МААМ-картинки

«Загадки русской старины». Конспект НОД для детей старшей группы

Бочарова Наталья
«Загадки русской старины». Конспект НОД для детей старшей группы

Тема: «Загадки русской старины»

Цель : продолжать знакомить с народным художественным творчеством Белгородской области.

Задачи:

Образовательная:

закрепить знания детей о русской народной кукле : тряпичной, деревянной, глиняной; учить различать элементы мужской, женской и девичьей одежды,

продолжать учить детей создавать декоративные образы, соотнося их по цвету с фоном;

учить детей составлять узор для украшения сарафана по представлению;

Публикация «„Загадки русской старины“, Конспект НОД для детей старшей группы» размещена в разделах

Развивающая: развивать пространственное воображение и логическое мышление при составлении целого из частей;

развивать ловкость и быстроту при игре в русские народные подвижные игры;

Воспитательная: создать положительный эмоциональный настрой при проведении занятия; воспитывать у детей нравственные качества: трудолюбие, отзывчивость, взаимопомощь, дружелюбие.

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество» (аппликация).

Словарь: рубаха, юбка-понева, завеска, бусы (гайтан, лапти, сорока, штаны-портки, онуча, картуз, дымковская барыня-водоноска, деревянная матрешка, тряпичная кукла-закрутка.

Материал: куклы в костюмах Белгородской области, дымковские барыни, матрешки, тряпичные куклы-закрутки, бумажные куклы и сарафаны (по количеству детей, клей, кисти, ножницы, салфетки, цветная фактурная бумага, платочек, дидактические игры «Собери костюм» и «Сложи картинку», сундучок, фонограммы русских народных мелодий.

Ход занятия

1Организационный момент. Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, вы любите играть? Назовите мне, пожалуйста, свои любимые игрушки. Машинки, кубики, солдатики – это игрушки мальчиков. А во что больше всего любят играть девочки? Конечно, в куклы. У меня в детстве тоже была любимая кукла – с длинными волосами, с голубыми глазами, моя куколка (ее звали Рита) умела закрывать и открывать глаза. Я ее очень любила. И моя мама тоже играла в куклы, и мама моей мамы. А вот у бабушки моей бабушки была кукла, очень необычная для нас. Хотите узнать, какая? Отгадайте загадки. Отгадки лежат в этом волшебном сундучке. Кто загадку отгадает, тот куколку достанет.

2. Отгадывание загадок

Из цветного лоскуточка появилась моя дочка.

Куколка старинная, но такая милая!

Кто отгадает? Молодец, Саша! Это тряпичная кукла-закрутка. Произносим волшебные слова: «Сундучок-сундучок, открывай свой бочок!» Бери, Саша, куколку.

Ай да девица-душа! Посмотри, как хороша!

Щечки алые горят, удивительный наряд:

Клетчатая юбочка, фартук полосатый,

На полосках точки, а вокруг кружочки.

- Кто догадался, о чем речь? Молодец, Дима! - Это дымковская барыня. Не забудь про волшебные слова, открывай сундучок.

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.

Что же это за подружки?

Ах, красавицы стоят! Улыбаются, глядят,

Веселы, румяны, одеты в сарафаны.

Можно всех в одну собрать. Как красавиц тех назвать?

- Умница, Виолетта! Это матрешки.

3. Беседа.

Воспитатель: Вот, ребята, какими куклами играла бабушка моей бабушки. Назовите их, пожалуйста.

Дети: Это дымковская барыня, ее лепили из глины. Деревянная матрешка. Тряпичная кукла-закрутка.

Воспитатель: Дети, как можно назвать все эти игрушки? Они новые или старинные?

Дети: Это старинные игрушки.

Воспитатель: А где находятся все наши старинные игрушки? Как называется то место в группе, где живут все эти куклы?

Дети: Это музей.

Воспитатель: Что же такое музей?

Дети: Музей – это место, где хранятся старинные предметы, вещи, игрушки.

Воспитатель: В каких музеях вы бывали? Пожалуйста, поставьте кукол на полочки нашего музея, каждую рядом со своими подружками. Ребята, а в сундучке есть еще один сюрприз. Хотите узнать, какой?

4. Дидактическая игра «Сложи картинку».

На каждого ребенка конверт белого (5шт.) и красного (5шт.) цвета, в каждом конверте – разрезанные на 6 частей картинки с изображением матрешки и дымковской барыни. Дети собирают картинки под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла».

Воспитатель: Пожалуйста, соберите целую картинку из частей. Молодцы! Теперь положите карточки в свой конверт.

5. Физминутка.

Воспитатель: Ребята, вы хорошо потрудились. Хотите поиграть? Давайте вспомним старинную русскую игру «Барашеньки крутороженьки».

6. Сюрпизный момент.

Под русскую народную мелодию «Светит месяц» выходит девочка в русском народном костюме.

Девочка: Здравствуйте, ребята! Я на праздник к вам пришла и подарки принесла.

Показывает куклу в русском народном девичьем костюме.

- Посмотрите, что за диво! Кукла хороша, красива.

Это кукла – девочка. Вот рубаха белая,

Сарафан расписанный, ленточка в косе.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый наряд у куклы. Кто знает, что это за костюм?

Дети: Кукла одета в костюм, который носили в Белгородской области в старину.

Воспитатель: А как раньше одевались взрослые люди, мужчины и женщины, вы знаете?

Дети: В нашем маленьком музее есть куклы в таких старинных костюмах.

Воспитатель: Подойдем поближе, рассмотрим кукол.

7. Игра «Передай платочек».

Воспитатель:

Предлагаю поиграть,

Во что одета кукла, рассказать.

Становитесь вы все в круг,

Платок передавайте,

Все элементы костюма называйте.

Кукла-женщина: рубаха, юбка-понева, завеска, пояс, бусы (гайтан, лапти, сорока - комплекс женского костюма.

Кукла-мужчина: рубаха, пояс, штаны-порты, лапти, онуча, картуз.

8. Игра «Собери костюм».

Воспитатель:

Молодцы, удальцы! Еще хотите поиграть?

А теперь костюм наш русский

Предлагаю всем собрать.

Дети собирают костюмы из частей.

9. Самостоятельная художественно- творческая деятельность детей.

Воспитатель: Ребята, у нас в волшебном сундучке есть еще один подарок – бумажные куклы. Оказывается, с бумажными куклами тоже можно играть.

Только мастерица, которая шила им сарафаны, не успела их украсить, и попросила вас помочь ей. Поможем?

- Я рада, что вы откликнулись на просьбу. Вы очень трудолюбивые, добрые и отзывчивые. Про таких людей есть русские народные пословицы. Кто назовет пословицы о труде?

Пожалуйста, проходите на свои места, подумайте, как бы вам хотелось украсить сарафан для своей куколки.

Дети выполняют аппликацию под мелодию «Вологодские кружева»

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие красивые сарафаны получились! Давайте нарядим в них кукол. Какие красавицы! Мне кажется, они от радости готовы пуститься в пляс! А вы не хотите станцевать?

Дети исполняют русскую народную плясовую.

Рефлексия. Итог занятия.

Публикации по теме:

Перспективный план совместной деятельности воспитателя с детьми по теме «Развитие творческих способностей детей» Средняя группа Сентябрь1. Тема: Знакомство с материалами и техниками Цели: Познакомить детей с различными техниками выполнения работ по аппликации,.

Презентация для детей. Младший возраст. Геометрические фигуры в загадках. Цели: Образовательная: - уточнить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале и их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Загадки русской старины». Конспект НОД для детей старшей группы
Опубликовано: 27 октября 2013 в 18:59
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД