Конспект НОД «Знакомство с родным краем»

Синдянкина Надежда
Конспект НОД «Знакомство с родным краем»

Задачи.

Познание: формировать познавательный интерес детей к малой родине, желание активно изучать ее историю, культуру, сельское хозяйство, достопримечательности, символику, растительный и животный мир, успехи и достижения.

Коммуникация: развивать связную речь, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарный запас, обучая использовать слова: район, достопримечательности, сельское хозяйство, совхозы, колхозы, предприятия, символика. Формировать умение правильно применять пословицы и поговорки: «Всякому мила своя сторона», «Родина любимая, что мать родимая», «Везде хорошо, а дома лучше» и др.

Социализация: формировать любовь и бережное отношение к родному краю, гордость за народ, живущий на Лямбирской земле. Способствовать нравственному становлению личности. Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, толерантность.

Художественное творчество: Формировать эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности.

Материал: карта России, Республики Мордовия, Лямбирского района; изображения флагов России, Республики Мордовии, Лямбирского района; карта – схема Лямбирского района, герб Лямбирского района; флаг Республики Мордовия, Лямбирского района; флажок; сердечки «С любовью к Лямбирю», геометрические фигуры разного размера, формы, цвета, клей, салфетки, клеенки, альбомные листы.

Непосредственная образовательная деятельность

(Дети заходят в мини-музей, подходят к карте России)

Воспитатель. Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна. Как называется наша страна?

Дети. Наша страна называется Россия.

Воспитатель. Назовите столицу России.

Дети. Это город Москва.

Воспитатель. В центральной части России (показывает на карте) находится наша республика. Как называется наша республика?

Дети. Наша республика называется Мордовия.

(На доске карта Республики Мордовия. Дети подходят и садятся полукругом)

Воспитатель. Посмотрите, вот так выглядит наша республика на карте. Нашу Мордовию прославляют писатели и поэты. Послушайте замечательное стихотворение Татьяны Уделькиной «Моя Мордовия».

Мордовский край! Родимая Отчизна!

Мне близок сердцу каждый уголок,

И пенье птиц, и щебет соловьиный,

Краса полей и широта лесов.

Мордовский край! Любимая Отчизна!

Твоя краса мне очень дорога:

Знакомая тропинка к дому,

Знакомый пруд, крутые берега.

Воспитатель. На самом деле, Мордовия - это чудесный край, с очаровательной природой, с большими лесами, бескрайними полями, с глубокими озерами и реками. Невелика по размерам территория Мордовии. Но если бы вы захотели пройти с рюкзаком за плечами вдоль ее границ, то вам бы потребовалось для этого полтора месяца, т. е 6 недель. Даже если бы в день было пройдено 30 км.

Воспитатель. Ребята, что какие города Республики Мордовия вы знаете?

Дети. Рузаевка, Темников, Ковылкино, Саранск.

Воспитатель. Правильно, молодцы! А какие районные центры вы знаете?

Дети. Инсар, Атяшево, Лямбирь, Ромоданово, Ичалки, Зубова Поляна.

Воспитатель. Правильно! Районные центры вокруг себя образуют районы. В Мордовии 22 района. Сейчас мы поиграем в игру «Назови район». Вы будете передавать флажок и называть любой район Республики Мордовия.

(Игра «Назови район»)

Воспитатель. Молодцы! А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Продолжи предложение». Наше село называется…

Дети. Лямбирь

Воспитатель. Наш район называется…

Дети. Лямбирский

Воспитатель. Жителей нашего села называют…

Дети. Лямбирцы.

Воспитатель. Итак, мы с вами живем в селе Лямбирь Лямбирского района. Вот карта Лямбирского района. В нашем районе 70 сел и деревень. Давайте мы их назовем, и я покажу их на карте.

(Игра «Назови село»)

Воспитатель. Ребята, каждая страна, республика, край, область, район имеют свою символику. Это герб, гимн и флаг.

(На фланелеграфе размещены флаги России, Мордовии и Лямбирского района)

Воспитатель. А сейчас, дети, посмотрите на фланелеграф и покажите флаг Лямбирского района.

(Дети показывают флаг).

Воспитатель. Ребята, что означает желтый цвет на флаге?

Дети. Это цвет богатства, благополучия, трудолюбия, хлебного поля, солнца.

Воспитатель. Молодцы! Ребята, давайте посмотрим, как вы знаете герб нашего района? Что такое герб?

Дети. Герб - это отличительный знак.

Воспитатель. Правильно. Герб - это отличительный знак.

(На фланелеграфе герб Лямбирского района).

Воспитатель. Ребята, мы уже говорили, что на гербе старались изобразить что-то очень важное. Что же хотел изобразить народ, живущий на Лямбирской земле? Что означает каждый рисунок на гербе?

Дети.

- Конь - символизирует огонь и свет.

- Всадник на коне – олицетворяет свободу, силу, молодость.

- Голубой цвет – цвет величия, красоты, ясного мирного неба, надежды, жизни, свободы.

- Зеленый цвет – молодость, радость, пробуждение природы, плодородия.

- Восьмиконечная розетка – символ солнца, добра, тепла, открытости.

- Фрагмент Государственного флага РМ обозначает, что наш Лямбирский район входит в состав Республики Мордовия.

Воспитатель. Ребята, о чем же говорят колосья пшеницы?

Дети. Колосья пшеницы олицетворяют приверженность народа, живущего на Лямбирской земле к сельскохозяйственному труду.

(Карта Лямбирского района с передовыми совхозами и предприятиями).

Воспитатель. Ребята, чем знаменит п. Б. Елховка?

Дети. В Елховке есть птицефабрика «Октябрьская».

Воспитатель. Что она производит?

Дети. Птицефабрика «Октябрьская» производит мясо, яйца кур.

Воспитатель. Что выращивают в селе Лямбирь и Черемишево?

Дети. Зеленый горох, зерно.

Воспитатель. Ребята, а сейчас я вас приглашаю на выставку.

(Выставка продукции РМ и Лямбирского района).

Воспитатель. Ребята, чем знаменита наша Лямбирская земля?

Дети. Здесь выращивают зерновые культуры, горох, подсолнух, овощи и фрукты.

Дети. Также в нашем районе развито животноводство, птицеводство.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Так или не так». Эта игра покажет, насколько вы знаете и любите свой район. Если вы согласны со мной, хлопайте в ладоши, если нет, то поднимайте руку.

Воспитатель. На флаге Лямбирского района есть мареновый цвет.

(Дети поднимают руки)

Воспитатель. Лямбирский район часть Республики Мордовия.

(Дети хлопают в ладоши)

Воспитатель. Лямбирю исполнилось 90 лет.

(Дети поднимают руки)

Воспитатель. Выдающийся спортсмен Денис Нижегородов родился в селе Александровка Лямбирского района.

(Дети хлопают в ладоши)

Воспитатель. Национальный татарский праздник Сабантуй ежегодно отмечается в селе Лямбирь.

(Дети хлопают в ладоши)

Воспитатель. В Лямбирском районе три большие птицефабрики.

(Дети поднимают руки)

Воспитатель. Молодцы, вы хорошо знаете родной район! Ребята, мы с вами живем в селе Лямбирь. В нем много достопримечательностей и мест отдыха. А каким бы вы хотели видеть Лямбирь через 10 лет?

Дети.

– Хочу, чтобы в Лямбире было построено много новых жилых домов.

- Хочу, чтобы Лямбирь стал еше лучше, красивее, зеленее.

- Хочу, чтобы на территории нашего села построили стадион.

Воспитатель. Давайте почувствуем себя архитекторами и создадим новые здания для нашего села из геометрических фигур разного цвета, формы, размера. Рассмотрите внимательно все детали и приступайте к работе.

(Дети работают за столами. Работы детей выставляются на стенде)

Воспитатель. Хорошо, ребята, я надеюсь, что через несколько лет в нашем селе построят такие красивые здания.

Воспитатель. Сегодня мы говорили о родном крае, о малой Родине. Какие пословицы вы знаете о Родине?

Дети.

- Жить – Родине служить.

- Береги землю родимую, как мать любимую.

- Везде хорошо, а дома лучше.

- Своя земля и в горе мила.

- Всякому мила своя сторона.

- Родина – мать, умей за нее постоять.

- На чужбине и день равен году.

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Воспитатель. Ребята, на какие слова похоже слово Родина?

Дети. Родной, родственник, родня, родные, родная, родимый.

Воспитатель. О ком мы так говорим?

Дети. О своих мамах, папах, сестрах, братишках.

Воспитатель. Как вы называете свою маму на мордовском языке?

Дети. Авай.

Воспитатель. Как вы называете свою маму на татарском языке?

Дети. Ани.

Воспитатель. Правильно! Мы произносим эти слова и от них веет теплом, уютом и спокойствием. И также тепло, спокойно, уютно нам на родной земле.

Я думаю, вы всегда будете, любить и беречь родной край, каждую травинку, каждый цветок, каждый кустик, растущий на ее плодородной земле.

От чистого сердца на память о нашем мероприятии дарю вам эти сердечки. Прочитайте, что на них написано?

Дети. (Читают) «С любовью к Лямбирю».

Методическое обеспечение

1. Л. А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?», - М, 2005 г.

2. А. Д. Жариков «Растите детей патриотами», - М, 1980 г.

3. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей социальной действительностью»

4. Я. Хайбеков «Татарские народные игры и праздники», - Казань, 1990 г.

5. «Лямбирь», - Саранск, МКИ, 1993 г.

6. Э. А. Богатеева «Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду», - М, 1982 г.

7. А. И. Исайкина «Программа обучения детей мордовским языкам в ДОУ».

Публикации по теме:

Презентация к конспекту занятия «Путешествие в хантыйскую сказку» младшая группа. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение,.

Реализация познавательно-исследовательского проекта «Люблю тебя, Сибири стольный град!»Реализация познавательно-исследовательского проекта «Люблю тебя, Сибири стольный град!» Мы живем в старинном сибирском городе Тобольске. Когда-то он был столицей Сибири, сегодня - город с огромным туристическим потенциалом.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект НОД «Знакомство с родным краем»
Опубликовано: 15 декабря 2013 в 10:15
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...