МААМ-картинки

Конспект НОД в старшей группе «Зимушка-зима». Развитие связной речи дошкольников с помощью мнемотаблиц

Галина Тарасенко
Конспект НОД в старшей группе «Зимушка-зима». Развитие связной речи дошкольников с помощью мнемотаблиц

Цель:

развитие связной речи детей с помощью мнемотаблиц

Задачи:

Образовательные:

учить детей рассказывать о времени года (о зиме) с использованием наглядных пособий (мнемотаблиц, в связной логической последовательности;

продолжать уточнять и систематизировать представления детей о и приспособленности животных к зимним условиям;

учить отыскивать причины изменений в жизни животных, в условиях их обитания;

закреплять умение анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки;

формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Зимушка-зима“, Развитие связной речи дошкольников с помощью мнемотаблиц» размещена в разделах

формировать умения соотносить знаковые символы с образами.

Развивающие:

развивать связную речь;

расширять словарный запас притяжательными прилагательными: волчья, лисья, медвежья;

развивать доказательную речь;

развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Материалы:

мнемотаблицы, игрушка (кенгуренок, глобус, снежинки.

Музыка звуки

:ветра, метели, вьюги.

Предварительная работа:

беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Зима», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений малых фольклорных форм. Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных: подготовка животных к зиме.

Словарная работа

:Сосулька, лёд, льдина, снег, лавина, метель, ветер, иней, снежинки, снегопад и т. д.

Методы:

практический, игровой, наглядный, словесный.

Приемы

:Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

I.

Вводно – мотивационная.

Воспитатель: Дети посмотрите к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними (дети здороваются гостями).

Встали все друзья в кружок,

Улыбнись ты мне дружок

Настроенье поднимай,

К волшебству скорей шагай.

- Давайте подарим, друг другу и нашим гостям улыбку и с хорошим настроением продолжим наше маленькое путешествие. (Дети смотрят друг на друга и улыбаются) Молодцы!

Воспитатель: - Сколько времен года вы знаете? (Четыре)

Воспитатель: - Верно, 4. Давайте назовем их, с помощью наших помощниц мнемотаблиц.

Показ на слайдах мнемотаблиц времен года. (Зима, весна, лето, осень)

Вопросы по содержанию:

- Какое время года здесь изображено?

-Как вы догадались? Почему?

Воспитатель: -Сегодня мы поговорим об одном из них, а вот о каком именно вам подскажет музыкальная загадка:

- Что вы слышите? (Звуки сильного ветра, вьюга, метель)

Воспитатель: - Правильно, это зима. В народе ее часто называют ласково зимушка-зима. Я назову вам слово, а вы назовете его ласково, например,

Снег -, снежинка -, снеговик -, санки -, рукавица -, сапог -…

II.

Операционно – содержательная.

Воспитатель вносит игрушку – кенгуренка. (Слова за героя произносит воспитатель).

- Кажется, у нас гость. Вы его узнали? Да, это Крошка Ру! А где живут кенгуру?

Подходят к глобусу и отмечают на нем флажком Австралию.

Кенгуренок: - Здравствуйте, ребята! Правильно, я живу в далекой жаркой Австралии. Я слышал, как вы говорили о зиме, мне понравилось, но я ее никогда не видел. Какая она?

Воспитатель: - Ребята тебе расскажут, правда! (Да)

- Какая ребята бывает зима? (Снежная, холодная, белая, пушистая, искристая, ветреная)

Кенгуренок: -Молодцы! Как много вы знаете о зиме!

Воспитатель:-А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о зиме, чтобы Крошка Ру запомнил его и рассказал своим друзьям. В этом нам помогут наши помощники-таблицы. (Дети подходят к столу и выбирают любую мнемотаблицу). Работа в парах.

Составление рассказа по мнемотаблицам.

Воспитатель: - А сейчас немного отдохнем. Я буду показывать вам карточки, а вы будете говорить и выполнять движение:

Снежки-дети приседают, берут снег, формируют комочки ладонями, бросают,

Снежинки – приседают, руки как будто падает снег,

Лыжи– имитируют движение лыжников,

Вьюга– дуют и кружатся,

Валенки – прыгают на одной ноге. Сначала по порядку, потом в разброс.

Воспитатель:-Ребята, а как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки - зимы?

-Хорошо им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады?

- Давайте расскажем кенгуренку, какие животные обитают в наших лесах, и как они зимуют.

Загадывание загадок о животных

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет,

Ходит, бродит он молчком,

Уши серые торчком. (Волк)

Составление рассказа о волке с помощью мнемотаблицы (мнемотаблица на слайде)

(Инструкция воспитателя по использованию мнемотаблицы).

Кто это? Где живет? Какое это животное? Чем покрыто его тело? Какого цвета его шубка? Какие части тела? Чем питается? Какое у него жилище? Как называются его детеныши? Как зимует?

Пример: Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.

Следующая загадка:

И ушаст, и глазаст,

И пугаться горазд.

Заберется в куст и спит,

Кочерыжку съест – и сыт. (Заяц)

Составление рассказа о зайце с помощью мнемотаблицы (мнемотаблица на слайде)

Динамическая игра: «Зима»

Мы зимой в снежки играем.

По сугробам мы шагаем.

И на лыжах мы бежим.

На коньках по льду скользим.

И снегурку лепим мы.

Гостью-зиму любим мы!

Следующая загадка:

Грызун, но не мышь,

Прыгун, но не заяц,

Рыжий хвост, но не лиса

Кто это(Белка)

Составление рассказа о белке с помощью мнемотаблицы (мнемотаблица на слайде)

Загадка про медведя

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос? (Медведь)

Составление рассказа о медведе с помощью мнемотаблицы (мнемотаблица на слайде)

Воспитатель: - Зимой на снегу звери много оставляют следов. Нам нужно разобраться и определить, какие животные игры оставили.

Игра «Чьи следы?»

Показ на слайдах следов и диких животных

Динамическая пауза:

Предложить детям поиграть, но для этого нужно перевоплотиться в животных, изобразить их.

Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, а потом на пятках. Пойдем легко как лисята, И как заинька – трусишка, И как серый волк – волчишка, Вот свернулся еж в клубок, Потому, что он продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся.

Воспитатель: -А еще,мы с ребятами, учим стихотворения про зиму и хотим, чтобы ты послушал.

Рассказывание детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицу

Раз, два, три, четыре, пять – С горки мы потом катались.

Мы идем во двор гулять. А потом в снегу валялись.

Бабу снежную слепили, А потом домой пришли,

Птичек крошками кормили. Суп поели, спать легли.

Воспитатель (гостю): - Понравилось тебе стихотворение?

Кенгуренок: - Очень! Я бы хотел рассказать его своим друзьям, только боюсь всего мне не запомнить.

Воспитатель: -Чтобы ты ничего не забыл, мы с ребятами подарим тебе таблицу-подсказку (дарят кенгуренку мнемоталицу).

Кенгуренок: - Спасибо! Я столько всего узнал, благодаря вашим подаркам я смогу рассказать своим друзьям о зиме! Мне пора! До свидания!

III.

Рефлексивно – оценочная.

Воспитатель: - Ребята, зимой бывает большой снегопад. Давайте мы с вами на него посмотрим. Но снегопад будет у нас волшебный! Чем больше вы ответите на вопросы, тем больше будет снежинок на нашем волшебном экране (на слайде появляются снежинки)

Вопросы к детям по содержанию занятия:

Что понравилось?

Чем сегодня занимались?

Чей рассказ понравился больше?

Почему?

Кто был их сегодняшним гостем и где он живет?

Как мы ему помогли?

Что вам больше всего запомнилось?

Воспитатель:-Вот какая удивительная у нас зима! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. Посмотрите, какой у нас снегопад, какие узорчатые снежинки!

- На прощание я хочу подарить вам снежинки. Вы дома раскрасьте их и рас-скажите своим родителям о зиме, прекрасном времени года, ее приметах.

Публикации по теме:

«Кто где зимует?» Дидактический плакат для детей 4–5 лет«Кто где зимует?» Дидактический плакат для детей 4–5 лет Цель данного плаката - Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб,насекомых : медведь и еж зимой спят, у зайца.

Перспективное планирование по формированию системного мышления детей дошкольного возраста — старший возраст ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Задачи обучения установлению системных связей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Зимушка-зима». Развитие связной речи дошкольников с помощью мнемотаблиц
Опубликовано: 28 января 2014 в 17:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД