Конспект НОД «Знакомство с тундрой»

Светлана Чередникова
Конспект НОД «Знакомство с тундрой»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Светлячок»

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

(для детей подготовительной группы)

Тема: «Знакомимся с тундрой"

Цель: дать представление о природной зоне Земли - тундра.

Задачи:

1. Познакомить с климатом, природой, животным миром тундры, способами приспособления к данной среде обитания; такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота; закрепить знания о других природных зонах;

2. Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически,объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности;

3. Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении.

Словарная работа: пурга, вечная мерзлота, климат, лемминг.

Материальное обеспечение:

Животные тундры, карта природных зон России, две коробки, емкости с землей, стаканы с водой, салфетки, корзинка с клюквой, слайды о тундре, фоновая музыка «ветер»,макеты материков,фигурки животных, «цветик-семицветик».

Предварительная работа: беседа о животных тундры, проведение опытов, проведение занятий о Антарктиде,о пустыне, изучение животных и особенностей климатических зон, работа с картой, заучивание согревающего массажа.

Конспект НОД «Знакомство с тундрой»

Ход непосредственной образовательной деятельности:

В: Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.

В: А что это за коробки? Вы не знаете? Давайте посмотрим, что там? (в одной фотография морского слона, а в другой - лемминга). Кто же это? И где он живет? (обращает внимание на морского слона) Мы в прошлый раз путешествовали на его Родину. А кто же здесь? (достает фотографию лемминга (Ответы детей). Хотите узнать кто это? Тогда давайте отправимся на его Родину и узнаем? А где же он живет?

В:Ребята, а в коробке ещё что- то есть (достает светло-фиолетовые квадраты небольшого размера) Какого они цвета и зачем они нам нужны? На карте все природные зоны обозначены разным цветом. Наш зверек живет в природной зоне, которая обозначена светло- фиолетовым цветом, я предлагаю вам подойти к карте и найти его местообитание. (подходят к карте и прикладывают квадраты к карте) Как же называется эта природная зона? (читают дети на карте – тундра) Ну что отправимся туда?

В: Где же наш цветик- семицветик, который помогает нам в путешествии. Какой лепесток мы отрывали в прошлый раз? А какой же лепесток мы оторвем сейчас? (светло- фиолетовый) Почему? Скажем слова: Лети, лети лепесток с запада на восток и нам помоги тундру найти. (фоновая музыка – ветер)

В: Вот мы и на месте (выключается свет, звучит музыка, создаётся «звёздное небо»).

Рассказ воспитателя сопровождается слайдами из мест тундры и фоновой музыкой: тому,кто впервые увидит тундру зимой, укутанную снегами она покажется Спящей царевной. В тундре холодно, пустынно и просторно. Метель и вьюги поют животным и людям песни, которые навевают белые сны. Климат в тундре мягче и теплее, чем в Антарктиде. Снег не очень глубокий (около 0.5 метра, сухой и сыпучий. Ветер сдувает его, а пурга несет крутящие снежные вихри за собой. Во время пурги люди стараются не выходить из своих жилищ, потому что в такую метель можно легко заблудиться и потеряться даже недалеко от дома. Снег постепенно становится очень плотным и по нему можно ездить не проваливаясь на вездеходах и лыжах. Как средство передвижения люди используют оленьи упряжки. Поверхность тундры напоминает волны. Вот такие причудливые формы можно здесь увидеть.

В:Ребята, на снежных заносах можно увидеть животных (слайды - животные тундры) .Мы с вами уже знакомились с животными тундры, что же мы можем о них рассказать? (дети рассказывают о животных, дополняют друг друга) А вот и наш необычный зверь. (фотография лемминга) Это, ребята, лемминг (рассказ воспитателя о нем)

Согревающий массаж.

В: Вы не замерзли? Давайте немного погреемся? Что же нам нужно сделать, чтобы не провалиться в снег и не потеряться? (надеть лыжи и держаться рядом)

Нам мороз не страшен,

Лишь ленивым он опасен.

Щечки дружно растираем

И про нос не забываем!

Чтобы уши не болели

Разомнем мы их скорее

И ладошки прижимаем

Сильно- сильно растираем.

Солнышко, выходи,

Нам согреться помоги!

В: А как вы думаете в тундре всегда так холодно? А здесь бывает весна, лето, осень.? Да действительно, лето в тундре, конечно же, бывает! И сейчас в тундре произойдет чудо и мы попадем в лето! Давайте закроем глаза и повернемся вокруг себя! (просмотр слайдов «Лето в тундре).Весной быстро, как будто по взмаху волшебной палочки, суровый пейзаж оживает, все растения словно торопятся использовать лето для цветения. Лето короткое и прохладное, вечерами бывают заморозки. В июле тундра расцветает- полярные маки, одуванчики, незабудки! Тундра богата ягодными кустарниками- клюквой, морошкой, голубикой. Поверхность тундры оттаивает только на 10- 30 см, вода не впитывается, а остается на поверхности и образуются многочисленные болота. Особенно красива тундра осенью! Она напоминает цветущий разноцветный ковер.

Ребята, а чем летом покрыта земля в тундре? (болотами). А почему же летом становится много болот, ведь здесь не выпадает много дождей? А почему вода не просачивается в землю? Попробуем в этом разобраться, проведем эксперимент. Подходите к нашей лаборатории, будем разбираться вместе!

Проведение эксперимента.

Возьмём две одинаковые непрозрачные емкости, наполненные землей. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом неизвестно) и два стакана с водой.

В: Емкости одинаковые по размеру, земли одинаково? В одной емкости земля нашей местности, а в другой земля тундры.

Выльем воду в первую ёмкость. Что с ней произошло (Вода ушла в землю)

Проделаем то же самое со второй ёмкостью. Что происходит? (вода осталась на поверхности) почему она не проходит? Вероятно ей что- то помешало просочиться внутрь. Что же? Давайте раскопаем землю. Что там? (ответы детей - стекло). В тундре, конечно, не стекло мешает воде. А что?За длинную холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же как и в нашем случае не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля- её называют «вечной мерзлотой». Любая ямка, канава, впадина быстро наполняется водой и образуются болото. Поэтому и говорят, что в тундре 2 периода: снежный и мокрый!

Подведение итогов: Мы побывали с вами в двух природных зонах (на столе разложены фигурки животных разных природных зон, давайте разместим животных по местам их обитания. (дети размещают животных на макеты материков). А почему мы оставили этих животных? (потому что они живут в других природных зонах). Их мы заберем с собой. А еще животные тундры приготовили нам подарок - корзинку ягоды, которая растет здесь. Кто помнит как она называется? Давайте возьмем корзину и угостим всех детей нашей группы.

В:А теперь пришла пора возвращаться нам в детский сад. Где же наш цветик - семицветик? Какой же мы оторвем лепесток сейчас? Произнесем слова: Помоги нам, лепесток, попасть в дом родной! Вот мы и в детском саду!

- В какой же природной зоне Земли мы сегодня побывали?

Ребята, на этом наши путешествия не заканчиваются, в следующий раз мы отправимся с вами на родину вот этого животного (показывает фотографию тушканчика).

Публикации по теме:

Дидактическая игра-презентация «Кто, где живет?» Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Может быть использована, как часть занятия, и как дидактическая.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Постановка [Л]» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 станицы Ленинградской муниципального.

Автор публикации:
Конспект НОД «Знакомство с тундрой»
Опубликовано: 17 ноября 2012 в 22:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Наблюдение за свинушками». Фотоотчет наблюдения на прогулке в старшей группе
Изучение лексической темы "Грибы" в старшей логопедической группе началось с незапланированного наблюдения на утренней прогулке. В сентябре утренний прием...
Мои стихи о цветах
Дорогие друзья, гости моей странички! Наверное, нет такого человека, который бы равнодушно относился к цветам. На сайте было очень много публикаций,...
Опыт «Исследование давления воздуха». Экспериментальная деятельность детей.
Цели: - развивать у детей любознательность и интерес к исследовательской деятельности; - исследование давления воздуха; - развивать логическое...
Конспект занятия по энергосбережению в младшей группе «Свет вы зря не жгите, меня вы...
Цель: воспитывать бережное отношение к энергоресурсам. Задачи: продолжать знакомить детей с окружающим миром, электроприборами, развивать фантазию, умение...
«Сны деревьев». Рассказы детей старшего дошкольного возраста
После прошедшей тематической недели, которая прошла под названием "Лес. Деревья. Кустарники Бузулукского бора" возникла идея создания групповой книги с...