Конспект НОД «Знакомство с тундрой»

Светлана Чередникова
Конспект НОД «Знакомство с тундрой»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Светлячок»

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

(для детей подготовительной группы)

Тема: «Знакомимся с тундрой"

Цель: дать представление о природной зоне Земли - тундра.

Задачи:

1. Познакомить с климатом, природой, животным миром тундры, способами приспособления к данной среде обитания; такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота; закрепить знания о других природных зонах;

2. Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически,объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности;

3. Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении.

Словарная работа: пурга, вечная мерзлота, климат, лемминг.

Материальное обеспечение:

Животные тундры, карта природных зон России, две коробки, емкости с землей, стаканы с водой, салфетки, корзинка с клюквой, слайды о тундре, фоновая музыка «ветер»,макеты материков,фигурки животных, «цветик-семицветик».

Предварительная работа: беседа о животных тундры, проведение опытов, проведение занятий о Антарктиде,о пустыне, изучение животных и особенностей климатических зон, работа с картой, заучивание согревающего массажа.

Конспект НОД «Знакомство с тундрой»

Ход непосредственной образовательной деятельности:

В: Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.

В: А что это за коробки? Вы не знаете? Давайте посмотрим, что там? (в одной фотография морского слона, а в другой - лемминга). Кто же это? И где он живет? (обращает внимание на морского слона) Мы в прошлый раз путешествовали на его Родину. А кто же здесь? (достает фотографию лемминга (Ответы детей). Хотите узнать кто это? Тогда давайте отправимся на его Родину и узнаем? А где же он живет?

В:Ребята, а в коробке ещё что- то есть (достает светло-фиолетовые квадраты небольшого размера) Какого они цвета и зачем они нам нужны? На карте все природные зоны обозначены разным цветом. Наш зверек живет в природной зоне, которая обозначена светло- фиолетовым цветом, я предлагаю вам подойти к карте и найти его местообитание. (подходят к карте и прикладывают квадраты к карте) Как же называется эта природная зона? (читают дети на карте – тундра) Ну что отправимся туда?

В: Где же наш цветик- семицветик, который помогает нам в путешествии. Какой лепесток мы отрывали в прошлый раз? А какой же лепесток мы оторвем сейчас? (светло- фиолетовый) Почему? Скажем слова: Лети, лети лепесток с запада на восток и нам помоги тундру найти. (фоновая музыка – ветер)

В: Вот мы и на месте (выключается свет, звучит музыка, создаётся «звёздное небо»).

Рассказ воспитателя сопровождается слайдами из мест тундры и фоновой музыкой: тому,кто впервые увидит тундру зимой, укутанную снегами она покажется Спящей царевной. В тундре холодно, пустынно и просторно. Метель и вьюги поют животным и людям песни, которые навевают белые сны. Климат в тундре мягче и теплее, чем в Антарктиде. Снег не очень глубокий (около 0.5 метра, сухой и сыпучий. Ветер сдувает его, а пурга несет крутящие снежные вихри за собой. Во время пурги люди стараются не выходить из своих жилищ, потому что в такую метель можно легко заблудиться и потеряться даже недалеко от дома. Снег постепенно становится очень плотным и по нему можно ездить не проваливаясь на вездеходах и лыжах. Как средство передвижения люди используют оленьи упряжки. Поверхность тундры напоминает волны. Вот такие причудливые формы можно здесь увидеть.

В:Ребята, на снежных заносах можно увидеть животных (слайды - животные тундры) .Мы с вами уже знакомились с животными тундры, что же мы можем о них рассказать? (дети рассказывают о животных, дополняют друг друга) А вот и наш необычный зверь. (фотография лемминга) Это, ребята, лемминг (рассказ воспитателя о нем)

Согревающий массаж.

В: Вы не замерзли? Давайте немного погреемся? Что же нам нужно сделать, чтобы не провалиться в снег и не потеряться? (надеть лыжи и держаться рядом)

Нам мороз не страшен,

Лишь ленивым он опасен.

Щечки дружно растираем

И про нос не забываем!

Чтобы уши не болели

Разомнем мы их скорее

И ладошки прижимаем

Сильно- сильно растираем.

Солнышко, выходи,

Нам согреться помоги!

В: А как вы думаете в тундре всегда так холодно? А здесь бывает весна, лето, осень.? Да действительно, лето в тундре, конечно же, бывает! И сейчас в тундре произойдет чудо и мы попадем в лето! Давайте закроем глаза и повернемся вокруг себя! (просмотр слайдов «Лето в тундре).Весной быстро, как будто по взмаху волшебной палочки, суровый пейзаж оживает, все растения словно торопятся использовать лето для цветения. Лето короткое и прохладное, вечерами бывают заморозки. В июле тундра расцветает- полярные маки, одуванчики, незабудки! Тундра богата ягодными кустарниками- клюквой, морошкой, голубикой. Поверхность тундры оттаивает только на 10- 30 см, вода не впитывается, а остается на поверхности и образуются многочисленные болота. Особенно красива тундра осенью! Она напоминает цветущий разноцветный ковер.

Ребята, а чем летом покрыта земля в тундре? (болотами). А почему же летом становится много болот, ведь здесь не выпадает много дождей? А почему вода не просачивается в землю? Попробуем в этом разобраться, проведем эксперимент. Подходите к нашей лаборатории, будем разбираться вместе!

Проведение эксперимента.

Возьмём две одинаковые непрозрачные емкости, наполненные землей. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом неизвестно) и два стакана с водой.

В: Емкости одинаковые по размеру, земли одинаково? В одной емкости земля нашей местности, а в другой земля тундры.

Выльем воду в первую ёмкость. Что с ней произошло (Вода ушла в землю)

Проделаем то же самое со второй ёмкостью. Что происходит? (вода осталась на поверхности) почему она не проходит? Вероятно ей что- то помешало просочиться внутрь. Что же? Давайте раскопаем землю. Что там? (ответы детей - стекло). В тундре, конечно, не стекло мешает воде. А что?За длинную холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же как и в нашем случае не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля- её называют «вечной мерзлотой». Любая ямка, канава, впадина быстро наполняется водой и образуются болото. Поэтому и говорят, что в тундре 2 периода: снежный и мокрый!

Подведение итогов: Мы побывали с вами в двух природных зонах (на столе разложены фигурки животных разных природных зон, давайте разместим животных по местам их обитания. (дети размещают животных на макеты материков). А почему мы оставили этих животных? (потому что они живут в других природных зонах). Их мы заберем с собой. А еще животные тундры приготовили нам подарок - корзинку ягоды, которая растет здесь. Кто помнит как она называется? Давайте возьмем корзину и угостим всех детей нашей группы.

В:А теперь пришла пора возвращаться нам в детский сад. Где же наш цветик - семицветик? Какой же мы оторвем лепесток сейчас? Произнесем слова: Помоги нам, лепесток, попасть в дом родной! Вот мы и в детском саду!

- В какой же природной зоне Земли мы сегодня побывали?

Ребята, на этом наши путешествия не заканчиваются, в следующий раз мы отправимся с вами на родину вот этого животного (показывает фотографию тушканчика).

Публикации по теме:

Дидактическая игра-презентация «Кто, где живет?» Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Может быть использована, как часть занятия, и как дидактическая.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Постановка [Л]» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 станицы Ленинградской муниципального.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект НОД «Знакомство с тундрой»
Опубликовано: 17 ноября 2012 в 22:38
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Облако. Мастер класс.
Очень часто, мы воспитатели, используем различные природные явления в интерьере и оформлении различных помещений. Самыми, наиболее часто используемыми,...
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер-класс «Разноцветная зима». Учимся рисовать пейзаж.
Зима нас радует свежестью, многообразием оттенков белого, чистотой. Откуда же взяться разноцветью ? Если волшебница-осень раскрашивает окружающие нас...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...