Конспект НОД «Воздух и его свойства» (старший дошкольный возраст)

Тамара Шаройко
Конспект НОД «Воздух и его свойства» (старший дошкольный возраст)

Цель: формирование представлений об основных свойствах воздуха.

Задачи:

Образовательные:

- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- активизировать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности ;

- развивать умение делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающей жизни.

Материалы: картины с изображением природы, д\и «»Живое – неживое», мыльные пузыри, стеклянные банки (стаканы) по количеству детей и трубочки, надувные шары, графин, стакан с ваткой, блюдо с водой, бумага, таз с водой, кораблики, парашюты.

Методические приемы: игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты.

Предварительная работа:

- беседы о воздухе, воде…

- опыты с воздухом, водой

- игры с мыльными пузырями

- наблюдения за погодой, ветром

Ход занятия.

(В группе оформлена выставка картин с изображением природы).

В: Ребята, что вы увидели на этих картинах.

Д: Лес, река, солнце, воздух, цветы…

В: Скажите, пожалуйста, как это можно назвать одним словом?

Д: Природа.

В: Какая бывает природа?

Д: Живая и неживая природа.

В: Ребята, а вы хотите поиграть в игру «Живое - неживое».

Д: Да.. .. ..

В: Сейчас мы разделимся на две команды и поиграем в игру «Живое – неживое», а поделиться на команды нам поможет волшебный конвертик (в конверте фишки зелёные и жёлтые).

-правила игры:

Первая команда закрывает зелёными фишками окошечки с живой природой, а

вторая жёлтыми фишками окошечки с неживой природой.

(команды проверяют задания друг у друга)

- Молодцы ребята, справились с заданием.

В: А сейчас послушайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Невидимка он и всё же

Без него мы жить не можем (воздух)

Что есть в комнате, а мы его не видим? (воздух)

Д: Воздух…

В: А сейчас мы поговорим о том, что такое воздух. Что вы знаете о воздухе? Какой он?

В: Правильно, воздух есть везде, он окружает нас повсюду в комнате и на улице. Ребята, а можно сказать, что если мы не видим воздух, значит его нет.

Д: Нет, воздух прозрачный, поэтому мы его не видим….

В: Правильно, воздух прозрачный,поэтому мы его не видим и нам кажется что его нет.

Вот посмотрите на этот кувшин, что в нём?

Д: Пустой…

В: Это вам так кажется что он пустой. Посмотрите на столах стоят стаканы, вам тоже кажется, что в них ничего нет….

-А давайте проверим, нальём в них воды, теперь опускаем туда трубочку и подуем в неё.

- Что получилось?

Д: Из воды выпрыгивают пузырьки…

В: У вас получилась целая буря, это воздух выходит через трубочку.

В: Ребята посмотрите (показываю детям пустой стакан)

В: Как вы думаете, этот стакан пустой? (переворачиваю) А сейчас давайте прилепим на дно ватку, переворачиваем стакан и отпускаем его в чашку с водой.

-Вода в стакане есть или нет (дети смотрят намокла ватка или нет)

Д: Ватка сухая, вода в стакан не попала…

В: Почему в стакане не оказалось воды?

Что не пустило воду в стакан?

Д: Воздух.

В: Правильно, вода не могла зайти в стакан, потому что там был воздух.

А сейчас давайте стакан немного наклоним, что происходит?

Д: Из воды выпрыгивают пузырьки.

В: Откуда они появились?

Д:….

В: Правильно, это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.

Теперь вы убедились, что воздух есть везде?

Загадка: Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задевает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. (ветер)

Физминутка: Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише…

Деревцо всё выше, выше, выше….

В:Ребята, а что такое ветер?

Д:…

В: Ветер это движение воздуха природе…

- А вы знаете, как можно сделать небольшой ветерок и почувствовать воздух.

Д: Помахать веером, книгой; пробежать; быстро присесть, подуть….

В: Давайте попробуем (дети экспериментируют)

В: Ребята, а какой бывает ветер?

Д:….

В: Правильно, ветер бывает слабый и сильный. Слабый ветерок перебирает листочки, гладит травку ласково, несёт пух….

Сильный срывает крыши с домов, переворачивает машины, вырывает деревья с корнем…

Ребята, а мы с вами для себя можем использовать силу ветра?

Д:…

В: Используя силу ветра, мы сможем заставить плавать маленькую лодочку или кораблик?

(дети опускают на воду кораблики)

-А теперь нам нужно привести воздух в движение, чтобы лодочка поплыла.

-Что можно для этого сделать?

Д: Подуть на неё, помахать картонкой…

В: Воздух ударяясь о парус подгоняет кораблик.

- Посмотрите, что у меня есть.

-Почему шары такие? (не надутые)

-А что нужно сделать, чтобы они стали большими?

Д: Надуть (дети надувают шары)

В: Почему шары получились разного размера?

Д: Чем больше шар, тем больше в нём воздуха…

В: Ребята, а какой шар?

Д: Шар лёгкий, упругий, невесомый…

В: Дети, а вы хотите попробовать выпустить воздух из шара? (дети сдувают шары)

- Кто почувствовал воздух? …

-На что он похож?.

Д: Воздух был похож на ветер, потому что он вырывался с большой силой…

В: Ребята, а вы помните на прошлом занятии мы делали парашют, а хотите попробовать его запустить?

В: Посмотрите, вот этот шарик без парашюта, а этот с парашютом, как вы думаете, какой шарик быстрее упадёт?

Д: …

В: Давайте попробуем. (дети запускают парашюты)

-Почему шарик с парашютом упал медленнее?

Д:…

В: Правильно, при падении парашют распрямляется и задерживает падение шарика, воздух поддерживает парашют, и не даёт парашюту упасть сразу.

-Ребята теперь вы убедились, что воздух есть везде вокруг нас.

-Для чего он нужен всем живым организмам?

Д: Воздухом мы дышим. Люди и животные не могут прожить без воздуха….

В: Обыкновенные люди могут задержать дыхание всего на 2 минуты, а ныряльщики могут не дышать 5 минут. (проводим эксперимент – сколько минут мы можем не дышать)

Д: Без воздуха человек не может находиться долго.

В: Поэтому нам с вами необходим чистый воздух и мы должны его беречь.

-А как вы думаете, отчего засоряется воздух?

(Показ презентации)

Д: Воздух загрязняют заводы и фабрики.

Машины загрязняют воздух выхлопными газами.

Загрязняют атмосферу лесные пожары.

В: Люди загрязняют воздух устраивая различные свалки.

Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?

Д: Не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах.

Посадить как можно больше цветов деревьев, потому что деревья очищают воздух, поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

В: Правильно ребята, не зря леса называют лёгкими планеты…

Что нового и интересного вы сегодня узнали?

Д:…

В:. А сейчас ребята выберите смайлик который отобразит ваше настроение (дети выбирают смайлики…

Публикации по теме:

«Музей ветра». Перспективный план мероприятий по работе с детьми старшего дошкольного возраста Перспективный план мероприятий по работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Музей ветра" СентябрьПроведение серии опытов.

План по самообразованию на тему «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Проведение опытов с объектами живой и неживой природы (растения, молоко, хлеб, вода, свет, воздух, рукотворного мира (ткани). Развитие.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект НОД «Воздух и его свойства» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 29 января 2014 в 12:53
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...