Конспект образовательной деятельности по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»

Любовь Исламгареева
Конспект образовательной деятельности по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»

Конспект образовательной деятельности по звуковой культуре речи

Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш»

Цель: различение звуков Ж-Ш в слогах, словах и фразовой речи.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- закрепить правильную артикуляцию звуков «Ш», «Ж»;

- продолжать учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

- формировать умение дифференцировать звуки «Ш», «Ж»;

- совершенствовать умение четко и правильно произносить звуки «Ш», «Ж» в слогах, словах и фразовой речи.

Развивающие задачи:

- развивать устойчивость внимания;

- продолжать учить выделять в ряду лишнее слово, обосновывая свой выбор;

- развивать способность анализировать, делать выводы;

- совершенствовать умение отвечать полным предложением.

Воспитательные задачи:

- развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности;

- воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого;

- способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: картинки к загадкам, иллюстрации к играм.

I. Орг. момент. Дети стоят полукругом

- Здравствуйте ребята! Встаньте ровно, подтянитесь и конечно улыбнитесь.

- Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

- Начнем занятие с нашего девиза:

«Слушаем внимательно,

Произносим старательно,

Говорим спокойно, внятно,

Чтобы всем было понятно».

II. Основная часть.

Воспитатель загадывает загадки.

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)»

- Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].

- Слушай еще одну загадку:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко

И умылся серой лапкой.

-Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].

-Как вы думаете, с какими звуками мы будем сегодня играть?

-Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].

- А сейчас давайте немножко разомнем наши пальчики, поиграем с вами в игру «Кошка»

Пальчиковая гимнастика «Кошка»

Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,

(Ребенок сжимает и разжимает кулачки)

И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.

(Сжимаем кулаки)

Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,

(Пальчики поочередно «здороваются»)

Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.

(Пальчики отскакивают друг от друга)

- Молодцы, наши пальчики хорошо потрудились.

Подготовка артикуляционного аппарата.

- Покажите, как жужжит пчела, шмель? (Ж-ж-ж)

- Как шипит змея? (Ш-ш-ш)

Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы научиться правильно и красиво разговаривать, нужно делать специальную гимнастику для язычка.

1. Упражнение «Улыбка»

- Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

- Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

- Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Различение звуков Ж-Ш на слух и в произношении.

- Послушайте стихотворение:

Как мышам пищала мышь,

Шорох ваш нарушил тишь.

Шепчут шумно камыши:

Тише мышка не шурши…

- Какой звук часто повторяется в стихотворении? (Звук Ш).

- Произнесите звук «Ш». Как расположены губы, где находится язык, когда мы произносим звук Ш? (Губы трубочкой выдвинуты вперед, язык поднят за верхние зубы).

- Послушайте другое стихотворение:

Над Жорой жук жужжа кружит,

От страха Жора весь дрожит.

- Какой звук часто повторяется в стихотворении? (Звук Ж).

- Произнесите звук «Ж».

- Приложите руку к горлышку, произнесите звуки Ш, Ж.

- Чем отличается звук Ш от звука Ж? (Звук Ж – звонкий, когда мы его произносим, горлышко дрожит. Звук Ж произносится с голосом. А когда произносим звук Ш – горлышко спокойно, звук Ш произносится без голоса – он глухой).

Игра «Будь внимательным»

- Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным». Ребята, звук Ш – это песня змеи, а звук Ж– песня жука. Услышав тот или иной звук, вы должны выполнить соответствующее движение: на звук Ш– зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея, на звук Ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

- А теперь попробуем в словах услышать звуки Ж и Ш.

Воспитатель называет разные слова, где есть звуки «Ж»; «Ш»; если в слове звучит звук «Ж» - дети показывают песенку жука, руки поднимают вверх – вниз, имитируя полёт жука. Если в слове есть звук «Ш», дети показывают песенку ужа. Рука зигзагообразно от себя идёт вперёд.

Предлагаемые слова для игры: жираф, шар, жар, кошка, журавль, шиповник, жук, шишка, жаба, лягушка, ромашка, школа, животные, карандаш, жёлтый, мышка, вышка, жильцы, жеребёнок, машина, варежки, шапка, дорожка, оранжевый, шофёр, гараж, снежок, снежный, ежи, тишина, вежливый, художник, флажок, одежда, ножницы, дружба.

Физминутка «Ёжики»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

«Раз фонарик, два фонарик – ёжики, ёжики,

Наковали, наковали – ножницы, ножницы.

Бег на месте, бег на месте, - зайчик, зайчики.

Ну-ка дружно, ну-ка вместе – девочки, мальчики».

Чистоговорки. Игра «Повтори не ошибись» (с мячом).

- А теперь, ребята, произнесем чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш». Чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.

Педагог проговаривает чистоговорку, кидает мяч ребёнку. Ребёнок повторяет.

Жа – жа – жа, мы видели ежа,

Ша – ша – ша, у меня лапша,

Жи – жи – жи, у меня ножи,

Ши – ши – ши, это малыши.

Жу – жу – жу, на лужок хожу,

Шу – шу – шу, я флажком машу,

Жок – жок – жок, у меня флажок,

Шок – шок – шок, у меня пушок.

Разучивание скороговорки.

- Ребята, послушайте скороговорку:

На крыше у Шуры

Живет журавль Жура.

- Выучим эту скороговорку. Послушайте ее еще раз.

- повторяется скороговорка в умеренном темпе

- повторяется быстро (кто говорит хорошо, замедленно (кто говорит плохо)

- повторяем хором и по одному – быстро и медленно – 3-4 раза

- повторяем тихо, громко, громко, тише

- разделить детей на подгруппы: первая подгруппа повторяет первую часть, а вторая – окончание.

Игра «Четвертый лишний»

- Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Четвертый лишний».

Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Итак, начали:

1. Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь.

- Какая картинка лишняя, почему?

- В слове «лошадь» звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?

2. Картинки: желуди, шляпа, ландыши, мышка.

- Какая картинка лишняя, почему?»

- В слове «желуди» звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

3. Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф.

- Какая картинка лишняя, почему?

- В слове «ножницы» звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

- Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы.

Физминутка «Ветер дует»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

«Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше-выше».

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы учились различать на занятии? (Звуки Ж и Ш).

- Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей).

- Молодцы, все были внимательными, старались запомнить скороговорку.

Публикации по теме:

Конспект ОД «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ц]-[Ч]. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» Технологическая карта ОД с детьми старшей группы «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный.

Конспект НОД по развитию фонетическо-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Дифференциация звуков [У] — [A]» .

Конспект НОД по развитию речи с использованием игровых технологий в старшей группе «Дифференциация звуков [з]-[ж]» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием игровых и личностно-ориентированных технологий Тема: «Дифференциация звуков.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»
Опубликовано: 20 ноября 2017 в 18:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Снежинки-половинки»
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры "Снежинки-половинки" Уважаемые посетители моей странички, предлагаю вашему вниманию мастер-класс по...
Сценарий утренника «Новогоднее такси» для детей старшего дошкольного возраста
Под весёлую музыку дети входят в зал парами. Снегурочка. Шире круг! Шире круг! Здравствуй, наш весёлый друг! Зима. Хвойная одёжка, смоляная ножка! День...
Мастер-класс «Цветы из ткани»
Для нашего танцевального номера не хватало яркого оформления. Объемные цветы-нежные, но в то же время выразительные могли добавить некую изюминку ! Почему...
Фотоотчёт о досуге «Письмо Дедушке Морозу»
Что такое Новый год? Новый год – самый любимый и желанный праздник для детей и взрослых. Это сказка, это чудо, это волшебство и конечно же это подарки!...
Консультация для воспитателей «Экологическая акция в ДОУ «Покормите птиц зимой!».
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно -эстетическое,...