МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе «История кукол»

Ольга Митряева
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе «История кукол»

Цель: Приобщать детей к народной культуре. Знакомить с элементарными приёмами рукоделия. Познакомить с историей куклы, выделяя её достоинства. Развивать фантазию, вкус, творческое воображение.

Задачи:

Развивающие :

Развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности : словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.

Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта.

Развивать фантазию, мышление, внимание.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе „История кукол“» размещена в разделах

Обучающие:

• Приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.

• Привлечь внимание детей к народной игрушке – кукле.

• Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, кофта, платок, фартук, видеть их красоту.

• Совершенствовать умения изготавливать куклу, учить работать с тканью; знакомить с малыми формами фольклора.

Воспитательные:

• Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

• Стимулировать развитие коммуникативных навыков.

• Воспитывать ценностное отношение к семейным и народным традициям и совместному труду взрослых и детей.

Интеграция образовательных областей :

«Социально – коммуникативное развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»;

«Художественно – эстетическое»;

«Физическое развитие».

Словарная работа: матрёшка, соломенная кукла, кукла «Барыня», «На счастье», «Жених», «Зернушка», «Пеленашка».

Форма проведения: образовательная деятельность.

Материал к ОД.

Демонстрационный: фотографии и картинки тряпичных кукол, дымковской барыни, японской куклы «Фукуруму», соломенной куклы, матрёшек, лоскуты для изготовления куклы-пеленашки, тряпичные куклы, современные куклы фабричной и ручной работы.

Раздаточный: лоскуты для изготовления куклы-пеленашки.

Предшествующая работа: беседы с детьми на темы: «Путешествие в прошлое куклы», «Путешествие в прошлое одежды», ознакомление с хохломской, дымковской росписью и гжелью, разучивание хороводов, народных игр, стихов, ОД: «Знакомство с дымковской игрушкой».

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Здравствуйте, мои милые!

Здравствуйте, мои хорошие!

Здравствуйте, мои пригожие!

А мальчики у нас, как ясные соколы!

А девочки как аленькие цветочки!

Воспитатель: Ой, а что это за коробка! Необычная, загадочная! Что же там, давайте, посмотрим? (Подходит к коробке. Развязывает ленту. Открывает.)

Воспитатель: Кто же это? (Ответы детей.)

Правильно – это кукла!

Кукла: Здравствуйте, дорогие ребята! Я жительница страны «Кукляндия». Я приглашаю вас в нашу страну в музей кукол. А вы знаете, что такое музей? (Ответы детей.)

Кукла: Музей — это место, где хранятся ценные вещи, а наш музей называется - музей кукол, потому что там находятся разные куклы.

Воспитатель: Ну, что ребята отправимся в страну «Кукляндию»? (Ответы детей.)

Воспитатель: В музее наряду с современными куклами есть куклы и в русских сарафанах. Неслучайно, в укладе и быте жизни русского народа, придавалась большая роль, традиционному русскому костюму такому, какой сегодня вы видите на мне. Давным-давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках у детей не было, столько игрушек, как у вас сейчас, дети придумывали и делали себе игрушки сами, а иногда им помогали и родители.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам расскажу историю об одной удивительной кукле, она деревянная и жила в далекой стране, которая называется – «Япония». Много лет назад в Россию из далёкой страны - Японии привезли деревянную фигурку - добродушного, лысого старичка. Изображала эта кукла мудреца - «Фукуруму». Игрушка – старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья (Показ фото).

Кукла эта понравилась и взрослым и детям. А особенно русским мастерам. Они нарядили её в русский сарафан, на голову повязали платочек, нарисовали ей глазки и румяные щечки. И назвали её старинным русским именем - Матрёной.

- Как вы думаете, какую игрушку сделали народные умельцы? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно Матрёшка! Матрешка это любимый всеми российский сувенир. Появилась матрешка очень давно. Это настоящая русская красавица. Чем знаменита русская матрешка?

Ребенок:

Матрешечка, матрешка, русская краса:

Румяные щечки, глазки – бирюза,

Белая рубаха и русский сарафан,

На голове платочек – не найдешь изъян!

На первый взгляд – простая, но радует взор

В росписи одежды затейливый узор,

Милая улыбка и секрет внутри

Сколько же в ней куколок?

Ну – ка разбери!

Воспитатель: Да – это кукла с секретом. Что за секрет у матрешки?

Ребенок:

Разломлю я пополам:

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Улыбается, смеется.

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

Ростом разные подружки,

А похожи друг на дружку.

Русские красавицы

Всем нам очень нравятся!

Воспитатель: Да, действительно, кукла с секретом. Матрешка – это расписная, веселая деревянная кукла, ее сделали народные умельцы. Все матрешки разные: они разного размера, у них разное настроение. Для работы художники использовали только яркие краски. Какие? (Ответы детей.)

Воспитатель: Но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем - то и схожесть. Чем похожи матрешки?

Воспитатель: Правильно? У каждой матрешки есть платочек на голове, одежда яркая, праздничная.

Воспитатель: Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать. Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что мы все сейчас матрешки.

Физкультминутка «Веселые матрешки» под муз. сопровождение.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку

Топают матрешки то правую ногу, то левую)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево - вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головы влево – вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку)

Топают матрешки (топают).

Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку:

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой.

Веселит, ласкает взор

Пё стрый радужный узор:

Клетки, кольца, завиточки,

Змейки, ленточки и точки!

Просто загляденье!

Всем на удивление!

Воспитатель: Найдите куклу в нашем музее, о которой говорилось в моей загадке.

- Верно! Это дымковская кукла!

Воспитатель: Кто мне скажет, почему кукла называется дымковской? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, она названа по имени села Дымково, в котором ее сделали. Ребята, а что мы с вами знаем о дымковской кукле? Из чего, она сделана? (Из какого материала) (Ответы детей.)

Воспитатель: Посмотрите, внимательно, какие цвета использовали художники? (Ответы детей.)

Воспитатель: Какие элементы дымковской росписи вы можете мне назвать? (Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии).

Воспитатель: А вот ещё одна кукла, для ее изготовления сначала собирали солому, затем варили, чтобы она стала мягкой, эластичной, блестящей, а уж потом скручивали, связывали и украшали. И какая же получилась кукла у человека? (Соломенная кукла).

- Соломенных кукол не продавали, а делали люди для себя, т. к. эта кукла приносила удачу. А еще это была любимая кукла деревенских детей.

Воспитатель: Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему? (Ответы детей.)

- Правильно! Она непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть.

Воспитатель: Ребята, а сейчас, мы поговорим о другой кукле из нашего музея, о современной кукле (Показывает.)

Воспитатель: Ребята, а из чего же сделана современная кукла? (Ответы детей.)

- Современная кукла сделана из пластмассы. У нее есть руки, ноги, они двигаются, голова поворачивается в разные стороны, есть волосы, красивая одежда. Некоторые куклы могут ходить, говорить, петь. Куклу можно купать, переодевать и т. д. У современных кукол даже есть дома, мебель посуда. Современную куклу делают на фабрике и не только!

Воспитатель: Ребята, а вот рядом тряпичная кукла, посмотрите. (Показывает.)

Воспитатель: А, почему она так называется? (Ответы детей.)

(Потому что сделана из тряпочек, обрезков ткани.)

Воспитатель: Существует очень много видов тряпичных кукол (показать в музее). Есть кукла - игровая, - предназначалась детям для игры, обереговая кукла – спасала человека от различных опасностей. А какие тряпичные куклы есть в музее:

Кукла «Барыня» предназначалась для игры в дочки – матери. А барыней называлась потому, что у нее руки, как у барыни – руки в боки.

Маленькая куколка-девочка с длинной косой - и игровая кукла, и оберег. Люди считали, что длинная коса приносит Удачу, именно из-за длинной и толстой косы, она и называется “На Счастье”.

Кукла Жених. Мужской образ русской куклы называли «куклак». Куклак Жених – это игровая кукла.

Кукла «Зернушка». Ее делали после сбора урожая. Внутри куклы было зерно. Она символизировала достаток в доме.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в музее есть еще очень интересная тряпичная кукла, да какая маленькая. Как называется эта кукла? (Ответы детей.)

- Правильно! Эта кукла называется – «Пеленашка».

Воспитатель: А кто из вас знает, почему эта кукла получила такое название? (Ответы детей.)

- Кукла Пеленашка – младенчик в платочке, запеленатый в пеленку. Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы малыши крепко спали.

- Ой, ребята, посмотрите, а здесь ещё и клубочек есть, он не простой, хотите в гости попасть? Мы пойдём туда, куда он покатится.

- А покатился он к бабушке Арине и её внучке Алёнке. (Бабушка Арина встречает гостей).

- Здравствуйте, бабушка Арина, а что это вы делаете?

Бабушка Арина: А я своей внучке Алёнке мастерю куклу – пеленашку. Хотите и вас научу?

Воспитатель: Конечно, хотим.

Бабушка Арина: Ну тогда, смотрите – эти куклы, при изготовлении которых использовались старинные техники и технологии. По назначению они делятся на несколько групп : куклы игровые, обрядовые и куклы – обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете. Отсутствие лица служило то, что кукла – вещь неодушевленная, а значит недоступная вселению в неё злых сил.

- Я вам покажу, как делать куклу – пеленашку (т. е. малышку).

1. Берем белую ткань и сворачиваем её как полено, и связываем;

2. Сверху покрываем платочек;

3. Затем, в ткань её пеленаем и снова завязываем, чтобы не распеленалась.

- Вот и получилась у нас кукла.

Воспитатель: Уважаемые гости, а у вас есть такая кукла? (нет) А вам хотелось бы иметь такую куклу – оберег? (да). Ребятки, давайте нашим гостям подарим таких кукол - пеленашек.

Ребенок:

Наши куклы дороги и ярки,

Примите их в подарки.

Приходите в гости к нам

Рады мы всегда гостям.

Бабушка Арина: А теперь вы, ребята, расскажите, что у вас было нового и интересного. (Рассказ детей).

- Вот видите как хорошо, сколько вы нового и интересного узнали и рассказали. А я вас за это угощу пирожками (Угощает).

Дети благодарят и прощаются с бабушкой Ариной и её внучкой.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Уфа — безопасный город» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №293 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

«Мастерим кормушку». Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию Цель: прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. проявлять заботу об окружающем мире.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Домашние животные» Конспект НОД по ОО «Социально – Коммуникативное развитие» в средней группе на тему «Домашние животные». Грибенникова Яна Николаевна МБДОУ.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Дорогою добра» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский Сад №5» города Энгельса Саратовской области Воспитатель: Чиркина.

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с элементами сказкотерапии Конспект образовательной деятельности по социально- коммуникативному развитию с элементами сказкотерапии с детьми подготовительной к школе.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по социально-коммуникативному развитию «В поисках Феи Доброты» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад «Семицветик» с. Булгаково муниципального района Уфимский район.

Конспект совместной образовательной деятельности в средней группе по социально-коммуникативному развитию «Секреты дружбы» План-конспект совместной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Секреты дружбы» Составила: Сапунова Наталья.

Конспект занятия в средней группе по социально-коммуникативному развитию «Родина-Россия» Занятие в средней группе по социально-коммуникативному развитию «Родина-Россия» Цель: формирование патриотических чувств. Задачи: — формировать.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Зимние забавы» Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе на тему : «Зимние забавы».Цель : • Расширить словарный запас детей,.

«Развиваем целостное отношение к труду». План образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию Образовательная область" Социально-коммуникативное развитие" раздел «Развиваем целостное отношение к труду» (подготовительная группа). №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе «История кукол»
Опубликовано: 15 июня 2018 в 13:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД