Получи документы

Конспект НОД «Здравствуй, Мокша».

Лидия Ликунова
Конспект НОД «Здравствуй, Мокша».

Конспект НОД «Здравствуй, Мокша».

Программное содержание:

Расширять понятия о природном мире. Продолжать формировать понятия о формировании реки, ее истоках. Учить сравнивать и находить различия между двумя источниками воды. Продолжать знакомство с реками Мордовии и их обитателями. Закрепить умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, водных животных.

Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи, совершенствовать устную речь детей, упражнять в образовании однокоренных слов и слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Активизировать словарный запас по теме.

Публикация «Конспект НОД „Здравствуй, Мокша“,» размещена в разделах

Воспитывать любовь к природе Мордовии.

Материал:

Предметные картинки: речная рыба, водоплавающие птицы, водные животные. Карточки – схемы к модели «Природный мир». Плакат «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой», слайды с изображением горной и равнинной рек, реки Мокша, лесного родника, болота, рабочие листы «Сравни», карандаши.

Реквизит: мордовский народный костюм.

Мет. приемы:

Словесные: чтение художественной литературы, вопросы.

Наглядные: рассматривание слайдов, картинок, работа со схемами.

Игровые: игр. упражнения: «Кто внимательный?», «Сравни», игры: «Две речки», «Ерши и щука», «Скажи ласково», «Назови одним словом».

Предварительная работа:

Работа с картой Мордовии. Беседы о реках Мордовии, о правилах поведения на воде, в природе. Просмотр видео – материалов, иллюстраций, фотографий. Чтение стихов и рассказов мордовских писателей о природе Мордовии. Заучивание загадок.

Методика проведения занятия.

Дети стоят полукругом.

В. Дети, послушайте стихотворение:

Солнце светит и блестит роса,

Леса шумят и голубеют небеса,

Бабочка резвиться

И речка серебрится…

Живет под липой колючий еж,

А из тучи льет веселый дождь…

Все природою зовем –

Это наш огромный дом.

В. На какие две части делиться природный мир?

В. Правильно - на живую неживую природу. На столе лежат карточки – схемы, изображающие явления и предметы живой и неживой природы. Поиграем и узнаем, кто из вас самый внимательный. Карточки нужно разместить таким образом: слева – предметы живой природы, справа – объекты и явления неживой природы.

Игровое упражнение: «Кто самый внимательный»

(Проверка задания).

В. Молодцы! Никто не ошибся. Присаживайтесь за столы. Послушайте загадку:

Бежит, бежит – не выбежит,

Течет, течет – не вытечет. Что это?

В. Верно. Может вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

В. А вы знаете, откуда начинается река, где ее начало?

В. Правильно. А еще речка может начинаться в лесной глуши из оврага, где бьет родник. Послушайте стихотворение И. А. Бунина:

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

В. Как же получается река?

В. Верно. Вода, вытекающая из родника, болота, собирается в ручьи. Они соединяются и получается река. А сейчас предлагаю поиграть. Сравните и соедините линией похожие, на ваш взгляд, предметы: родник, реку, болото, озеро, ручей с ключом, зеркалом, чашкой, змеей, шарфиком и с кастрюлькой с тестом.

Игровое упражнение «Сравни».

(Воспитатель задает вопросы, проверяя выполнение задания).

В. Дети, назовите реку ласково.

В. Верно, слова звучат очень ласково: речка, реченька, речушка. А как назвать огромную реку? Рыба, которая живет в реке как называется?

В. Молодцы. Сколько родственных вы придумали: речка, реченька, речушка, речища, речная. Все реки разные. Реки и речки бывают равнинными и горными. Равнинные текут медленно и плавно, у них низкие берега. Есть горные реки, у которых течение быстрое, бурлящее, а берега скалистые.

(Показ иллюстраций, слайдов, видео).

В. Посмотрите на эти иллюстрации и скажите, чем отличается горная река от равнинной?

(Активизация словаря: «В горной реке вода бурлит, течет быстро; берега - каменные, обрывистые.»).

В. Какое течение в горных реках? (В равнинных)

В. Верно. Течение горной реки быстрое, бурлящее, шумное, а равнинной реки – медленное, плавное, спокойное. Давайте поиграем. Сначала вы будете равнинной рекой, а затем - горной.

(Дети встают в колонну, держась за руки. Сначала они двигаются медленно, плавно, иногда выполняют «змейку», затем по сигналу воспитателя дети меняют темп движения: подпрыгивают, выполняют бег в медленном и быстром темпе, приседают, поднимая руки вверх, встряхивают кистями рук, затем встают, бегут «змейкой».)

Игра «Две речки».

В. Поиграли? Присаживайтесь.

(Звучит музыка, входит Ведява.)

В. Кто вы?

Г. Я хозяйка рек и озер. Зовут меня Ведява. Услышала я, что вы говорите про реки и решила прийти к вам в гости. Здравствуйте, дети!

В. Проходите, присаживайтесь.

Г. Спасибо. Дети, а вы знаете, что у нас в Мордовии тоже много рек?

В. Дети даже знают, как они называются.

Г. Я очень рада. Называйте реки, а я буду их считать.

(Дети называют реки : Сивинь, Рудня, Вад, Исса, Нуя, Алатырь, Инсар, Мокша и др.)

Г. Правильно. В Мордовии более 100 больших и малых рек. Самая большая река Мокша. (Показывает на карте). У Мокши много притоков – малых рек, которые наполняют ее водой. (Показ иллюстраций). Мокша широкая и полноводная река с чистой и прозрачной водой. Течение спокойное и плавное. По берегам Мокши растут и зреют хлеба. Мордовский народ гордится своей рекой, следит за её чистотой. Ей посвящают стихи:

Догорела, догорела

Ало – ало засияла

Ранняя заря.

Тихой Мокши гладь.

Пал на воду луч восхода,

Ивы в росах моют косы,

Золотом горя.

Всюду – благодать.

(М. Безбородов.)

В. Спасибо, тебе Ведява, за рассказ. Теперь послушай, что знают наши дети.

В. Дети, послушайте загадку:

Хвостом она виляет,

Зубаста, а не лает.

Кто это?

В. Хотите поиграть? Игра называется «Ерши и щука».

(Дети тихо бегают по группе и подходят к водящему – щуке).

Д. Над речушкой в тиши

Шелестят камыши,

А в воде у камышей

Шесть задиристых ершей.

Не ершитесь вы, ерши,

Лучше спрячьтесь в камыши.

Вас ершей – малышей

Щука ждет у камышей.

(Дети разбегаются, водящий их ловит).

Игра «Щука и ерши».

В. Присаживайтесь на ковер. Сейчас мы с вами вспомним, кто живет рядом с ершами и щукой.

(Дети загадывают и отгадывают загадки).

По дну реки гулять идет

И ножницы с собой несет. (Рак).

У лошадки – жеребенок,

А у свинки – поросенок,

У собаки – щенок,

А у рыбки – (малек).

Пузырек в воде резвился,

В лягушонка превратился. (Головастик).

В. Какие рыбы, кроме щуки и ерша, живут в Мокше? (Дети показывают картинку и называют ее).

В. Молодцы! Хорошо знаете пресноводных рыб. А какие птицы гнездятся на берегах Мокши? (Дети отгадывают загадки о водоплавающих птицах.)

Красные лапки щиплют за пятки. (Гусь).

Пестрая крякушка

Ловит лягушек. (Утка).

Улетали с севера на юг

И теряли белый, белый пух. (Лебедь).

В. Молодцы! А теперь посмотрите на эти плакаты и назовите как можно больше растений, животных, насекомых, рыб, которые живут на воде, под водой и рядом с водой.

(Дети работают с раздаточным материалом и рассказывают о том, что знают об обитателях реки Мокша).

Г. Да, не ожидала я, что вы столько знаете о реке Мокша и ее обитателях. Молодцы! Хочу предложить вам игру «Назови ласково».

Окунь – окунишка, окунек, окунечек.

Плотва – плотвичка.

Ерш – ершик, ершишка.

Лещ – лещик.

Сом – сомик.

Комар – комарик.

Лягушка –лягушечка.

Утка – уточка.

Гусь – гусенька.

Лебедь – лебедушка.

Водомерка – водомерочка.

Г. Молодцы! Есть еще одна игра для вас называется «Назови одним словом».

Гусь, лебедь, утка -…

Ондатра, выдра, бобр - …

Змея, ящерица - …

Ива, береза, рябина - …

Лещ, карась, окунь - …

Комар, водомерка, жук – плавунец - …

Лилия, кувшинка - …

Г. Спасибо дети, порадовали меня. Но мне пора уходить. До новых встреч.

В. Дети, кто приходил к нам в гости? О чем мы говорили? Что вам запомнилось? Что вас заинтересовало?

В. Вы замечательно отвечали. Я рада, что вы много знаете о Мокше.

Публикации по теме:

«Здравствуй, здравствуй Новый год!». Фотоотчёт Зимушки-зимы о проведённом новогоднем утреннике в младшей группе«Здравствуй, здравствуй Новый год!». Фотоотчёт Зимушки-зимы о проведённом новогоднем утреннике в младшей группе Огоньки сверкают ярко, Веселится детвора, Новый год несёт подарки – Хоровод водить пора. Снегурка долгожданная К нам с радостью придет,.

«Здравствуй, здравствуй, Новый год. Как Снегурочка варежку потеряла». Сценарий новогоднего праздника в первой младшей группе «Здравствуй, здравствуй, Новый год». Новогодний утренник в I-ой младшей группе. Под музыку песни «Новогодняя» малыши заходят в музыкальный.

Сценарий новогоднего утренника «Здравствуй, здравствуй, Ёлочка!» (младшая группа) «Здравствуй, здравствуй, Ёлочка!» Сценарий Новогоднего утренника младшая група. Герои: Снегурочка, Дед Мороз. Атрибуты: Снеговик,стульчик.

Развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Здравствуй, солнце, здравствуй, лето!»Развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Здравствуй, солнце, здравствуй, лето!» Ведущий. Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Сегодня у нас с вами веселый праздник. 1 июня – наступило лето! И теплом июньским.

Сценарий новогоднего праздника для первой младшей группы «Здравствуй, здравствуй, Новый год!» Дети входят в зал. Воспитатель: У новогодней ёлочки Зелёные иголочки. И снизу до верхушки – Красивые игрушки. Висят на ветках шарики, Волшебные.

Сценарий туристического похода на природу «Здравствуй, здравствуй, зимний лес, полный сказок и чудес!» Цель: Пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физической культуре и спорту. Задачи: 1. Развивать умение ориентироваться на.

Технологическая карта к НОД для второй младшей группы «Здравствуй, елочка, здравствуй, Новый год» Тема: «Путешествие в зимний лес» Возрастная группа: 2 младшая группа Вид: тематическое занятие. Цель: Создание положительного эмоционального.

Творческо-познавательный проект в средней группе «Здравствуй, здравствуй, осень, чудесная пора!» Цель проекта: Формирование умений наблюдать за характерными явлениями осенней погоды, развитие умений понимать и устанавливать связь между.

Занятие-развлечение по пожарной безопасности «Здравствуй, здравствуй, Новый год» во второй группе раннего возрастаЗанятие-развлечение по пожарной безопасности «Здравствуй, здравствуй, Новый год» во второй группе раннего возраста Занятие - развлечение "Здравствуй, здравствуй новый год" (пожарная безопасность) во второй группе раннего возраста Воспитатель: Меньщикова.

«Здравствуй, здравствуй Новый год!» Сценарий новогоднего утренника в подготовительной логопедической группе Новогодняя феерия по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» для детей подготовительной логопедической группы Дети под музыку входят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Здравствуй, Мокша».
Опубликовано: 19 января 2017 в 16:13
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД