Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой с детьми 6–7 лет на тему: «Богатыри земли русской»

Анна Протасова
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой с детьми 6–7 лет на тему: «Богатыри земли русской»

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой с детьми 6–7 лет на тему: «Богатыри земли русской»

ПОДГОТОВИЛА:воспитатель МБДОУ №8 «Аистёнок», Протасова Анна Валериевна /апрель 2012г. /

Программное содержание:

• воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории русского народа;

• познакомить детей с оружием богатырей;

• развивать представления детей о былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче;

• вызвать интерес к языку былин и сказаний о русских богатырях.

Предварительная работа:

рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри», чтение отрывков из былин «Илья Муромец и соловей разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

Оборудование: проектор, презентация, канат, камушки, костюмы гусляра и богатырей.

Ход образовательной деятельности

Минута эмоционального настроя:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: ребята, давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были леса. На этой земле жили наши предки – славяне. Впоследствии они основали свое государство и назвали его Русью. На славян часто совершали набеги хазары, монголы-татары и печенеги. Они опустошали земли и уводили в плен людей. Жить в таких условиях могли только очень храбрые люди. Ребята, скажите, как назывались наши предки, которые защищали землю русскую от врагов?

Дети: богатыри.

Воспитатель: Саша, расскажи, пожалуйста, что ты знаешь о русском богатыре:

Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Воспитатель: правильно. Богатыри – это люди безмерной силы и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов. Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте вспомним, как они называются.

Дети: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Финист – Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Воспитатель: ребята, подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Богатыри». И сегодня мы с вами поговорим об этом произведении искусства.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

Три защитника, три брата, три богатыря!

Русь на воинов богата!

С поля боя нет возврата,

За спиною – Русь,

Мать-земля, родные хаты…

- Эй, смелее в бой, ребята!

Мечи и лук, копье, булава,

Щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы,

Охраняет Русь по праву

Богатырь родной!

- Ребята, давайте рассмотрим картину и побеседуем о ней.

Скажите, пожалуйста, кто изображен на картине художника Васнецова?

Дети: три богатыря.

Воспитатель: кто находится в центре картины?

Дети: Илья Муромец.

Воспитатель: в центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Родился он в селе Карачарово, что под Муромом. Согласно былинам, Илья Муромец до 33-х лет не мог ходить. Он был разбит параличом, а затем получил чудесное исцеление от старцев. Это самый старший опытный и могучий богатырь. У Ильи Муромца благородное лицо. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и копье. Одет он в железную кольчугу, на голове – шлем.

Любит богатырь Родину и честно ей служит.

- Ребята, скажите, а кто стоит слева от Ильи Муромца?

Дети: Добрыня Никитич.

Воспитатель: Добрыня Никитич – известный и любимый народом воин. Добрыню иногда величают князем. Он умен, образован, а также искусен в боях, плавании и в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни украшен каменьями, меч у него булатный, а взгляд – зорький. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно чует врага.

- Ребята, скажите, а как зовут третьего богатыря?

Дети: Алеша Попович.

Воспитатель: третий богатырь – Алеша Попович – сын священника. Он тоже храбрый и смелый воин, но не такой сильный, как Илья или Добрыня. Алеша славится своей ловкостью, быстротой и находчивостью. Он и воин, и гусляр. Вооружен он скромнее. В левой руке он держит лук. Рыжий конь подстать Алеше: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником.

- Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их и узнать про их подвиги?

Дети: да.

Воспитатель: тогда нам нужно собираться в путь, где нас будут ждать приключения и препятствия от Змея Горыныча. Знаю, что вы ребята дружные и смелые. Дружба поможет вам преодолеть все преграды.

На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти с закрытыми глазами, держа руки на поясе.

Воспитатель: Для начала разомнитесь

По веревочке пройдитесь

Со ступать с нее нельзя

Пропасть вас там ждет, друзья.

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

Задание №2. Вот преграда на пути. Ее так просто не пройти.

Надо быстро вспоминать и пословицы сказать.

- Ребята, назовите пословицы о смелости и отваге.

Дети: тот герой, кто за Родину горой. Кто смел, тот на коня сел. Сам погибай, а товарища выручай. Жить – Родине служить. Если дружба велика, будет Родина крепка.

Воспитатель: молодцы, ребята, справились с заданием. Идемте дальше.

Задание№3. Вот и речка на пути

Не проехать, не пройти

Соловей-разбойник злой

Мост сломал здесь над рекой.

Воспитатель: Ребята, здесь нужно перейти через реку по камушкам.

- Молодцы, ребята. Сейчас вас ждет последнее испытание.

Все преграды покорились

Дальше в путь вы все пустились

Но, увы, не тут-то было,

Вихрем все вдруг закружило!

Змей Горыныч трехголовый

Повстречался на пути, тут спасенья не ищи!

Но ребята не зевай! И оружие скорее выбирай.

Д/и «Старинное и современное оружие»

Дети с воспитателем идут дальше по дороге, и навстречу им выходит мальчик-гусляр.

Воспитатель: кто ты?

Гусляр: я гусляр, хожу от города к городу, от села к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше ведь телевидения и интернета не было, только от меня люди новости и узнавали.

Воспитатель: что же ты, гусляр, нам поведаешь?

Гусляр: а под славным городом, под Киевом, стояла то застава богатырская. На заставе были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша – поповский сын.

Выходят три мальчика, одетых богатырями.

Илья Муромец: сидел соловей-разбойник во сыром дубу, свистел соловей-разбойник по-звериному, от его свиста все цветочки осыпалися. Но срубил я ему буйну головушку.

Добрыня Никитич: поехал я к славной речке – вдруг не дождь дождит, не гром гремит, а Змей Горыныч летит. Изловчился я, ударил Змея, упал он на сыру землю.

Алеша Попович: рассказали мне про Тугарина Змея, и что все боятся лютого. Как хлестнул я его по голове, как упал он на землю, то вскочил я ему на черну грудь и отрезал ему голову прочь и сказал: «По грехам твоим, Змей, все учинилось».

Гусляр: «Гой еси, богатыри, вы да святорусские, седлали вы коней добрых, да стояли вы за Отечество и Веру Православную. Поклон вам от Руси-матушки во веки веков». Кланяются друг другу и уходят.

Воспитатель: ну, вот, ребята, и подошло к концу наше сказочное путешествие. Скажите, пожалуйста, картину какого русского художника мы с вами сегодня рассмотрели? Ребята, скажите, как звали богатырей, с которыми мы встретились?

Ребята, мы с вами сегодня преодолели все опасности и препятствия. Все вы были молодцы – внимательными, смелыми и ловкими. Я надеюсь, что богатыри русские будут примером для подражания в вашей жизни.

Публикации по теме:

Былинные герои.Былинные герои. Былинные сюжеты и герои в искусстве и литературе. Уже с момента публикации сборника Кирши Данилова былинные сюжеты и герои прочно входят.

Приобщение дошкольников к традициям русской культурыПриобщение дошкольников к традициям русской культуры Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Архитектура, дома
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой с детьми 6–7 лет на тему: «Богатыри земли русской»
Опубликовано: 29 мая 2012 в 22:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...