Конспект обобщающего занятия по экологии «Вода вокруг нас»

Ирина Терешенкова
Конспект обобщающего занятия по экологии «Вода вокруг нас»

Цель: показать значение воды для всего живого, уточнить свойства воды, познакомить детей с растительным и животным миром озер, рек, морей и океанов, воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; беседы на тему «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде», «Что растет в воде», проведены опыты (превращение снега в воду, воды в лед, вода бывает холодной, теплой, горячей, прозрачной, без вкуса и запаха, вода может течь, выполнена коллективная работа «Кому нужна вода».

Материал: иллюстрации, картинки, фотографии водоемов, растений, животных, схема «Круговорот воды в природе», акварельные краски, карандаши, восковые мелки, белые и тонированные листы бумаги для рисования, глобус земного шара.

Ход занятия:

Звучит тихая музыка (журчание воды)

Дети:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В лужах, в море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без воды нельзя прожить!

Вы меня в пруду найдете,

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница вода!

Воспитатель: Ребята, где можно найти воду?

Дети: В реках, озерах, морях, океане, в водопроводном кране.

Дети подходят к глобусу рассматривают и делают вывод:

- На земном шаре воды больше, чем суши, необозримы их просторы.

Воспитатель: Вода в реках и озерах отличается на вкус от воды в морях и океанах. Скажите, как называется вода рек? Океанов?

Дети: Вода рек и озер безвкусная – пресная, в морях и океанах – соленая, вода образует озера, пруды, реки, моря и океаны; вода прячется и глубоко под землей.

Воспитатель: Кто ребята пил воду из родника? Она какая?

Дети: Вода чистая, прозрачная, хрустальная, холодная.

Воспитатель: Для чего мы используем воду?

Дети: Пьем, моем руки, купаемся, вода нужна для приготовления пищи, поливаем цветы ….

Воспитатель: Какую воду мы пьем?

Дети: Пресную воду, вода течет в кране из рек и подземного озера.

Воспитатель: Мы не можем прожить без воды, кажется, что воды на земле очень много, ее должно хватать всем. Но это не так: пресной и чистой воды на нашей планете с каждым годом становится все меньше.

Дети: Нельзя загрязнять водоемы, воду надо беречь!

Воспитатель: Ребята, а вода в природе бывает в какой форме?

Дети: Вода – это дождь, туман, снег, роса, лед, пар, сосулька.

Физкультминутка

Капля раз, капля два (прыжки на носочках, руки на поясе)

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны)

От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой полукругом)

Облака

Воспитатель: Кто из вас наблюдал облака в небе? Всегда ли они бывают одинаковыми?

Дети: Облака состоят из капелек воды. Облака в солнечную погоду – светлые, веселые, голубые, плывут; перед дождем – темные, черные, нависают.

Дети рассказывают стихотворение:

Я сегодня видел сам:

Слон летал по небесам!

Фиолетовую тушей,

Не в тропических лесах,

А у нас, над нашей сушей

Слон слонялся в небесах!

В синеве он важно плыл,

Даже солнце заслонил.

И опять случилось чудо:

Превратился он в верблюда.

Я все это видел сам:

Плыл верблюд по небесам!

Не на юге, не в пустыне,

Над Москвой, в небесной сини.

В. Лифшиц

Дождь

Воспитатель: Ребята, какой дождь вы видели? Кто из вас слушал шум дождя? Чем отличается осенний дождь от весеннего? Какие из дождей вам нравятся больше и почему?

Ответы детей: теплый и холодный дождь, стук дождя о стекло, об асфальт, лужи, есть грустный и веселый дождик…

Дети читают стихотворение:

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой – дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

А. Тараскин

Роса

Воспитатель: Ребята, что такое роса? Кто видел росу?

Дети: Трава, листья растущих у самой земли растений – мокрые, очень красиво переливаются под лучами солнца. Капельки воды днем испаряются и поднимаются вверх, находятся в воздухе в виде водяного пара, если ночью прохладно, капельки опускаются на землю, превращаясь в капельки росы. О росе написано много интересных стихотворений, одно из них мы сейчас с вами послушаем.

- Я видел впервые

Такую красу:

На листьях зеленых

Цветную росу.

Она вся сияла,

Сверкалась, искрилась

И огоньками цветными

Светилась.

И я удивился,

Задумался сразу:

А вдруг из росы

Происходят алмазы?

В. Кудрявцева

Иней

Воспитатель: Рассмотрим иллюстрацию дерева зимой, посмотрите, как необычно, как красиво выглядят деревья покрытые инеем. Они как бы пришли из волшебного царства.

Кто заморозил деревья?

Дети: Иней – это тоже капельки водяного пара, но только замерзшие, как снежинки, сделал такую красоту мороз из капелек воды.

Воспитатель: Давайте вспомним опыт во время прогулки: ладошкой мы прикоснулись к ветке дерева, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней?

Дети: Иней растаял, ладошка стала мокрая, иней – это тоже вода.

Снег

Воспитатель: Зимой вся земля покрыта белым ковром – это снег. Ребята, одинаков ли снег в пасмурную и солнечную погоду? Всегда ли мы можем лепить фигуры из снега? А когда снег хрустит у нас под ногами? Когда наступает весна, что произойдет со снегом на улицах? Куда исчезнет снег? Что останется вместо снега?

Ответы детей: В солнечную погоду снег блестит и переливается, в пасмурную – поблекший и матовый, лепим в теплую погоду, а в холодную морозную снег рыхлый, весной снег тает и превращается в воду. (говорят несколько детей)

Сосульки, лед

Воспитатель: На солнечной стороне дома с крыши растут сосульки, есть маленькие и большие сосульки. Скажите, на что похожа сосулька? Прозрачная или нет сосулька? Если ее потрогать, какая она гладкая или шершавая?

Дети: Когда капелька воды стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким, сосулька гладкая, прозрачная, сосулька – это лед.

Воспитатель: Где мы можем увидеть лед?

Дети: На лужах вода превращается в лед, на реке замерзает.

Давайте послушаем стихотворение о речке зимой.

Нашу речку – рыбий дом –

Застеклило крепко льдом.

Смотрят рыбы из реки –

По стеклу бегут коньки

И наносят линии

На стекло на синее.

Ходят с вывертом коньки

С края к серединке

Подо льдом снуют мальки

И глядят картинки.

В. Фетисова

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик кап, да кап (пальцем правой руки стучать по ладошки левой руки)

Ты, не капай больше так! (пальцем левой руки стучать по ладошки правой руки)

Хватит землю поливать, (грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам, пора идти гулять! (двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

Морозные узоры

Воспитатель: На окнах в мороз появляются узоры, на что они похожи? Мороз рисует одинаковые узоры? Что будет, если мы пальчиком дотронемся до окон с узорами?

Дети: Мороз рисует очень красивые, разные узоры, если дотронуться ладошка станет мокрой, узоры тают от тепла, появляется вода.

Лужа

Воспитатель: Ребята после дождя на улице мы видим лужи, это тоже вода. А как вы думаете когда лужа быстрее уменьшается в размерах в солнечную или пасмурную погоду?

Дети: В солнечную, зимой возвращаемся с прогулки мокрые вещи кладем сушить, вода от тепла испаряется и вещи становятся сухими.

Воспитатель: Капельки воды постоянно путешествуют, с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках, а затем под лучами солнца возвращаются обратно, вода в окружающей среде бывает очень разной. Давайте вместе вспомним.

Дети: Вода в природе - это дождь, снег, туман, иней, роса, лед, морозные узоры, реки, озера, моря, океаны, капельки воды ходят, движутся по кругу.

Воспитатель: Вспоминаем свойства воды, опираясь на опыты предыдущих занятий.

- Вода прозрачная.

- У воды нет запаха.

- Вода – жидкость, течет.

- Вода не имеет формы.

- Вода бывает теплой, холодной, горячей.

Воспитатель: Рассматриваем картинки растениями и животными водной среды. Ребята, кто из вас был на реке, озере, на пруду? Видели ли вы там какие-нибудь растения? А животных?

Дети показывают белую кувшинку, ряску, рогоз, животных – рыбы, лягушки, водоплавающих птиц. Все животные водоемов плавают, имеют особую форму тела. Вода – это дом для растений и животных, в других условиях они не могут жить. Нам необходимо охранять и беречь их дома.

Воспитатель: Всем живым на земле нужна вода! Воду надо беречь, экономно расходовать!

Ребята, вода – волшебница, она умеет быть разной, превращаться, одному ребенку нарисовать портрет воды сложно и мы все вместе попробуем это сделать. Каждый из вас нарисует одно состояние воды - это капельки дождя, снежинки, узоры на окнах, водоемы. Все рисунки воды складываем вместе и получаем портрет воды. Благодарю всех детей за проделанную работу.

Литература:

1. Н. А. Рыжова «Волшебница вода»

Москва 1997 г.

2. Глобус, карта мира.

3. А. Лопатина, М. Скребцова «Экологическое воспитание дошкольников»

Школа доброты 2011г.

4. Н. Денисенко «Ваш ребенок познает мир» - №2, 2000г.

5. С. Николаева «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999г.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в средней группе «Что мы знаем о воде?» Образовательные области: коммуникация, социализация, познание, здоровье, художественное творчество. Цель: познакомить детей со свойствами.

Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?» Цели и задачи: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. 1. Развивать.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект обобщающего занятия по экологии «Вода вокруг нас»
Опубликовано: 2 марта 2014 в 14:38
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...