МААМ-картинки

Конспект ОД по ознакомлению детей старшей группы со стихами кубанских поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне

Ольга Санина
Конспект ОД по ознакомлению детей старшей группы со стихами кубанских поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне

Тема:Знакомство со стихами кубанских поэтов- фронтовиков о Великой Отечественной войне.

Программные задачи:

- Дать представление о разнообразии поэтических произведений на примере стихов кубанских авторов. - Формировать у детей представление о ВОВ, защитниках Отечества. - Развивать у детей желание выражать свои впечатления и переживания после прочтения художественных произведений.

Публикация «Конспект ОД по ознакомлению детей старшей группы со стихами кубанских поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне» размещена в разделах

- Упражнять в подборе синонимов к заданным словам. - Воспитывать у детей на литературном материале чувство гордости за свой народ, победивший в тяжелой войне с врагами. - Пробуждать чувство уважение к людям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.

Оборудование: портреты «Кубанские писатели-фронтовики», слайд-презентация «По дорогам войны», аудиозапись «На окраине села» сл. И. ф. Вараввы муз. Г. Ф. Пономаренко, картинки награды, подборка книг кубанских поэтов.

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

- Дети, какой праздник готовится отмечать наша страна? - Что случилось летом 1941 года?

- Да, ребята, 70 лет тому назад, 22 июня 1941 года фашистские захватчики вторглись в пределы нашей Родины. Началась Великая Отечественная война. - Как вы понимаете, что такое война (Это ужас, горе, страдания, смерть) - Кто напал на нашу Родину? Зачем? (Это фашисты, которые хотели заставить наш народ работать на себя.)

- Почему войну назвали Отечественной? ( Потому что в ней принимал участие весь народ: солдаты на фронте, партизаны в тылу врага, рабочие на заводах, колхозники в полях. На защиту Родины встали все – от мала до велика.)

О подвиге русского народа сложили немало стихов, песен. Сегодня мы с вами познакомимся со стихами поэтов Кубани о войне. В судьбе многих поэтов и писателей была ВОВ. 2. Чтение стихотворения К. А. Обойщикова «Дядя Павел» Кронид Александрович Обойщиков с первого дня войны в качестве штурмана самолета участвует в боевых действиях. Награжден тремя орденами и пятнадцатью медалями. Крылатым воином был Кронид Обойщиков. Обращаясь к родному краю, он пишет: Край родной, ты весь на этой карте - Синь озер, дороги и хребты. Я летать ушел со школьной парты, Чтоб тебя увидеть с высоты. Во время войны советские солдаты спасали от голода и смерти не только наших русских детей, но и детей других национальностей. Однажды наш солдат спас от бомбежки и немецкую девочку, и в честь этого подвига в городе Берлине воздвигнут памятник советскому солдату. Я хочу прочитать вам стихотворенье Кронида Обойщикова «Дядя Павел» Дядя Павел Увезти их не успели. В День Победы К детям полз уже огонь. Надевает ордена. Сбил солдат его шинелью, Знают нашего соседа Одеялом, сапогом. Весь наш двор Из огня И вся страна. Солдат советский В этот день Среди тысячи смертей Сержант Кудинов, Выносил ребят немецких Несмотря на малый чин, Словно собственных детей. Персонально Он испуганным малышкам Из Берлина Говорил в тот горький час: Поздравленье получил. «Тише, дети, С ветераном интересно. Киндер, тише, Мы вокруг садимся тесно, Будет гут… Молча слушаем рассказ Сейчас… Сейчас…» Про походы и сраженья И про то, как в наступленье … После боя отдыхали Он детей немецких спас. Утомлённые бойцы. А случилось это так: На руках детей держали, Бой упорный был. Их слезинки утирали, Восемь вражьих контратак Обнимали, как отцы. Батальон отбил. Понимали все солдаты, В город воины вступали, Что в большой людской беде Шли по улицам в дыму. Не бывают виноваты Вдруг услышал дядя Павел Дети малые Крики детские в дому. Нигде. Он – туда. На броне и на лафете, А там сидят Как солдаты на войне, Двадцать маленьких ребят. Спали маленькие дети, Двадцать маленьких ребят, Мамы снились им во сне. Все испуганно глядят, По-немецки говорят. Вопросы по содержанию: - Что в день Победы ветераны надевают? - О чем рассказывал ветеран? - Какое памятное событие произошло во время наступления? - Что услышал дядя Павел? - Как он сумел спасти немецких детей? - После боя как русские воины отнеслись к детям? - Какое воинское звание было у дяди Павла?

3. Игровое упражнение «У кого какие погоны?» - Какие погоны у сержанта? У лейтенанта? У капитана? У майора? У полковника? У генерала? У маршала?

4. Чтение стихотворенья В. Бакалдина «В тот вечер»

Виталия Борисовича Бакалдина война застала в Краснодаре. Полгода оккупации немецко-фашистскими захватчиками города, бои за его освобождение оставили неизгладимый след в сердце пятнадцатилетнего подростка. 30 июня 1944 года молодой поэт опубликовал первый в своей жизни рассказ «Вовка», за который получил первую премию на городском конкурсе. Ему подарили книгу и талоны на сахар и хлеб… Вот такая награда

в военное время.

Послушайте стихотворение Виталия Борисовича «В тот вечер»

В тот вечер А мальчик под столом услышал, вся семья скучала. как скрипнула входная дверь. Читала мама у стола, И он увидел чьи-то ноги а бабушка носки вязала в солдатских мокрых сапогах… и терпеливо сна ждала. Вошёл А мальчик под столом возился и замер на пороге с котенком шустрым и смешным. военный с шапкою в руках… А за окошком ветер злился Отец! и дождик сделался густым. Он выскочил навстречу! И мама бросилась к отцу! В тот вечер Прижалась… вся семья скучала: Вздрагивали плечи… не вышел кот из-под стола, И слёзы лились по лицу… читала мама и вздыхала, И всей семьею обнимали и бабушка всё сна ждала… и целовали много раз, И дождь, и не скучали, гуляющий по крыше, и не спали, ещё слышнее стал теперь… не отводя счастливых глаз. Вопросы по содержанию:

- Что я вам прочитала?

- Как называется стихотворение?

- Что происходило в семье вечером?

- Как описывает поэт погоду?

- Какое настроение было у всех членов семьи?

- Что произошло, когда мальчик услышал скрип двери?

- Как встречала отца семья?

- Расскажите о настроении семьи при встречи отца.

Сколько тревог и страданий вынесли матери, жены, сестры, дети солдат, оставшиеся в тылу ждать своих родных и близких…

5. Слушание песни «На окраине села» в аудиозаписи на стихи И. Ф. Вараввы

- О чем поется в песне?

- Какими словами начинается и заканчивается песня?

- Какое чувство вы испытали, прослушав эту песню?

Эта песня написана выдающимся композитором-песенником Григорием Федоровичем Пономаренко на стихи Ивана Вараввы Иван Федорович Варавва в 1942 году окончил школу и ушел на фронт. Принимал участие в Битве за Кавказ. Получил ранение и тяжелую контузию. После излечения освобождал Варшаву, брал Берлин. Оставил стихотворную надпись на стене поверженного Рейхстага. Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды. 6. Чтение стихотворения «Пехотинцы кричали…» И. Вараввы

Повторное чтение с движениями в форме динамической паузы Пехотинцы кричали,

Стреляли и пели (шаги на месте,

Батарейцы –

В туманную роздымь глядели (ладонь козырьком).

Миномётчики –

Каски под ноги бросали (взмахи руками).

Автоматчики –

Кущи огнём причесали (присесть, повороты вправо-влево…

Кто-то бился, крестился,

А кто-то ругался,

Что ему этот жребий тяжёлый

Достался (руки сжать в кулачки, потянуться на носочках).

И сказал политрук

В ногу пулей раненый (шаги на месте) :

- Мы стоим на границе

Фашистской Германии (ноги на ширине плеч…

Долгих 4 года шла Великая Отечественная война, 1418 дней и ночей продолжалась битва с германским фашизмом. Шёл смертный бой не ради славы, а ради жизни на земле.

7. Игровое упражнение «Подбери признаки»

- Каким был русский солдат на войне? (смелым, бесстрашным, отважным, храбрым, доблестным)

- Каким был фашист? (безжалостным, наглым, злобным, бездушным, беспощадным)

- Какой была война для нашего народа? (внезапной, вероломной, ожесточенной, кровопролитной, страшной, захватнической)

- Какой стала Победа? (великая, безоговорочная, выдающаяся, всенародная, долгожданная, окончательная)

8. Знакомство с пословицами и поговорками о Родине, о храбрости солдат

- Какие пословицы о солдатской храбрости, о Родине вы знаете? * Одна у человека мать, одна и Родина. * Береги землю родимую, как мать любимую. * Герой – за Родину горой. * Русский боец – всем молодец. * Русский солдат не знает преград. * Мир строит, а война разрушает. * Где смелость – там победа. * Если армия сильна, непобедима и страна. * Друг за друга стой и выиграешь бой.

* Кто Родине верен, тот в бою примерен.

* Русскую заповедь знай – в бою не зевай.

(Дети рассуждают о смысловом значении этих пословиц)

9. Чтение отрывка из стихотворения Н. Краснова «9 Мая 1945 года»

Первый день мира люди встречали ликованием. Все высыпали на улицу. Незнакомые люди обнимали друг друга и поздравляли.

… Куда ни глянь – народ, народ, народ.

На мостовых, на крышах, на балконах.

Сто тысяч глаз, сияющих, бессонных,

Смеющихся и плачущих, родных.

Над головою вскинутые руки,

Летящие и в радости, и в муке

Обнять освободителей своих.

… Прекрасен твой победный день, солдат!

По всем путям прошли сыны России:

Одни – на Прагу, на Берлин – другие,

На Будапешт, Варшаву и Софию,

На Вену, Братиславу и Белград.

Такими словами описывает день Победы Николай Степанович Краснов. Война для Краснова – это солдатские дороги, фронт, наступательные бои, ранение, госпиталь. Перед глазами предстала картина жизни нашего народа, сражающегося с фашизмом. Николай Степанович был награжден боевыми наградами: орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью «За отвагу». Самая жестокая в мире война закончилась. И закончилась нашей Победой.

К сожалению, все меньше и меньше остается тех, кто был непосредственным участником той войны и кому мы обязаны своей свободой. ВОВ была самой тяжелой из всех войн. Память о погибших героях навеки сохранится в нашем сердце.

10. Итог занятия

- Ребята, с какими кубанскими поэтами мы с вами сегодня познакомились?

- О чем писали они в своих стихах?

- Какое стихотворение вам больше всего запомнилось?

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой «Герои сказок»Конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой «Герои сказок» Конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой «Герои сказок» Цели: Закрепить умение детей отгадывать название.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы в ходе режимных моментов Вечера чтения «Сказки бабушки Арины» Программные задачи. Обучающие. 1. Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и Серый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по ознакомлению детей старшей группы со стихами кубанских поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне
Опубликовано: 29 апреля 2015 в 11:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД