«Загадки русской старины». Конспект НОД для детей старшей группы

Бочарова Наталья
«Загадки русской старины». Конспект НОД для детей старшей группы

Тема: «Загадки русской старины»

Цель: продолжать знакомить с народным художественным творчеством Белгородской области.

Задачи:

Образовательная:

закрепить знания детей о русской народной кукле: тряпичной, деревянной, глиняной; учить различать элементы мужской, женской и девичьей одежды,

продолжать учить детей создавать декоративные образы, соотнося их по цвету с фоном;

учить детей составлять узор для украшения сарафана по представлению;

Развивающая: развивать пространственное воображение и логическое мышление при составлении целого из частей;

развивать ловкость и быстроту при игре в русские народные подвижные игры;

Воспитательная: создать положительный эмоциональный настрой при проведении занятия; воспитывать у детей нравственные качества: трудолюбие, отзывчивость, взаимопомощь, дружелюбие.

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество» (аппликация).

Словарь: рубаха, юбка-понева, завеска, бусы (гайтан, лапти, сорока, штаны-портки, онуча, картуз, дымковская барыня-водоноска, деревянная матрешка, тряпичная кукла-закрутка.

Материал: куклы в костюмах Белгородской области, дымковские барыни, матрешки, тряпичные куклы-закрутки, бумажные куклы и сарафаны (по количеству детей, клей, кисти, ножницы, салфетки, цветная фактурная бумага, платочек, дидактические игры «Собери костюм» и «Сложи картинку», сундучок, фонограммы русских народных мелодий.

Ход занятия

1Организационный момент. Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, вы любите играть? Назовите мне, пожалуйста, свои любимые игрушки. Машинки, кубики, солдатики – это игрушки мальчиков. А во что больше всего любят играть девочки? Конечно, в куклы. У меня в детстве тоже была любимая кукла – с длинными волосами, с голубыми глазами, моя куколка (ее звали Рита) умела закрывать и открывать глаза. Я ее очень любила. И моя мама тоже играла в куклы, и мама моей мамы. А вот у бабушки моей бабушки была кукла, очень необычная для нас. Хотите узнать, какая? Отгадайте загадки. Отгадки лежат в этом волшебном сундучке. Кто загадку отгадает, тот куколку достанет.

2. Отгадывание загадок

Из цветного лоскуточка появилась моя дочка.

Куколка старинная, но такая милая!

Кто отгадает? Молодец, Саша! Это тряпичная кукла-закрутка. Произносим волшебные слова: «Сундучок-сундучок, открывай свой бочок!» Бери, Саша, куколку.

Ай да девица-душа! Посмотри, как хороша!

Щечки алые горят, удивительный наряд:

Клетчатая юбочка, фартук полосатый,

На полосках точки, а вокруг кружочки.

- Кто догадался, о чем речь? Молодец, Дима! - Это дымковская барыня. Не забудь про волшебные слова, открывай сундучок.

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.

Что же это за подружки?

Ах, красавицы стоят! Улыбаются, глядят,

Веселы, румяны, одеты в сарафаны.

Можно всех в одну собрать. Как красавиц тех назвать?

- Умница, Виолетта! Это матрешки.

3. Беседа.

Воспитатель: Вот, ребята, какими куклами играла бабушка моей бабушки. Назовите их, пожалуйста.

Дети: Это дымковская барыня, ее лепили из глины. Деревянная матрешка. Тряпичная кукла-закрутка.

Воспитатель: Дети, как можно назвать все эти игрушки? Они новые или старинные?

Дети: Это старинные игрушки.

Воспитатель: А где находятся все наши старинные игрушки? Как называется то место в группе, где живут все эти куклы?

Дети: Это музей.

Воспитатель: Что же такое музей?

Дети: Музей – это место, где хранятся старинные предметы, вещи, игрушки.

Воспитатель: В каких музеях вы бывали? Пожалуйста, поставьте кукол на полочки нашего музея, каждую рядом со своими подружками. Ребята, а в сундучке есть еще один сюрприз. Хотите узнать, какой?

4. Дидактическая игра «Сложи картинку».

На каждого ребенка конверт белого (5шт.) и красного (5шт.) цвета, в каждом конверте – разрезанные на 6 частей картинки с изображением матрешки и дымковской барыни. Дети собирают картинки под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла».

Воспитатель: Пожалуйста, соберите целую картинку из частей. Молодцы! Теперь положите карточки в свой конверт.

5. Физминутка.

Воспитатель: Ребята, вы хорошо потрудились. Хотите поиграть? Давайте вспомним старинную русскую игру «Барашеньки крутороженьки».

6. Сюрпизный момент.

Под русскую народную мелодию «Светит месяц» выходит девочка в русском народном костюме.

Девочка: Здравствуйте, ребята! Я на праздник к вам пришла и подарки принесла.

Показывает куклу в русском народном девичьем костюме.

- Посмотрите, что за диво! Кукла хороша, красива.

Это кукла – девочка. Вот рубаха белая,

Сарафан расписанный, ленточка в косе.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый наряд у куклы. Кто знает, что это за костюм?

Дети: Кукла одета в костюм, который носили в Белгородской области в старину.

Воспитатель: А как раньше одевались взрослые люди, мужчины и женщины, вы знаете?

Дети: В нашем маленьком музее есть куклы в таких старинных костюмах.

Воспитатель: Подойдем поближе, рассмотрим кукол.

7. Игра «Передай платочек».

Воспитатель:

Предлагаю поиграть,

Во что одета кукла, рассказать.

Становитесь вы все в круг,

Платок передавайте,

Все элементы костюма называйте.

Кукла-женщина: рубаха, юбка-понева, завеска, пояс, бусы (гайтан, лапти, сорока - комплекс женского костюма.

Кукла-мужчина: рубаха, пояс, штаны-порты, лапти, онуча, картуз.

8. Игра «Собери костюм».

Воспитатель:

Молодцы, удальцы! Еще хотите поиграть?

А теперь костюм наш русский

Предлагаю всем собрать.

Дети собирают костюмы из частей.

9. Самостоятельная художественно- творческая деятельность детей.

Воспитатель: Ребята, у нас в волшебном сундучке есть еще один подарок – бумажные куклы. Оказывается, с бумажными куклами тоже можно играть.

Только мастерица, которая шила им сарафаны, не успела их украсить, и попросила вас помочь ей. Поможем?

- Я рада, что вы откликнулись на просьбу. Вы очень трудолюбивые, добрые и отзывчивые. Про таких людей есть русские народные пословицы. Кто назовет пословицы о труде?

Пожалуйста, проходите на свои места, подумайте, как бы вам хотелось украсить сарафан для своей куколки.

Дети выполняют аппликацию под мелодию «Вологодские кружева»

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие красивые сарафаны получились! Давайте нарядим в них кукол. Какие красавицы! Мне кажется, они от радости готовы пуститься в пляс! А вы не хотите станцевать?

Дети исполняют русскую народную плясовую.

Рефлексия. Итог занятия.

Публикации по теме:

Перспективный план совместной деятельности воспитателя с детьми по теме «Развитие творческих способностей детей» Средняя группа Сентябрь1. Тема: Знакомство с материалами и техниками Цели: Познакомить детей с различными техниками выполнения работ по аппликации,.

Презентация для детей. Младший возраст. Геометрические фигуры в загадках. Цели: Образовательная: - уточнить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале и их.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Загадки русской старины». Конспект НОД для детей старшей группы
Опубликовано: 27 октября 2013 в 18:59
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект мастер-класс с детьми и родителями «Нетрадиционная техника рисования мятой...
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев» . Цель: Вовлечение родителей в образовательный процесс. Задачи: 1. Учить родителей...
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...