Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой с детьми 6–7 лет на тему: «Богатыри земли русской»

Анна Протасова
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой с детьми 6–7 лет на тему: «Богатыри земли русской»

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой с детьми 6–7 лет на тему: «Богатыри земли русской»

ПОДГОТОВИЛА:воспитатель МБДОУ №8 «Аистёнок», Протасова Анна Валериевна /апрель 2012г. /

Программное содержание:

• воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории русского народа;

• познакомить детей с оружием богатырей;

• развивать представления детей о былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче;

• вызвать интерес к языку былин и сказаний о русских богатырях.

Предварительная работа:

рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри», чтение отрывков из былин «Илья Муромец и соловей разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

Оборудование: проектор, презентация, канат, камушки, костюмы гусляра и богатырей.

Ход образовательной деятельности

Минута эмоционального настроя:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: ребята, давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были леса. На этой земле жили наши предки – славяне. Впоследствии они основали свое государство и назвали его Русью. На славян часто совершали набеги хазары, монголы-татары и печенеги. Они опустошали земли и уводили в плен людей. Жить в таких условиях могли только очень храбрые люди. Ребята, скажите, как назывались наши предки, которые защищали землю русскую от врагов?

Дети: богатыри.

Воспитатель: Саша, расскажи, пожалуйста, что ты знаешь о русском богатыре:

Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Воспитатель: правильно. Богатыри – это люди безмерной силы и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов. Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте вспомним, как они называются.

Дети: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Финист – Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Воспитатель: ребята, подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Богатыри». И сегодня мы с вами поговорим об этом произведении искусства.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

Три защитника, три брата, три богатыря!

Русь на воинов богата!

С поля боя нет возврата,

За спиною – Русь,

Мать-земля, родные хаты…

- Эй, смелее в бой, ребята!

Мечи и лук, копье, булава,

Щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы,

Охраняет Русь по праву

Богатырь родной!

- Ребята, давайте рассмотрим картину и побеседуем о ней.

Скажите, пожалуйста, кто изображен на картине художника Васнецова?

Дети: три богатыря.

Воспитатель: кто находится в центре картины?

Дети: Илья Муромец.

Воспитатель: в центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Родился он в селе Карачарово, что под Муромом. Согласно былинам, Илья Муромец до 33-х лет не мог ходить. Он был разбит параличом, а затем получил чудесное исцеление от старцев. Это самый старший опытный и могучий богатырь. У Ильи Муромца благородное лицо. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и копье. Одет он в железную кольчугу, на голове – шлем.

Любит богатырь Родину и честно ей служит.

- Ребята, скажите, а кто стоит слева от Ильи Муромца?

Дети: Добрыня Никитич.

Воспитатель: Добрыня Никитич – известный и любимый народом воин. Добрыню иногда величают князем. Он умен, образован, а также искусен в боях, плавании и в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни украшен каменьями, меч у него булатный, а взгляд – зорький. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно чует врага.

- Ребята, скажите, а как зовут третьего богатыря?

Дети: Алеша Попович.

Воспитатель: третий богатырь – Алеша Попович – сын священника. Он тоже храбрый и смелый воин, но не такой сильный, как Илья или Добрыня. Алеша славится своей ловкостью, быстротой и находчивостью. Он и воин, и гусляр. Вооружен он скромнее. В левой руке он держит лук. Рыжий конь подстать Алеше: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником.

- Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их и узнать про их подвиги?

Дети: да.

Воспитатель: тогда нам нужно собираться в путь, где нас будут ждать приключения и препятствия от Змея Горыныча. Знаю, что вы ребята дружные и смелые. Дружба поможет вам преодолеть все преграды.

На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти с закрытыми глазами, держа руки на поясе.

Воспитатель: Для начала разомнитесь

По веревочке пройдитесь

Со ступать с нее нельзя

Пропасть вас там ждет, друзья.

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

Задание №2. Вот преграда на пути. Ее так просто не пройти.

Надо быстро вспоминать и пословицы сказать.

- Ребята, назовите пословицы о смелости и отваге.

Дети: тот герой, кто за Родину горой. Кто смел, тот на коня сел. Сам погибай, а товарища выручай. Жить – Родине служить. Если дружба велика, будет Родина крепка.

Воспитатель: молодцы, ребята, справились с заданием. Идемте дальше.

Задание№3. Вот и речка на пути

Не проехать, не пройти

Соловей-разбойник злой

Мост сломал здесь над рекой.

Воспитатель: Ребята, здесь нужно перейти через реку по камушкам.

- Молодцы, ребята. Сейчас вас ждет последнее испытание.

Все преграды покорились

Дальше в путь вы все пустились

Но, увы, не тут-то было,

Вихрем все вдруг закружило!

Змей Горыныч трехголовый

Повстречался на пути, тут спасенья не ищи!

Но ребята не зевай! И оружие скорее выбирай.

Д/и «Старинное и современное оружие»

Дети с воспитателем идут дальше по дороге, и навстречу им выходит мальчик-гусляр.

Воспитатель: кто ты?

Гусляр: я гусляр, хожу от города к городу, от села к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше ведь телевидения и интернета не было, только от меня люди новости и узнавали.

Воспитатель: что же ты, гусляр, нам поведаешь?

Гусляр: а под славным городом, под Киевом, стояла то застава богатырская. На заставе были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша – поповский сын.

Выходят три мальчика, одетых богатырями.

Илья Муромец: сидел соловей-разбойник во сыром дубу, свистел соловей-разбойник по-звериному, от его свиста все цветочки осыпалися. Но срубил я ему буйну головушку.

Добрыня Никитич: поехал я к славной речке – вдруг не дождь дождит, не гром гремит, а Змей Горыныч летит. Изловчился я, ударил Змея, упал он на сыру землю.

Алеша Попович: рассказали мне про Тугарина Змея, и что все боятся лютого. Как хлестнул я его по голове, как упал он на землю, то вскочил я ему на черну грудь и отрезал ему голову прочь и сказал: «По грехам твоим, Змей, все учинилось».

Гусляр: «Гой еси, богатыри, вы да святорусские, седлали вы коней добрых, да стояли вы за Отечество и Веру Православную. Поклон вам от Руси-матушки во веки веков». Кланяются друг другу и уходят.

Воспитатель: ну, вот, ребята, и подошло к концу наше сказочное путешествие. Скажите, пожалуйста, картину какого русского художника мы с вами сегодня рассмотрели? Ребята, скажите, как звали богатырей, с которыми мы встретились?

Ребята, мы с вами сегодня преодолели все опасности и препятствия. Все вы были молодцы – внимательными, смелыми и ловкими. Я надеюсь, что богатыри русские будут примером для подражания в вашей жизни.

Публикации по теме:

Былинные герои.Былинные герои. Былинные сюжеты и герои в искусстве и литературе. Уже с момента публикации сборника Кирши Данилова былинные сюжеты и герои прочно входят.

Приобщение дошкольников к традициям русской культурыПриобщение дошкольников к традициям русской культуры Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Архитектура, дома
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой с детьми 6–7 лет на тему: «Богатыри земли русской»
Опубликовано: 29 мая 2012 в 22:13
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...