Конспект образовательной деятельности по теме «История развития письменности» в подготовительной группе

Ольга Пробенко
Конспект образовательной деятельности по теме «История развития письменности» в подготовительной группе

Цель: познакомить детей с историей развития письменности; формировать интерес к чтению и книгам.

Материал: картон, пластилин, стеки, листы бумаги, карандаши на каждого ребёнка.

Предварительная работа: экскурсия в библиотеку; беседы о важности книг,

о бережном к ним отношении.

Ход:

Книги живут уже много тысяч лет, но не всегда они были такими, какими мы их видим сегодня.

Печатные книги возникли не сразу:

Писец переписывал каждую фразу.

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.

Без людей, без друзей, в одиночку

Он на строчку нанизывал строчку.

Перепишет всего пару книг,

И глядишь- уже дряхлый старик.

В очень далекие времена, когда люди не умели не писать, не читать,

свои законы, предания они хранили в своей памяти. Предания передавались из поколения в поколение. Огромное количество знаний просто заучивалось наизусть, а на дальние расстояния посылались «живые» письма- гонцы.

Когда запоминать многотысячные строки стало трудно, первобытные сказители начали использовать ленточки или узелки, которые помогали им.

Слайд 1.

Так появилось узелковое письмо. Им владели древние китайцы, мексиканцы, персы. В Южной Америке и сейчас встречаются пастухи, знающие «язык узелков».

Для узелкового письма требовалась верёвка и много маленьких ленточек или шнурков. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал шнурок на верёвку особым образом. Черный узел обозначал смерть, желтый- золото,

белый- серебро или мир, зеленый- хлеб. Если узел не был окрашен, он обозначал число.

На смену узелковому письму пришло письмо в картинках- пиктография.

Слайд 2.

Племена увеличивались, и появилась необходимость передавать

ещё больше информации, например, где лучше охотиться, где живут враждебные племена. И люди придумали делать небольшие рисунки на камне и на дереве. На рисунке изображали то, что нужно сообщить.

Если рядом нарисованы маленький медведь, стрелка и три палочки, это

значит: «В трех днях пути водятся медведи». Такими рисунками человек украшал и свое тело. Эти рисунки говорили о числе походов, силе и доблести.

Постепенно рисуночным письмом пользоваться становилось все труднее.

Ведь так можно было передать только короткие сообщения. А длинные предложения приходилось рисовать долго и трудно. Для этого старались сложное изображение превратить в значок из двух- трех линий. Теперь каждый такой значок обозначал какое-то слово. Например, волнистая линия обозначала воду, а квадратик- камень. Такое знаковое письмо получило название «иероглифы».

Слайд 3.

Чтобы стать образованным человеком, нужно было выучить несколько сотен, а то и тысяч знаков. Грамоте учились много лет.

На плите, на саркофаге,

На папирусной бумаге

И на всем, что видит взгляд,

Иероглифы пестрят.

Рыбы, звери, птицы, точки,

Загогулины, кружочки…

Все знакомое почти,

А попробуй- ка прочти!

Буквы это или сразу

Вся египетская фраза?

Может, кончилась строка

Возле рыбы и цветка?

Овладеть бы вдруг случайно

Нам египетскою тайной…

А в Древнем Египте писали на глиняных табличках.

Слайд 4.

Но на глине трудно было выводить кривые линии. Поэтому вавилонские

Иероглифы скоро превратились в прямые палочки, похожие на клинышки.

Такое письмо стали называть клинопись.

Позже в разных странах стали употреблять один значок для обозначения одного звука. Так, переходя по странам и народам, буквы с камня переходили на папирус, с папируса на восковую дощечку, с восковой

дощечки на пергамент или бересту, с пергамента на бумагу.

Практическая часть.

1. Предложить детям придумать иероглифы и зарисовать их. Например,

«На нас напали враги». «Пожар уничтожил наши жилища». «Наше племя убило 3-х медведей».

2. Замазать лист картона пластилином и написать знакомые буквы.

Из детских работ создать выставку «Путь от «языка узелков» до букв».

Использованная литература:

Читаем, учимся, играем. -2008.-№2

Публикации по теме:

Проект «Путь в страну книг» Цель: развитие свободной творческой личности ребёнка, знакомство детей с жизнью и творчеством детских писателей, закрепление и систематизация.

Экскурсия в школьную библиотеку Цель: расширять знание детей о школе, о школьной библиотеке, о содержании труда библиотекаря; воспитывать бережное отношение к книге. Предварительная.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по теме «История развития письменности» в подготовительной группе
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 09:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет. Интерактивный спектакль «Василиса Прекрасная»
Для полноценного развития детей мы стараемся показать ребятам мир искусства: театр, балет, мюзиклы. Сейчас для этого есть масса возможностей. Но наряду с...
Конспект НОД «Пасхальный сувенир» для детей старшего дошкольного возраста
Объемное яйцо из бумаги – интересная и оригинальная поделка к Пасхе. Такая поделка будет прекрасным сувениром в качестве подарка, декором для украшения...
Конспект игры-прогулки в детском саду «Удивительные чудеса ветра»
Конспект игры прогулки в детском саду «Удивительные чудеса ветра» Программное оглавление: 1. Возобновлять знакомить с действами природы. Представит...
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
Профессиональный рост педагога как основа педагогического мастерства.
Семинар-практикум "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды ДОО как одна из профессиональных компетенций педагога"....