Внимательный –

Честный –

Смелый –

Жадный –

Трудолюбивый –

Плохой –

Игра «Школа вежливости».

Воспитатель: Ребята, сейчас вам надо выполнить задание. Разделитесь по парам. Каждой паре даю задание: придумать и показать небольшие сценки – диалоги между приветливым воспитателем и ребенком; водителем и пассажиром; покупателем и продавцом; бабушкой и внуком.

Отлично справились с заданием. А теперь мы попробуем вырастить «Цветок доброты».

Игра: надо вырастить «цветок доброты», расцветающий от комплиментов. У каждого ребенка в руках лепестки от нарисованного цветка. У воспитателя – серединка этого цветка. Серединка передается по кругу со словами комплимента рядом сидящему ребенку. После проговаривания комплимента ребенок прикрепляет к сердцевине лепесток. В конце обратить внимание детей как расцветет цветок от комплиментов.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Способы формирования культурно-гигиенических навыков Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию этических норм «Волшебные слова»
Опубликовано: 23 сентября 2013 в 14:41
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...