Конспект образовательной деятельности по теме «История развития письменности» в подготовительной группе

Ольга Пробенко
Конспект образовательной деятельности по теме «История развития письменности» в подготовительной группе

Цель: познакомить детей с историей развития письменности; формировать интерес к чтению и книгам.

Материал: картон, пластилин, стеки, листы бумаги, карандаши на каждого ребёнка.

Предварительная работа: экскурсия в библиотеку; беседы о важности книг,

о бережном к ним отношении.

Ход:

Книги живут уже много тысяч лет, но не всегда они были такими, какими мы их видим сегодня.

Печатные книги возникли не сразу:

Писец переписывал каждую фразу.

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.

Без людей, без друзей, в одиночку

Он на строчку нанизывал строчку.

Перепишет всего пару книг,

И глядишь- уже дряхлый старик.

В очень далекие времена, когда люди не умели не писать, не читать,

свои законы, предания они хранили в своей памяти. Предания передавались из поколения в поколение. Огромное количество знаний просто заучивалось наизусть, а на дальние расстояния посылались «живые» письма- гонцы.

Когда запоминать многотысячные строки стало трудно, первобытные сказители начали использовать ленточки или узелки, которые помогали им.

Слайд 1.

Так появилось узелковое письмо. Им владели древние китайцы, мексиканцы, персы. В Южной Америке и сейчас встречаются пастухи, знающие «язык узелков».

Для узелкового письма требовалась верёвка и много маленьких ленточек или шнурков. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал шнурок на верёвку особым образом. Черный узел обозначал смерть, желтый- золото,

белый- серебро или мир, зеленый- хлеб. Если узел не был окрашен, он обозначал число.

На смену узелковому письму пришло письмо в картинках- пиктография.

Слайд 2.

Племена увеличивались, и появилась необходимость передавать

ещё больше информации, например, где лучше охотиться, где живут враждебные племена. И люди придумали делать небольшие рисунки на камне и на дереве. На рисунке изображали то, что нужно сообщить.

Если рядом нарисованы маленький медведь, стрелка и три палочки, это

значит: «В трех днях пути водятся медведи». Такими рисунками человек украшал и свое тело. Эти рисунки говорили о числе походов, силе и доблести.

Постепенно рисуночным письмом пользоваться становилось все труднее.

Ведь так можно было передать только короткие сообщения. А длинные предложения приходилось рисовать долго и трудно. Для этого старались сложное изображение превратить в значок из двух- трех линий. Теперь каждый такой значок обозначал какое-то слово. Например, волнистая линия обозначала воду, а квадратик- камень. Такое знаковое письмо получило название «иероглифы».

Слайд 3.

Чтобы стать образованным человеком, нужно было выучить несколько сотен, а то и тысяч знаков. Грамоте учились много лет.

На плите, на саркофаге,

На папирусной бумаге

И на всем, что видит взгляд,

Иероглифы пестрят.

Рыбы, звери, птицы, точки,

Загогулины, кружочки…

Все знакомое почти,

А попробуй- ка прочти!

Буквы это или сразу

Вся египетская фраза?

Может, кончилась строка

Возле рыбы и цветка?

Овладеть бы вдруг случайно

Нам египетскою тайной…

А в Древнем Египте писали на глиняных табличках.

Слайд 4.

Но на глине трудно было выводить кривые линии. Поэтому вавилонские

Иероглифы скоро превратились в прямые палочки, похожие на клинышки.

Такое письмо стали называть клинопись.

Позже в разных странах стали употреблять один значок для обозначения одного звука. Так, переходя по странам и народам, буквы с камня переходили на папирус, с папируса на восковую дощечку, с восковой

дощечки на пергамент или бересту, с пергамента на бумагу.

Практическая часть.

1. Предложить детям придумать иероглифы и зарисовать их. Например,

«На нас напали враги». «Пожар уничтожил наши жилища». «Наше племя убило 3-х медведей».

2. Замазать лист картона пластилином и написать знакомые буквы.

Из детских работ создать выставку «Путь от «языка узелков» до букв».

Использованная литература:

Читаем, учимся, играем. -2008.-№2

Публикации по теме:

Проект «Путь в страну книг» Цель: развитие свободной творческой личности ребёнка, знакомство детей с жизнью и творчеством детских писателей, закрепление и систематизация.

Экскурсия в школьную библиотеку Цель: расширять знание детей о школе, о школьной библиотеке, о содержании труда библиотекаря; воспитывать бережное отношение к книге. Предварительная.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по теме «История развития письменности» в подготовительной группе
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 09:27
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...