Образовательная деятельность по развитию психических процессов с детьми старшего дошкольного возраста «Игры с Незнайкой»

Ольга Заречнева
Образовательная деятельность по развитию психических процессов с детьми старшего дошкольного возраста «Игры с Незнайкой»

Цель: развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления) и их произвольности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Образовательные:

• расширять словарный запас;

• совершенствовать коммуникативные навыки;

• закреплять у воспитанников умение классифицировать предметы по существенным признакам, обобщать и исключать лишнее.

2. Развивающие:

развивать общую и мелкую моторику;

развивать предпосылки логического мышления;

развивать активное внимание, воображение, память;

развивать произвольность и самоконтроль;

• повышать уверенность в себе.

3. Воспитательные:

• создавать положительный эмоциональный настрой воспитанников на совместную работу;

• способствовать созданию положительного эмоционального фона;

• воспитывать чувство взаимопомощи, инициативность.

Виды деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Методы и приемы: словесные, наглядные (показ презентации, практические (рисование, работа с различными предметами, игра (обучающая, подвижная, релаксация.

Оборудование: разрезанные на половинки карточки (по количеству детей, игрушка Незнайка, карандаши, дидактическое пособие «Веселый поезд», музыкальное сопровождение (звуки природы, мультимедийная презентация «Развивай-ка, коробочки с набором геометрических фигур, таблицы для заполнения, бланки для раскрашивания, портреты Незнайки.

Ход деятельности:

I этап – организационный

1. Приветствие: «Здравствуй, друг!»

Цель: организация детей, создание положительного эмоционального настроя, развитие навыков общения.

Дети стоят в кругу, педагог-психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

II этап – мотивационный

- Ребята, сегодня к нам пришёл необычный гость. А кто это вы сами догадаетесь, если отгадаете загадку:

Шляпа голубая,

Жёлтые штанишки,

В городе Цветочном -

Главный хвастунишка.

Кто же это? Отгадай-ка!

Малыша зовут.

Правильно, ребята, это – Незнайка. Незнайка просит вас помочь ему и выполнить вместе с ним задания.

2. Пальчиковая гимнастика «Игры с карандашом»

Цель: развитие мелкой моторики, развитие мыслительных процессов и их произвольности.

1) Самомассаж ладоней и пальцев

Соединить ладони так, чтобы одна была сверху, а другая – снизу. Карандаш находится в горизонтальном положении между ладонями и выполняет функцию массажера. Перемещать ладони вперед-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

2) Семья

Руки вытянуты вперед, ладони обращены друг к другу. Концы карандаша зажаты между ладонями и упираются в основания больших пальцев рук. Указательный палец правой руки последовательно встречается с пальцами левой руки. Затем руки меняем.

Подушечки пальцев обеих рук последовательно касаются друг друга.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

А вот этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

3) Лесенка

Зажать верхний конец карандаша вертикально между ладонью и основанием большого пальца. Удерживать карандаш в этом положении. Перехватить карандаш снизу другой рукой. Продолжать перехваты поочередно обеими руками вверх-вниз. Движение ладоней напоминает спуск и подъем по лестнице.

Мы по лестнице шагаем,

Этажи в домах считаем:

Раз этаж, два этаж –

Двухэтажный домик наш.

4) Качели

Зажать карандаш в горизонтальном положении четырьмя пальцами. Попеременно нажимать то указательным пальцем, то мизинцем на концы карандаша.

В нашем дворике качели.

Прокатиться мы присели,

Высоко взлетают ножки

У меня и у Антошки.

5) Коромысло

Карандаш расположен между пальцами так, что средний и безымянный пальцы находятся под карандашом, а указательный и мизинец – на нем. Прикасаясь к поверхности стола средним и безымянным пальцами ходить по столу, удерживая карандаш и периодически меняя темп.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять.

III этап – практический

3. Упражнение «Веселый поезд» (приложение 1)

Цель: развитие мыслительных процессов, умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

Задания:

1) Багаж

Цель: развитие мыслительных процессов.

Необходимо найти пару для каждого предмета. Например: собака – косточка, курица – яйцо, окно – штора и т. д.

2) Семейки

Цель: развитие логического мышления, зрительного восприятия, внимания.

Предлагаем детям подобрать к геометрической фигуре предметы, которые напоминают эту фигуру.

3) Лишний пассажир

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и исключать лишнее; развитие внимания, логического мышления, умения рассуждать и делать выводы.

Предлагаем детям найти предмет или фигуру, которые не подходят к остальным, объяснить, почему и заменить его нужным.

4. Физ. минутка «Прогулка»

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие эмоциональной сферы

Звучит музыкальное сопровождение (звуки природы).

- Ребята, Незнайка приглашает нас на прогулку.

Идем по лесу (дети шагают).

Солнышко светит. Птички поют. Давайте поднимем личико к солнышку. Почувствуйте, как солнышко греет вам лобик, носик, щечки (подняли голову вверх).

Вдруг подул сильный ветер (дети дуют).

Закачались деревья (подняли руки в верх, изображают деревья).

Набежали чёрные тучи, закрыли собой наше солнышко. Ах, какая грозная туча (дети нахмурились).

Солнышко спряталось и пошел дождик (стучат сначала одним пальчиком по ладошке, затем двумя, тремя и т. д. в конце хлопают в ладоши).

Пошел град! (стучат кончиками пальцев по столу).

Дождь закончился. Выглянуло солнышко. Солнышко светит ярко, тепло (дети потягиваются и улыбаются солнышку).

Посмотрите, ребята, какие лужи вокруг! Давайте наступим в лужу одной ножкой. Почувствуйте, какая теплая водичка. Вашипальцы погружаются в мягкий и теплый ил. Вам очень хочется ощутить опору под ногами, вы давите на мягкое дно всей ступней, изо всех сил. Ил проходит у вас между пальцами ног, а вы надавливаете все сильнее и сильнее. Вытащили ножку из лужи, стряхнули водичку. Теперь тоже повторили левой ногой.

Молодцы, ребята!

5. «Развивай-ка (использование эл. презентации + приложение 2)

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания; развитие произвольной памяти.

Задания:

1) Запомни и расставь фигуры

Цель: развитие произвольной памяти; обучение способности концентрации, объема, устойчивости внимания; развитие сенсорного внимания.

Необходимо запомнить расположение фигур в таблице и затем расставить

их по памяти в пустой таблице.

2) Определи фигуру

Цель: обучение способности концентрации, устойчивости внимания.

Предлагаем мысленно провести воображаемые линии от 3-го кружочка к 7-му, от 5-го ко второму, от 5-го к третьему, от 2-го к 7-му. Назвать получившуюся фигуру (квадрат).

3) Запомни значки, которые соответствуют каждому предмету

Цель: развитие зрительной памяти, развитие целенаправленного запоминания.

Предлагаем детям запомнить предмет и значок, который ему соответствует. Затем демонстрируются по одному предметы, дети должны вспомнить и нарисовать значок, который соответствовал предмету.

4) Запомни, какого цвета каждый предмет и раскрась картинку по памяти

Цель: обучение способности концентрации, объема, устойчивости внимания; развитие сенсорного внимания; развитие зрительной памяти.

Дети внимательно смотрят на картинку и запоминают, какого цвета каждый предмет. Затем по памяти раскрашивают предметы нужными цветами на рабочих бланках.

IV этап – рефлексивный

6. Рефлексия (приложение 3)

Цель: подведение итогов.

- Что вам сегодня больше всего понравилось?

- Чему вы научились сегодня?

- Что вы сможете показать дома родителям?

- Ребята, Незнайке очень понравилось у нас в гостях, он очень рад вашим успехами! Давайте мы Незнайке на память нарисуем его портрет. Если вам понравилось занятие – нарисуйте Незнайке веселое лицо. Если нет – грустное.

7. Прощание

Цель: закрепление положительного эмоционального эффекта, развитие навыков общения.

Упражнение «Лучики солнышка»

Цель: закрепление положительного эмоционального эффекта.

Дети вместе с педагогом образуют круг, протягивают одну руку в центр, укладывая ладошки, друг на друга, как лучики солнышка.

Мы – лучики одного большого доброго солнышка. Своим светом мы радуем других, а своим теплом согреваем всё вокруг. Какие наши ручки-лучики?

(Тёплые, нежные, мягкие и другие варианты ответов детей).

Упражнение «Объятия»

Цель: закрепление положительного эмоционального эффекта, развитие навыков общения.

Дети обнимаются одним большим кругом.

- Всего хорошего! До следующей встречи!

Образовательная деятельность по развитию психических процессов с детьми старшего дошкольного возраста «Игры с Незнайкой»
Публикации по теме:

«Виды спорта» (Электронное пособие для детей 5–7 лет) Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то олимпийское образование дошкольников осуществляется приемущественно.

Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.   настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы, а именно автоматизации поставленных звуков. Поэтому в качестве.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Времена года и погода
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Образовательная деятельность по развитию психических процессов с детьми старшего дошкольного возраста «Игры с Незнайкой»
Опубликовано: 1 августа 2013 в 05:59
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «10 вещей, которые никогда не стоит заставлять ребенка...
«10 вещей, которые никогда не стоит заставлять ребенка делать» 1. Есть через силу. «Съешь ложечку за маму, ложечку за папу. » Несмотря на то, что существуют...
Экспериментирование и опыты в старшей группе.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного...
Технологическая карта занятия
Технологическая карта занятия Название темы: «Признаки весны» Возраст детей, образовательная область: младшая группа, образовательная область «Познание» Цель...
Родительское собрание. Тема «Волшебный мир книги. Растим любознательных почемучек».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 «Искорка» Протокол родительского собрания № 2 Тема «Волшебный...
Фотоотчет о проведении дня «12 апреля — день Космонавтики» в подготовительной группе
Задачи. Продолжать знакомить детей с днем космонавтики, с первыми космонавтами, с планетами солнечной системы; формировать интерес к космосу;...