Получи документы

Конспект образовательной деятельности «Составление рассказа по серии сюжетных картин к сказке «Курочка Ряба»

Ирина Масакова
Конспект образовательной деятельности «Составление рассказа по серии сюжетных картин к сказке «Курочка Ряба»

Цель: Формирование у детей навыков составления связного рассказа на основе последовательно выложенной серии картинок.

Оборудование и материалы: Серия сюжетных картин к сказке «Курочка Ряба» формата А4 («Курицы и петух», «Золотое яичко», «Дед и баба», «Дед и баба разбивают яйцо», «Мышка разбивает яйцо», «Дед и баба плачут», «Курочка снесла простое яйцо», корзина с яйцом и перьями, силуэт курицы, бумажные салфетки или перья, 3 схемы («Петух», «Курица», «Гусыня»).

Публикация «Конспект образовательной деятельности „Составление рассказа по серии сюжетных картин к сказке „Курочка Ряба“» размещена в разделах

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба», рассматривание сюжетных картин с использованием приёма «вхождения в картину», знакомство с бытом и приметами эпохи, в которой жили герои, составление схем методом наглядного моделирования, рассматривание куриных перьев разной окраски.

Ход деятельности:

Дети свободно располагаются на ковре.

В: Ребята, посмотрите, что я обнаружила сегодня в группе, пока вас не было (показывает детям корзину с яйцом и перьями. Под соломой спрятаны Киндер-сюрпризы). Что это такое?

Д: Это яичко

В: А откуда оно взялось?

Д: Его снесла курочка.

В: А какая курочка?

Д: Рябая курочка

В: Почему вы так думаете?

Д: Потому что пёрышки, которые она оставила в корзинке рябые.

В: «Рябые» это какие?

Д: Это значит с пятнышками другого цвета на основном фоне, пёстрые.

В: Молодцы, правильно.

В: Ребята, а вы знаете сказку про рябую курочку?

Д: Да, это сказка «Курочка Ряба»

В: Какое яичко снесла курочка в сказке?

Д: Золотое

В: «Золотое» – это какое?

Д: Это значит жёлтого цвета и очень ценное и дорогое, блестящее, сияющее.

В: А наша курочка, какое яичко нам оставила?

Д: Простое, его можно съесть.

В: Ребята, а теперь давайте вспомним русскую народную сказку «К. Р.» и попробуем рассказать её с помощью картинок.

Дети садятся полукругом, на доске вывешена серия сюжетных картин к сказке «Курочка Ряба», картины развешены в произвольном порядке

В: Посмотрите внимательно на картину («Курицы и петух», постарайтесь рассмотреть её очень внимательно. Кто изображён на ней?

Д: На ней нарисованы курочки и петух.

В: А где они находятся?

Д: Все домашние птицы живут в специальных домах – птичниках, там же они высиживают свои яйца.

В: А как вы думаете, какая из этих курочек героиня нашей сказки?

Д: Та, которая рябая, она с чёрными пятнышками.

В: Ребята, давайте снова превратимся в волшебников – " Я трогаю», давайте «потрогаем» нашу курочку, какая она?

Д: Она мягкая, гладкая, нежная, тёплая, пушистая.

В: А теперь рассмотрим следующую картину (картина «Дед и баба»). Кого вы видите?

Д: Деда.

В: Почему? Как вы догадались, что это дед?

Д: Потому что у него длинная борода, он лысый, на лбу и на руках у него морщины.

В: Где сидит дед и что он делает?

Д: Дед сидит около печки на деревянной скамейке и подшивает валенки.

В: Кто ещё изображён на картине?

Д: Бабушка

В: Почему?

Д: Она в платочке, у неё седые волосы.

В: А что она делает?

Д: Она подметает пол и что-то моет, п. ч. в руках у неё веник, а на полу стоит кадка с водой.

В: Ребятки, а эти дедушка и бабушка похожи на ваших дедушек и бабушек?

Д: Нет, п. ч. они одеты не так, как одеваются наши бабушки и дедушки. На ногах у них лапти, а сейчас в лаптях никто не ходит, в такой одежде (безрукавка, сорочка, длинная юбка, рубаха, штаны) тоже никого не увидишь.

В: То есть, в такой одежде ходили очень давно. А как вы ещё догадались, что дед и баба, которые изображены, жили в далёкие времена? (Посмотрите внимательно на то, в каком доме жили дед и баба)

Д: Дед и баба живут в избе. Там всё сделано из дерева: полы, скамейки, стены, дверь. В избе мы видим печку, в которой раньше готовили еду, а ещё на ней можно было спать.

В: Теперь попробуем превратиться в волшебников – «Я нюхаю», какие запахи вы ощущаете? Чем пахнет в избе?

Д: В избе пахнет пирогами, луком (на стене висят луковицы, едой, деревом….

В: Ребята, давайте рассмотрим следующую картину («Золотое яйцо»). Что вы видите?

Д: Яйцо.

В: Какое это яйцо? Как вы догадались?

Д: Оно золотое, п. ч. оно жёлтого цвета, блестит, сверкает, светится, как солнце.

В: А откуда берутся яйца вообще?

Д: Их несут курочки.

В: Посмотрите на картину («Дед и баба разбивают яйцо»). Что делают дед и баба?

Д: Хотят разбить золотое яичко.

В: Скажите, какие чувства переживают дед и баба. Они рады, огорчены, озадачены? Почему?

Д: У них не получается разбить яйцо. Они озадачены, задумчивы (Дед почёсывает голову, разводит в стороны руки, не понимая, что делать дальше. Баба сидит, подперев голову руками. На их лицах мы видим удивление).

В: Кто ещё нарисован на картине?

Д: Мышка

В: Какое имя мы можем дать мышке?

Д: Мышка-Норушка.

В: А что делает мышка?

Д: Она тоже задумалась ( она стоит с задумчивым видом: лапкой держит мордочку, глаза подняты наверх, наверное, тоже хочет помочь деду и бабе.

В: Ребята, а когда вам покупают яичко «Киндер-сюрприз», что для вас главное игрушка внутри или шоколад?

Д: Игрушка.

В: То есть мы можем предположить, что дед и баба пытаются разбить яйцо, тоже ожидая какого-то чуда, сюрприза, ведь первое, что хочется сделать, увидев яйцо – это разбить его и посмотреть, что же там внутри.

В: Посмотрим на другую картину («Дед и баба плачут»). Кого вы видите?

Д: Мы видим бабушку и деда.

В: Что они делают?

Д: Они плачут (У бабушки в руках платок, которым она вытирает слёзы, дед успокаивает её)

В: Ребята, почему же они плачут?

Д: Потому что яичко разбилось

В: Но ведь они же сами пытались его разбить?

Д: Яйцо разбилось, но в нём ничего не оказалось, никакого сюрприза, поэтому-то они и расстроились.

В: А что делает курочка в это время?

Д: Она озабочена (клюв раскрыт, крылышки подняты, ей хочется помочь деду и бабе.

В: Что она говорит им?

Д: «Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам новое яичко, но золотое, а простое».

В: Посмотрите на другую картину («Мышка разбивает яйцо»). Что мы видим?

Д: Мышка разбивает яйцо хвостиком.

В: Посмотрим на другую картину («Курочка снесла простое яичко»). Кто изображён на ней?

Д: Курочка и мышка.

В: Что они делают?

Д: Курочка держит яйцо, мышка стоит рядом.

В:Какое яичко снесла курочка деду и бабе на этот раз?

Д: Простое, не драгоценное.

В: Ребята, а как вы думаете от какого яйца, на ваш взгляд, больше пользы для героев от золотого или от простого?

Д: Больше пользы от простого яйца.

В: Почему?

Д: Потому что его можно сварить, пожарить, с помощью него можно испечь пироги, блины и т. п.

В: То есть для бабушки и деда привычнее иметь дело с простым яйцом, нежели с золотым. Посмотрите внимательно, чем занята мышка на картине?

Д: Мышка чувствует, что виновата (стоит, опустив голову и прижав уши к голове, лапы за спиной).

В: А как вы думаете, в какое время года происходят события в сказке и почему?

Д: Наверное, летом, когда тепло, п. ч. дед и баба обуты в лапти (лапти носили только летом, а дед подшивает валенки, только готовясь к зиме. Ещё за окном можно увидеть зелёную траву и цветы, небо голубое и чистое, значит светит солнце.

В: Молодцы, ребята, теперь давайте составим «Паровозик из картинок, разместим картинки так, чтобы события, которые на них изображены, следовали одно за другим (дети расставляют картины с учётом логической последовательности действий).

В: А теперь, ребята, давайте попробуем сочинить свою сказку. Помогут нам в этом картины, которые мы уже с вами рассмотрели.

Один ребёнок рассказывает сказку, ориентируясь на сюжет картин. Воспитатель помогает воспитаннику, сопровождая его рассказ показом объектов, изображённых на картине.

Сказка :

Жили-были в избе дед и баба. Целыми днями они были заняты работой: дед сидел на деревянной лавочке и подшивал валенки к зиме, бабушка подметала и мыла пол. В птичнике у них было много домашней птицы. Однажды одна из курочек – Курочка Ряба снесла золотое яичко. Обрадовались дед и баба, решили проверить, что же там внутри. Дед его бил-бил – не разбил, баба била-била – не разбила. Мышка-Норушка захотела помочь деду и бабе. Она разбила яичко хвостиком. Дедушка с бабушкой очень расстроились, потому что внутри-то было пусто. Но курочка сказала им : «Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое, от него вам больше пользы будет, будете из него пироги и блины печь».

В: Молодцы, ребята. Теперь давайте сделаем свою Курочку-Рябу и поселим её в тот домик, где она могла бы жить (заранее заготовлен силуэт курочки, дети наклеивают на него перья).

На доске развешены 3 модели избы (применяем метод наглядного моделирования, где могла бы жить курочка. Дети должны объяснить, в какой дом нужно поселить героиню.

В: Ой какие вы молодцы. Посмотрите наша курочка оставила нам какой-то сюрприз в корзинке (воспитатель достаёт из корзины, где лежало яйцо киндер-сюрпризы, раздаёт их детям). Оказывается, ребята, и наша курочка снесла для нас не только простое яйцо, но и яичко с сюрпризом, как в сказке.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Программные задачи: 1. Продолжать учить детей составлять повествовательный рассказ.

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие». Составление рассказа по серии сюжетных картин «Мальчик и собака» с детьми 5–6 лет Задачи: Образовательная область «Речевое развитие» Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Конспект регламентируемой образовательной деятельности по серии из 5-ти картинок «Волшебное семечко». образовательные цели - Совершенствование.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление сказки по серии сюжетных картин» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление сказки по серии сюжетных картин Программное содержание. Учить детей.

Конспект занятия по развитию связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Семейный ужин» Цели: -обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок; -развивать у детей умение передавать предметное.

Конспект занятия в старшей группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял» Цель: Активизировать и актуализировать словарь. Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу).

Подготовительные лексические упражнения по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» I. Интеллектуальная разминка Логопед предлагает вспомнить и назвать зимующих птиц, а затем просит детей внимательно послушать стихотворения.

Составление рассказов по серии картин Составление рассказов по серии картин. Цель: Учить детей составлять рассказы по серии картин на основе раннее полученных знаний. Обогащение.

Составление творческого рассказа по серии картин «Заяц и морковка» Цели: обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин. Обучающие: формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Зайка и снеговик»Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Зайка и снеговик» Программное содержание:- Формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картин. - Учить строить сложноподчиненные предложения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности «Составление рассказа по серии сюжетных картин к сказке «Курочка Ряба»
Опубликовано: 9 ноября 2015 в 10:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД