Конспект НОД в форме заседания клуба эрудитов «Традиции и быт кубанского казачества» с применением ИКТ

Ирина Лисичкина
Конспект НОД в форме заседания клуба эрудитов «Традиции и быт кубанского казачества» с применением ИКТ

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной логопедической группе «Радуга»

Заседание клуба эрудитов на тему:

"Традиции и быт кубанского казачества"

(слайд №1)

Программные задачи:

Обогатить, систематизировать знания детей о родном, крае: название, место на карте России; историческое прошлое.

Развивать познавательный интерес к истории своего народа, казаках, их образе жизни, традициях, ремёслах;

Расширить, представления детей о быте и культуре Кубанского казачества;

Продолжать активизировать знания детей; учить мыслить системно, развивать оценочные суждения, процессы анализа и синтеза;

Воспитывать любовь к малой Родине; уважение к кубанским традициям, гордость за своих предков.

Активизировать в речи детей слова: глэчик, макитра, рубель, хата, рушник, самовар, красный угол, колыбель, учить понимать их значение.

Предварительная работа:

рассматривание старых фотографий, подборка фотографий, мультимедийное сопровождение, изучение стихотворений, пословиц и поговорок о Кубани и казаках.

Материалы и оборудование:

Аудио запись песен Кубанского Казачьего хора, фотографии быта казаков, призы детям бумажные журавлики.

Ход занятия:

1.Организационный момент (вместе с воспитателем) «Круг радости» (психологический этюд, слайд №2)

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я приглашаю вас встать в большой дружный круг и поприветствовать всех, кто нас окружает.

Здравствуй, небо голубое, (руки к небу)

Здравствуй, сонце золотое, (ладони крестиком)

Здравствуй, вольный ветерок, (руки над головой)

Здравствуй, маленький дубок.

Мы живем в одном краю (руки друг другу)

Я тебя приветствую. (поклон)

Звучит гимн Кубани «Ой, Кубань - ты наша Родина».

Воспитатель в кубанском костюме входит с детьми. (дети рассаживаются на стульчики)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня речь в нашей беседе? (о родном крае, о Кубани. )

-Правильно.

Воспитатель: А теперь послушайте отрывок из стихотворения о Кубани. (Можно читать под спокойную музыку)

Ты был на Кубани?

А ты побывай.

Отличные люди,

Прославленный край!

Там примут тебя,

Как хорошего друга,

Покажут, как землю

Ворочают плугом

Как хлеб убирают,

Как стол накрывают,

Как в горнице гостя

У нас угощают.

Веселые окна,

Открытые ставни,

Дымок над трубою,

Как выстрел недавний.

Люблю тебя, край мой,

Простор краснодарский,

И труд хлебороба,

И песни, и пляски.

(слайд №3)

Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань.

Давайте послушаем стихотворения детей о нашей Родине:

1-ребенок- На Кубани, мы живём,

На родной Кубани.

Песни звонкие поём,

Славимся делами.

2-ребенок-Не найти в России милой

Благодатней края.

Ой, Кубань – кормилица

Сердцу дорогая.

3-ребенок-Как хороша земля родная

Другой такой мы не найдем

Поговорим сегодня о Кубанском крае

О нашем крае дорогом.

(слайд №4)

Воспитатель:Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. Мы попадем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья.

(слайд №5)

Казакам мы строить дома помогали

Их хатами, мазанками все называли.

Сегодня в казачью мы хату войдем,

Там много увидим и песню споем.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете: что такое хата? (ответы детей)

Д/И : «Расставьте картинки в нужном порядке» (слайд №6)

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. (слайд №7)

В казачьих семьях глава семьи казак. Как, по-вашему, чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работает в поле, защищает границу от врагов)

(слайд №8)

Ребята, давайте вспомним пословицы про казака:

Дети:

- Казак без коня, что солдат без ружья.

- Казак в беде не плачет.

- Казак сам голодает, а конь его сыт.

- Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

- Терпи казак - атаманом будешь.

- Казаку честь-родину беречь.

- Казачьему роду-нет переводу.

-Где казак - там и слава.

Воспитатель:Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.

Кто из вас знает, как называли жену казака? (Казачка)

(слайд №9)

Чем же она занималась дома? (Ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб)

Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. Кто из вас помнит, в чем готовили еду?

Воспитатель:Правильно, в чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная.

(слайд №10)

Вот перед вами глиняный сосуд, который называется глэчик - в нем хранили молоко (Активизация данного слова в речи детей).

Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто? Правильно, макитра - это горшочек из глины ( Активизация данного слова в речи детей(слайд №11) )

Ребята, самое главное в казачьей хате - это печь. (слайд №12) Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырёх тысяч лет? Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили:

«Всё, что в печи,- на стол мечи».

«Печь нам – мать родная»,

«У печи всё красное лето».

Хлебом не корми, только с печи не гони.

Зимой в мороз даже кур под печкой держали.

Воспитатель:Ребята, я загадаю загадки, а вы подумайте, о чем они?

* Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

* Бабушка седа - бела,

Зимой всем мила,

А как лето наступает,

Про бабушку забывают.

* Зимой много ест,

Летом много спит,

Тело тёплое, крови нет.

Сесть на неё сядешь,

А не везёт.

Внутри огонь горит,

Из трубы дым валит,

Кашу варит, блины жарит.

Ответы детей.

Воспитатель:Правильно, это все загадки про печь кормилицу.

Физкультминутка:

Ветер по морю гуляет (шагаем)

И кораблик подгоняет (машем руками)

Он бежит себе в волнах (бег на месте)

На раздутых парусах (дуем).

Раз ладошка, два ладошка.

Подружи со мной немножко.

Мы ребята дружные,

Дружные, послушные.

Воспитатель: Ребята, садитесь, продолжим путешествие.

Кубанцы – народ гостеприимный, хлебосольный, очень любят гостей угощать.

Чаем поили гостей из….(самовара).

-(Правильно. )

(слайд №13/i])

-Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. (Активизация в речи детей: домовитые, аккуратные, бережливые)

Они сами пряли, ткали. Посмотрите, что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканые изделия? (Активизация в речи детей рубель и каталка(слайд №14) )

-А еще казачки очень любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. И большое значение придавали убранству хаты.

Центральным местом в доме был красный угол – божница. (слайд №15)

Божница состояла из одной или нескольких икон, увешанных рушниками и цветами. Перед иконами крепилась лампадка, которую зажигали, когда молились или на большие праздники.

Как по-вашему, что такое рушник?

Верно, ребята, рушники это традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из ткани домашнего производства, обшивали с двух сторон кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краям полотенца.

(слайд №16)

Воспитатель: Важным предметом в казачьем быту была кровать, изготовленная из дерева своими руками. Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать – это место отдыха все должно этому служить. Возле кровати родителей находилась колыбель. (Активизация данного слова в речи детей, (слайд №17)) Она обычно передавалась из поколения в поколение и служила много лет. Колыбель была покрыта пологом. Как вы думаете для чего? (ответы детей)

(слайд №18)

- Детей у казаков было много, родители были рады рождению и мальчика и девочки. Давайте, послушаем колыбельную песню казачки.

(колыбельная песня в исполнении кубанского хора)

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы сегодня узнали много новых слов. Вспомним их, я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его.

- Дом, в котором жили наши предки (хата)

- С помощью, каких двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка)

- Воду приносили из ….(колодца)

- Вкусный чай пили из ….(самовара)

- С помощью этого предмета украшали хату. (рушник)

- Ребенок спал в….(колыбели)

- Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте и традициях Кубани. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.

И в заключении нашего путешествия, мы вспомним с вами стихотворение нашего кубанского поэта П. Воронько «Журавель»(слайд №19)

Жура – Жура – Журавель!

Облетел он сто земель

Облетел, обходил

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили Журавля :

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая :

«Лучше нет родного края!»

Воспитатель: Разрешите мне подарить вам вот таких бумажных журавликов, в надежде, что вы всегда будете любить и беречь свою Родину, где бы вы не находились. (Вручение детям бумажных журавликов).

(слайд №20)

Прикреплённые файлы:

prezentacija-kuban_en4jk.pptx | 8650,81 Кб | Скачан: 154
 
Публикации по теме:

Посвящение в казачатаПосвящение в казачата «Хороши кубанские просторы. Плодородна щедрая земля. Нивы необъятные, как море, край казачий, Родина моя!» С этих слов начался праздник.

«Наш кубанский огород»«Наш кубанский огород» Кубань – земля такая: Лишь первый луч скользнет – И поле оживает, И гром земной плывет, И землю плуг срезает, Как масло. Круглый год Здесь.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект НОД в форме заседания клуба эрудитов «Традиции и быт кубанского казачества» с применением ИКТ
Опубликовано: 1 мая 2013 в 23:21
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...
Спортивный праздник «Веселые старты» на тему: «Цирковое представление»
Звучит музыка «Цирк», дети выходят в колонне по одному и выстраиваются в одну шеренгу. 1 ребенок: Начинать пора наше представление Здравствуйте, друзья!...
Мини-музей воинской славы
Мини-музей воинской славы В МБДОУ ЦРР детский сад №51 «Родничок» с. Кагальник Азовского района был создан мини-музей воинской славы. Цель организации...
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...