Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Сказки народов севера»

Ксения Губанова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Сказки народов севера»

1. Программное содержание: формирование представлений об образе жизни коренных народов севера Тюменской области, развитие познавательного интереса к истории родного края, формирование умения работать в команде, сотрудничать между собой, пополнение словарного запаса, воспитание уважительного и толерантного отношения к культурам других народов.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Сказки народов севера“» размещена в разделах

2. Интеграция образовательных областей : познавательное развитие (формирование целостной картины мира, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

3. Предварительная работа: знакомство с символикой Тюменской области, беседы о географическом положении края, его особенностях, богатстве полезными ископаемыми и невероятной природной красоте; чтение стихов о Тюменской области, прослушивание музыкальных композиций о Тюмени и области, рассматривание фото, - современных и исторических, знакомство с народами, населяющими Тюменскую область, их национальным костюмом, традициями, дидактические игры по краеведению, знакомство с макетом "Быт народов севера".

4. Материалы и оборудование: картинки или презентация, отражающие образ жизни коренных народов севера, краски, кисточки, вода, ножницы, листы бумаги, клей - карандаш, распечатанные изображения оленя для каждого ребенка. Игра "Рыбалка" (удочки, пластиковые рыбки на магнитах, таз с водой, рыболовная сеть, плотная синяя ткань. картонные рыбки).

Ход организованной деятельности

Воспитатель: ребята, вам уже известно, что наша Тюменская область очень большая. она простирается от юга и до самого крайнего севера. А как вы думаете, везде ли люди живут одинаково?

Рассуждения детей.

Воспитатель: климат в разных частях области очень отличается, а следовательно, отличается и почва, растительный и животный мир, и конечно, образ жизни людей. Мы с вами, русские, проживаем на юге Тюменской области. Вы много знаете о русских людях, об их традициях и обычаях, их традиционных промыслах, знаете русские народные праздники, песни и сказки, а известно ли вам что-нибудь о жителях севера?

Дети: нет.

Воспитатель: народы севера, хотя и проживают в России, но имеют свою собственную культуру, традиции, костюмы, язык. правда, к сожалению, сегодня нам мало, что известно о них, но это неправильно, ведь север Тюменской области тоже является важной частью нашего родного региона, север может быть очень интерес для нас, ведь он сильно отличается от привычной нам местности, север богат полезными ископаемыми и необычайно красивой природой. А кроме того, народы севера являются коренными жителями нашего региона, как вы думаете, что это значит?

Рассуждения детей.

Воспитатель: коренной - от слова корни, это значит, что северные народы жили на территории нашего края задолго до того, как здесь появились русские люди. Народы эти очень древние, имеют свою культуру и богатую историю. Сегодня коренные северные народы часто называют малочисленными, как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, сейчас представителей коренных северных народов остается все меньше и меньше, ведь условия жизни на крайнем север очень тяжелые. Поэтому, мы должны помнить о них, интересоваться их культурой.

Коренные малочисленные народы севера это ханты, манси, ненцы и селькупы.

Народы севера являются полуоседлыми, это значит, что они не живут на одно м месте постоянно, а периодически переезжают, когда у их оленей заканчивается пища.

Олени играют важнейшую роль в жизни северных народов. Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: конечно, олени - это и транспорт и теплые шкуры, - материал для одежды, обуви и строительства жилища, и пища, и любимец, и друг. Кроме того, на севере есть такое развлечение - жители устраивают гонку на оленьих упряжках.

Воспитатель: оленьими шкурами обтягиваются чумы - жилища, из них же шьется теплая одежда. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель: вы правы олени очень выносливы, а их шкура - необычайно теплая помогает им не замерзнуть на улице в самые сильные морозы крайнего севера.

Кроме оленеводства, северные народы занимаются охотой и рыболовством.

Давайте и мы попробуем заняться рыболовством.

Воспитатель приглашает детей "ловить рыбу". Часть детей растягивают сеть и стараются все вместе зацепить сетью как можно больше картинных рыбок. Остальные по очереди "ловят" из тазика пластиковых рыбок на магнитиках.

Воспитатель: молодцы! Много рыбы наловили! Мы с вами на севере не пропадем!

Как и у каждого народа, у северных жителей есть свои сказки, которые они очень любят, на холодном севере, где нет телевидения и интернета, практически нет игрушек, дети очень рано становятся самостоятельными, рано начинают работать, охотиться, ловить рыбу, шить и украшать себе одежду, сказка является главным развлечением, главной радостью для ребенка. Сказки обычно носят поучительный характер, чтобы ребята могли подражать героям, учиться у них чему-то хорошему. Герои северных сказок бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы. Любят северные народы и сказки о животных, обычно, в сказках объясняются повадки или внешний вид животных.

Мы с вами сегодня познакомимся со сказкой народа Манси "Гордый олень".

Воспитатель читает детям сказку, показывает иллюстрации.

Есть у Манси на Северном Урале любимое озеро — Ватка-Тур. Недалеко от него жил охотник Захар со своей семьёй. Был он трудолюбив, целыми днями ходил по тайге, охотился. Знал повадки каждого зверя, умел выслеживать хитрую лису, находить зимой медвежьи берлоги, ловить сохатого. Только оленей никогда не ловил — жалел их Захар.

Однажды летом пошёл Захар на озеро проверить поставленные им сети. Тихо на озере. Только и слышно, как рыба плеснёт или как утка вспорхнёт… Вдруг видит: недалеко от него стоит красавец олень. Засмотрелся на него охотник — весло из рук выпало, а олень встрепенулся, замер на миг, потом гордо поднял голову с сереньким пятнышком на лбу и убежал прочь.

Прошло лето. Пришла и ушла осень. Наступила зима. А зима на Урале суровая да снежная. Трудно Захару с семьёй жить стало. Юрта совсем худая, и на охоте удачи нет.

Пошёл Захар в лес. День идёт, другой, из сил выбивается, а на след зверя набрести не может. Вышел к болоту и видит: на краю болота стадо оленей пасётся и среди них тот, с сереньким пятнышком на лбу.

Стал Захар потихоньку подползать к оленям. Вот уже совсем близко подполз. Быть бы ему с добычей, да дрогнуло сердце у охотника, жалко стало оленя убивать. Олени почуяли, что человек близко, и умчались.

Только хотел Захар повернуть обратно, вдруг видит: прямо к нему, опустив голову, идёт большой и сильный олень. Испугался Захар, а олень остановился около него и сказал человечьим голосом :

— Здравствуй, Захар! Давно я тебя знаю. Вижу, как ты трудишься, бродишь по тайге, а удачи тебе нет.

Захар отвечает:

— Спасибо, гордый олень, что добрым словом меня согрел.

— Будь завтра снова на этом месте, — проговорил олень и, высоко подняв голову, убежал.

На другой день, только показался первый луч солнца, Захар пошёл на болото. Красавец олень уже ждал его.

— Я буду твоим другом и помощником, — сказал он. — Садись на меня!

Быстро мчался олень по тайге. Сколько было радости и удивления, когда Захар вернулся домой!

Легче стало жить Захару: освободил его олень от самых трудных работ.

Все привыкли к доброму оленю. И решил охотник отблагодарить его за доброту. Вечерами сидели они всей семьёй и вытачивали, отделывали каждую веточку — делали оленю такие рога, каких ни у кого нет. И вот рога готовы — крепкие, ветвистые, красивые!

Весной, когда начал таять снег, запряг Захар оленя и посадил всю семью на нарты. — Поехали! — крикнул Захар.

И они помчались по бескрайней тайге. Вот и озеро Ватка-Тур. Захар освободил оленя из упряжки и вывел к тому месту, где впервые увидел его. Старший сын Захара принёс приготовленные для оленя рога.

— Это тебе, дорогой олень! — сказал Захар.

Олень гордо качнул головой с новыми рогами. Прошёлся по берегу озера, копнул острым рогом землю.

— Спасибо тебе, олень, за помощь, — сказал Захар. — Иди на свободу.

— И тебе спасибо, человек! С такими рогами мне и волк не страшен! — сказал олень и, встряхнув на прощанье красивыми рогами, скрылся в лесу.

С той давней поры все олени носят рога и дружат с человеком.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, о чем эта сказка?

Ответы детей.

Воспитатель: верно, молодцы, внимательно слушали! А теперь я расскажу вам о еще одном сказочном природном явлении, которое бывает на севере. Послушайте загадку, может быть, вы сами догадаетесь.

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой горит – пламя

Над сверкающими льдами!

Ой горит большой костер

Выше леса, выше гор!

Он горит, а снег не тает,

Он блестит – не согревает

Мерзнут горы и леса,

Коченеют небеса

Кто зажег огонь небесный?

Не живет ли в вышине

Великан могучий

Не печет ли на огне,

Хлеб себе за тучей?

Никого за тучей нет, не пекут там хлеба

Это – свет холодный свет

Северного неба.

Воспитатель: конечно, это полярное сияние! Явление, когда небеса загораются переливающимися разноцветными огнями.

Давайте и мы изобразим полярное сияние, а под ним грациозного северного оленя, гордого и красивого, как в сказке.

Дети раскрашивают лист разноцветными красками, изображая северное сияние. Воспитатель раздает детям распечатанное изображение оленя. Дети вырезают оленя и приклеивают его на лист с северным сиянием.

Воспитатель: ребята, какие замечательные олени у вас получились, просто сказочные! Сегодня мы с вами узнали очень много нового, а что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Берегите птиц» Тема «Берегите птиц». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Части тела»Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Части тела» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Дорога для машины»Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Дорога для машины» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Цель: развивать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Снежинки» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Департамент образования Администрации города Ноябрьска МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛОШКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ЭОР «Путешествие в лес» Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ЭОР «Путешествие в лес» Возрастная группа: старшая Тема недели:.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в Волшебный город» Цель: развитие представлений детей о геометрических фигурах. Название: «Путешествие в Волшебный город». Образовательные области: «познавательное.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Морские чудеса» Цель: способствовать формированию познавательной компетенции старших дошкольников через расширение представлений о морских обитателях. Задачи:.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Как устроена природа» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию тема: «Как устроена природа» подготовительная к школе группа.

Самоанализ образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Традиции и культура народов Севера» Тип НОД: познавательное Форма НОД: путешествие Цель: Знакомить детей с национальной женской одеждой, традициями коренных народов севера.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Сказки народов севера»
Опубликовано: 8 января 2016 в 22:55
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД